Сценарий речевого праздника «Подарки осени» для детей с тяжелыми нарушениями речи. (старший возраст)

Подарки осени

Сценарий речевого праздника для детей подготовительной группы с ТНР.

Цели:
Развивать артикуляционные мышцы речевого аппарата, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, мимические мышцы лица.
Формировать у детей положительную мотивационную направленность к овладению правильным звукопроизношением, используя чистоговорки.

Предварительная работа:
Разучивание на коррекционных занятиях пальчиковых игр, артикуляционных упражнений, чистоговорок.
Разучивание на музыкальных занятиях песен «Осень», музыка И. Кишко, «Урожай», музыка С. Насауленко, музыкальной игры «Гриб волнушка», музыка М. Картушиной.
Закрепление музыкального и коррекционного материала в группе во второй половине дня.

Действующие лица:
Ведущий – учитель-логопед
Осень – воспитатель
Ёжик – ребёнок старшей группы
Ответственный за музыкальное оформление – музыкальный руководитель.

Ход праздника.
Дети входят в зал вместе с ведущим, у которого в руках кленовый лист.
Ведущий:
Жёлтый листик на ладони,
Был когда-то он зелёный,
К нам в окошко он влетел,
Почему он пожелтел?
У кого, друзья, не спросим –
Скажут: наступила
Дети отвечают: Осень!
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ла-ла-ла – осень к нам пришла.
Дети хлопают в ладоши.

Ул-ул-ул – ветерок подул.
Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.

Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила
Вращают кистями, поднятых вверх рук.

Али-али-али – все мы осень ждали.
Делают скользящие хлопки («тарелочки»).

Ведущий:
Осень в гости к нам пришла,
Что нам Осень принесла?
Песня «Осень», музыка И. Кишко. На вступление и проигрыш дети дуют, изображая ветер.
Ведущий:
Осень дождик принесла,
С собой тучу привела.
Пальчиковая игра «Облака».
Ведущий:
Облака, облака
Делают круговые движения руками, пальцы не подвижны.

Кучерявые бока.
Делают круговые движения руками, с подвижными пальчиками.

Целые,
Делают круговые движения руками, пальцы не подвижны.

Дырявые,
«Протыкают» воздух указательными пальцами.

Лёгкие, воздушные,
Делают круговые движения руками, с подвижными пальчиками.

Ветерку послушные.
Помахивают кистями, поднятых над головой рук.

Ведущий:
Вышел дождик на опушку
И увидел там волнушку.
Кто к волнушке подойдёт?
Кто из вас грибок найдёт?
Игра «Гриб волнушка», музыка М. Картушиной (смотри Приложение).
Ребёнок:
Посмотрите-ка, ребята,
Пожелтело всё вокруг,
Это осень всё прикрыла,
Золотым своим ковром.
Логопедическая гимнастика «Листочки».
Ведущий:
Испугались листочки дождя,
Губы в улыбке. Широкий язык лежит между зубами. Дети выдувают воздух на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Язык и губы должны быть расслаблены, следить за тем, чтобы щёки не надувались.

Задрожали, затрепетали на ветру.
Рот открыт, губы в улыбке. Дети кладут широкий язык на верхнюю губу и делают движения вправо-влево.

Закачались то вверх, то вниз,
Рот открыт, губы в улыбке. Дети прикасаются широким передним краем языка к верхней губе и нижней сначала медленно, потом убыстряя темп.

Свернулись в трубочку.
«Трубочка», «Желобок».

И упали на землю.
Упражнение «Лошадка».


Ведущий:
Все листочки разбросала,
Не хотите ли собрать?
А как только соберете,
Приглашу вас танцевать.
Танец с листочками.
Ведущий:
Мы листочками взмахнём,
В гости Осень позовём!
Дети взмахивают листочками.
Осень не приходит.
Ведущий:
Что же Осень не идёт?
Верно, в гости к себе ждёт?
Что ж, сегодня будет рады,
В гости к Осени сходить,
Посмотреть осенние наряды,
Лес осенний навестить.
Ребята, ко мне подойдите,
Листочки в красивый букет соберите.
Дети отдают ведущему листочки.
Ведущий: Возьмитесь за руки и отправимся в лес по извилистой дорожке.
Дети цепочкой под музыку «Тропинка» идут «змейкой» за ведущим.
Ведущий:
Вот мы и пришли.
Где же, Осень золотая?
Давайте погуляем по лесу и поищем её.
Мимическое упражнение «Эхо».
Дети мимикой изображают содержание стихотворения
Ведущий:
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается к нам тихо:
«Ау, ау», «эхо, эхо».
Вот потеха.
Это эхо каждый раз,
Передразнивает нас.
Появляется Осень.
Осень:
Здравствуйте, друзья,
А вот и я.
Коммуникативная игра «Здравствуй, Осень».
Движения выполняются по тексту.
Ведущий и дети:
Здравствуй, Осень,
Здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы Осень спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пирожки! -
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: А уж яблоки, что мёд!
Дети: На варенье, на компот!
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Звучит быстрая музыка. Осень с «дождиком» в руках бегает по кругу и задевает им детей. После дети садятся на стульчики
Ведущий:
Осень, а ребята знают о тебе стихи, послушай!
Осень: С удовольствием!
Дети:

