Программа школьного кружка Музееведение
Крымская общеобразовательная школа
Село Крымка Джанкойский район. Республика Крым
Согласовано Утверждаю
Зам .директора по В.Р. Директор Крымской ош------------- -------------Н.РТомко --------------- ----------Н.В.Гордиенко
Программа кружка «Музееведение»
Учитель истории обществознания,
руководитель Школьного кружка «Музееведение»
А.У.АбдулхаироваРассмотрено на педагогическом
совете школы протокол №6 от 27.08 2014г.
2014-2015 уч.
Пояснительная записка
Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология».
Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности. Данная программа рассчитана на 34 часа кружковой работы , из расчета 1 час в неделю. Кружок предназначен для учащихся 7-11 классов.
Цели программы:
1.Способствовать гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
2.Сохранять и развивать культурно-историческое наследие.
3.Сформировать представление о науке музееведение, ее предмете и структуре.
4.Способствовать интеллектуальному развитию и гуманизации личности учащихся.
Основные понятия
Музейное дело – вид общественной деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование культурного наследия и осмысление этих процессов; музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство – создание музеев и музейной сети, организация управления музеями – музейный менеджмент, подготовка, переподготовка и повышение квалификации музейных работников и создание соответствующих учреждений); музейную практику (научно-фондовая, научно-просветительская, рекреационная, экспозиционная, научно-исследовательская и издательская работа); музееведение как науку.
Музейные фонды – совокупность всех материалов, поступивших на хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (законами, инструкциями, положениями и т.д.), документирующих социально значимые феномены и процессы, связанных с профилем музея и служащих средством музейной коммуникации, а также относящиеся к ним научно-вспомогательные материалы. Состоят из фонда музейных предметов и фонда научно-вспомогательных материалов (в естественнонаучных музеях есть еще фонды научных сырьевых материалов)
Учебно-тематический план
№ занятия Тема раздела, занятия Кол.
часов Дата проведения Материалы и оборудование
Теоретическая часть
1. 1. Классификация музеев 1 Схемы, документы, словари
2. История музейного дела
2.1 История музейного дела в мире (презентации) 1 Схемы, документы, словари
2.2 История музейного дела в России(презентации) 1 Схемы, документы, словари
2.3 Музеи Крыма(заочная экскурсия) 1 Схемы, документы, словари,презентации 3. Основные направления музейной деятельность . Научно- фондовая работа музеев.
3.1 Комплектование музейных фондов(работа с музейным фондом школы) 1 Материалы школьного музея
3.2 Учет музейных фондов 1 Материалы школьного музея
3.3 Требования к музейным зданиям 1 Материалы школьного музея
4. Экспозиционная работа музеев
4.1 Теория экспозиционной работы(презентация) 2 4.2 Методы создания экспозиции(практическое занятие 1 4.3 Экспозиционное оборудование 1 4.4 Художественное проектирование музейной экспозиции(создание проекта) 1 5. Культурно-образовательная работа музеев
5.1
5.1 Создание экспонатов
Экскурсионная работа 2 Музейный фонд школы
Учебные пособия
5.2 Классификация экскурсий 1 Словари
5.3
Создание 2
Учебные пособия
5.4 Требования к экскурсоводу 1 6. Другие формы культурно-образовательной работы в музеях
6.1 Лекции и консультации 2 6.2 Конкурсы, викторины, олимпиады 6.3 Праздники Практическая часть
7. проведение экскурсий по районному музею Боевой славы 5 Материалы районного музея
8. проведение викторины «Гордись своей малой родиной» (для учащихся 7 кл.) 2 Материалы этнографического зала
9. проведение лекции «История Крымской школы» (для учащихся 8-11 кл.) 3 Материалы зала истории школы
10. проведение праздника 9 мая 3 Материалы залов боевой и трудовой славы
11 Проведение мероприятия «Крым многонациональный» 1 Структура курса:
Теоретическая часть
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ2. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА2.1. История музейного дела в мире2.2. История музейного дела в России2.3. Музеи Крыма
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Научно-фондовая работа музеев
3.1. Комплектование музейных фондов3.2. Учет музейных фондов3.3. Требования к музейным зданиям4 . Экспозиционная работа музеев4.1. Теория экспозиционной работы4.2. Методы создания музейных экспозиций4.3 Экспозиционное оборудование
4.4Художественное проектирование музейной экспозиции
5. Культурно-образовательная работа музеев5.1.. Экскурсионная работа5.2.Классификация экскурсий
5.3. Методическая разработка экскурсии
5.4. Требования к экскурсоводу
6. Другие формы культурно-образовательной работы в музеях
1 Лекции . 2 Конкурсы, викторины, олимпиады
3. Праздники
Практическая часть
7. Подготовка и проведений экскурсий по районному музею боевой и трудовой славы ( для учеников 5-11 классов )
8. Подготовка и проведение викторины “Гордись своей малой родиной” для уч. 7 кл.
