«Формы обобщения опыта работы педагога. Итоги конкурса методической продукции»
Педагогический конкурс как форма трансляции опыта работы
«Формы обобщения опыта работы педагога.
Итоги конкурса методической продукции»
Обобщение опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщённое систематизированное его описание.
Одним из критериев передового опыта работы педагога является практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Это высокое мастерство педагога, т.е. такая работа, которая даёт наилучший педагогический результат. В данном случае речь идёт об опыте, который может и не содержать в себе что-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех педагогов, которые ещё не овладели педагогическим мастерством.
В практике часто используются следующие формы обобщения опыта:
выступления автора опыта;
семинары-практикумы;
справки об опыте работы;
подборки письменных материалов в папках или рукописных сборниках;
тематические выставки;
методические плакаты;
фильмы, видеозаписи;
методические разработки;
статьи, брошюры, картотеки и др.
Мы с вами сегодня будем говорить о форме обобщения работы - методическая продукция. Создание методической продукции – способ выражения и распространения методических знаний, которые являются звеном единого творческого процесса.
Методические материалы могут быть объединены:
по возрастному принципу (работа с дошкольниками, с младшим, средним и старшим школьным возрастом);
по адресатам (педагогам, учащимся, родителям и т.д.);
по направленности и видам деятельности.
Классификацию методической продукции вы рассмотрели ранее на методических учёбах в отделах:
по периодичности;
по адресату;
по характеру информации;
по инновационному потенциалу;
по функциональному назначению.
Следует отметить, что за последние 2 года педагоги ЦДТ №5:
Активно используют различные средства и способы распространения позитивного опыта работы через участие в работе методических объединений, педагогических советов, семинаров-практикумов на региональном и муниципальном уровнях, уровня учреждения (выступления, мастер-классы и открытые занятия, участие в педагогических конкурсах, публикации и прочее).
Ведут большую работу над созданием учебно-методического комплекса. Разрабатывают конспекты мастер – классов и открытых занятий, сценарии мероприятий, описывают опыт работы в методических пособиях и рекомендациях.
Публикуют свои методические материалы на различных всероссийских сайтах, порталах. Материалы участия в заочных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах публикуются в сборниках.
Педагогический конкурс методической продукции, который проходил в ЦДТ №5 с 11.03.2016 г. по15.03.2016 г., можно рассмотреть как ещё одну форму обобщения опыта. Конкурс проводился по трём номинациям:
Информационно-ознакомительная продукция (3 чел);
Организационно-методическая продукция (16 чел);
Прикладная продукция (9 чел).
Всего приняло участие в конкурсе 27 чел.
По результатам конкурса экспертной комиссией отмечены положительные моменты:
1. Педагоги понимают, что профессиональная пригодность на современном этапе определяется не только наличием практического опыта, но и теоретическими и методическими основами. Всё больше педагогов участвуют в педагогических конкурсах внутри учреждения.
2. Десять работ с некоторыми доработками рекомендовано к публикации в СМИ. 3. Основная часть представленных материалов на конкурс может быть использована другими педагогами на практике, в особенности начинающими педагогами. В протоколе конкурса экспертной комиссией указаны по каждой работе замечания и предложения, с которыми каждый участник может ознакомиться.
Выявлены следующие типичные недостатки в конкурсных работах:
Нет конкретного адресата, точной нацеленности методической продукции на определённую категорию педагогов (взрослых) или детей. В основном целеполагание в работах обозначено для детей.
В работе не описывается, является ли работа результатом изучения какого-либо вопроса по научно-практической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, или оправдавшего себя своего опыта работы.
Некоторыми авторами представлен один конспект занятия, мастер-класса или мероприятия без описания или анализа. (Конспект или сценарий является методической разработкой при наличии полного описания методики действия педагога: разъяснение форм и методов применяемых на мероприятии или занятии, рекомендации и прочее).
Не указываются в описании ссылки на авторов или печатные источники идеи и материалы которых использует автор в своей педагогической работе, работе над методической продукцией.