Что за время года?
Хмурится погода,
Листья опадают,
Птицы улетают.
Туча солнышко закрыла,
Это осень наступила!

Ёжик лёг в свою кроватку
И уснул в ней сладко-сладко,
Осень ставенки закрыла,
Тихо лампу погасила.
Ветер песнью напевал,
Что бы ёжик зиму спал!

Жёлтый листик на ладошке,
Приложу его к щеке.
Это солнечное лето
Я держу в своей руке.
Жёлтый лист! Не улетай!
Про меня не забывай!
Ведущий:
Осень, а что у тебя в корзинке?
Осень:
Это – овощи-картинки,
Выросли на грядке
Вкусные да сладкие
И огурчик, и капуста,
И лучок, и морковочки пучок
Всё, конечно, очень вкусно
Приходи и собирай,
Вот чудесный урожай.
Песня-танец «Урожай собирай», музыка Филиппенко.
Осень:
Мы собрали овощей
И для супа, и для щей.
Урожай так велик
Нужен нам грузовик.
Мальчику надевают шапочку шофёра.
Вот сейчас наш шофёр,
Заведёт ключом мотор!
Ребёнок-шафёр заводит мотор.
Осень:
Ну-ка, овощи садитесь,
Все в машине разместитесь!
«Овощи» едут за шофёром, потом садятся на стульчики.
Ведущий заглядывает в корзинку к Осени, ребёнок в шапочке ёжика сидит возле корзинки.
Ведущий:
Ой-ой-ой! Кто-то там сидит живой!
Круглый, серый, весь в колючках
Кто же это?
Дети: Ёжик!
Появляется ёжик.
Массаж лица, чистоговорка «Ёжик»
Хором:
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу Ежа
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу – подошли мы к Ежу,
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок-жок-жок – надень ёжик сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.


Ёжик:
Я серый Ёжик, четверо ножек.
Я люблю повеселиться,
Поиграть и порезвиться.
Подвижная игра «Догонялки».
Дети встают в круг, в центре – ёжик. Дети идут хороводом под песню «Маленький Ёжик» в одну сторону, ёжик двигается противоходом. После окончания песни, дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три –
Ребятишек догони!
Дети разбегаются, Ёжик старается их запятнать.
Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий:
Эй, скажи, колючий ёж,
Что на спинке ты несёшь?
Ёж:
Сладкие ягодки рябины
Дома спрячу их в корзину.
Наполняю закрома,
Скоро близиться зима.
Чистоговорка «Рябина». Проводит ведущий.
Ина-ина-ина – вот красная рябина.
Сжимаются и разжимаются пальцы, согнув руки перед грудью.

Ину-ину-ину – я сорву рябину
Дети сжимают и разжимают пальцы, подняв руки.

Не-не-не – подойди ко мне
«Манят» руками к себе.

На-на-на – рябина вкусна
«Жевательные движения», протягивают ладони вперёд.

Ведущий:
Славно мы повеселились,
Поплясали, покружились.

Ёжик:
И за это я для вас
Еловые шишки припас!
Достаёт шишки и отдаёт ведущему.
Ведущий:
Ребята шишки не едят.
Ведущий морщится, дети повторяют за ним.
Осень:
А я превращу шишки
Еловые сосновые
В яблоки душистые, сочные, медовые!
Осень:
Глазки закрывайте,
Чудо ожидайте!
Меняют корзинку с шишками на корзинку с яблоками.
1, 2, 3, 4, 5 глазки можно открывать.
Дети открывают глаза и Осень отдаёт ведущему корзину с яблоками.
Ведущий:
Спасибо, Осень, спасибо, Ёжик!
Нам теперь пора прощаться,
В детский садик возвращаться
Осень и Ёжик: До свидания, детвора!
Под музыку дети уходят из зала.
Оборудование:
Листочки по количеству детей, шапочки-маски «Овощи», шапочка и руль для шофёра, корзинка с шишками, корзинка с яблоками.
Костюм осени, ёжика.

15