9. Подготовка и проведение лекции “История Крымской школы” ( 8-11 кл )
11. Подготовка и проведение праздника 9 мая ( 5-6 кл )
Содержание программы
1.Классификация музеев. (1 час).
Классификация музеев по масштабам деятельности, форме собственности, административно-территориальному признакам. Выделение типов музеев. Профили музеев. Музеи отдельных отраслей культуры.
2.История музейного дела.(3часа).
История музейного дела в мире, в России ,в Крыму. Первые музеи Древней Греции, Древнего Рима. Становление музейного дела, музееведения. Появление новых типов и профильных групп музеев. Формирование и усиление роли международных организаций, занимающихся проблемами сохранения культурного наследия. Русские музеи, Эрмитаж. Смена приоритетов в деятельности музеев. История крымских музеев.
3.Основные направления музейной деятельности. Научно-фондовая работа музеев.(3 часа).
Основа деятельности музеев работа с фондами, создание оптимальных условий для отбора, сохранения, исследования, использования музейных предметов. Этапы работы с фондами. Способы комплектования музейных фондов. Воспроизведение музейных предметов. Учет музейных предметов и коллекций. Требования к музейным зданиям. Проектирование.
4.Экспозиционная работа музеев. (5 часов).
Теория экспозиционной работы. Этапы создания экспозиций. Постоянные и временные экспозиции. Экспозиционные комплексы. Участники экспозиционной работы. Экспонаты. Методы создания экспозиций. Систематический, ансамблевый, тематический методы. Инсталляции. Виртуальные экспозиции. Экспозиционное оборудование. Тексты в экспозиции. Технические средства. Модульные системы. Художественное проектирование музейной экспозиции.
5.Культурно-образовательная работа музеев. (6 часов).
Выработка специфических форм работы с людьми. Основная форма культурно-образовательной работы музеев подготовка и проведение экскурсий. Экскурсии как особый вид коммуникации. Классификация экскурсий по профилю, целевой направленности, по широте охвата тематики, по составу экскурсантов, по месту проведения. Методическая разработка экскурсии. Основные части. Развернутый план. Методы установления контакта с посетителями. Требования к экскурсоводу. Движение, жестикуляция, эмоциональный настрой. Завершение экскурсии.
6.Другие формы культурно-образовательной работы в музеях.(2 часа).
Базовые формы культурно-образовательной работы: лекции, консультации, научные чтения, конкурсы, праздники, игры и т.д. Лектории и музейные коллекции. Консультации для индивидуальных посетителей. Кружки при музеях. Знакомство с музейной коллекцией через конкурсы, викторины, олимпиады. Нетрадиционные формы работы с посетителями. Музейный праздник. Презентации. Ролевые игры. Интегральные формы работы музея.
7.Практическая часть.(14 часов).
Экскурсионная работа в районном музее (место базирования - школа )Применение полученных знаний на практике. Подготовка и проведение экскурсий по районному музею, викторины «Гордись своей малой родиной» ( на основе материалов этнографического зала музея) , лекции «История школы» ( на основе материалов зала истории школы ), праздника «Этих дней не смолкнет слава» ( на основе материалов залов боевой и трудовой славы). Исследовательская работа. Дополнение коллекции музея.
Список литературы:
Майоров А.В. «Музеология как научная дисциплина» Спб.,2005
Сотникова С.И. «Подготовка музейных специалистов: История и современное состояние» М.,2005
Поправко Е.А. «Музееведение» М.,2008
Интернет-ресурсы:
www.unesko.ruwww.museum.ru