Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащегося на уроке в условиях внедрения ФГОС (презентация)


«Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащегося на уроке» Выполнил: Величутин Д.А. Учитель МБОУ СОШ№5 Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский Целью образования в условиях введения ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться! «Универсальные учебные действия» = «умение учиться» В традиционном конспекте урока расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма же записи урока в виде. технологической карты, дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей рабочей программы учителя Что же такое технологическая карта? Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта- технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в педагогике Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта урока– это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Параметры технологической карты:этапы урока;цели урока;содержание учебного материала;методы и приемы организации;учебной деятельности обучающихся;деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическая карта позволит учителю:проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели    освоения курса гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке согласовать действия учителя и учащихсяорганизовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обученияосуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколениясистемно формировать у учащихся универсальные учебные действияувидеть учебный материал целостно и системно, проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от   поурочного планирования к проектированию темы (ТК как форма перспективного планирования). Этапы работы над технологической картой: 1. Определение места  урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулирование цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.4. Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).5. Выбор форм  работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая.6. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.  Технологическая карта (тк)Цель тк: формирования у учащихся УУД.В основе структурирования тк: деятельность учителя иучащихся.Разработчики: к.п.н., зам. Директора института стратегических исследований в в образовании Российской академии образования наук Логвинова И.М. к.п.н., зав.лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Копотева Г.Л. 1.Ф.И.О. учителя: __________________________________________________________________2. Класс: ________________ Дата: ______________ Предмет ______________3. Тема урока:   _                                                          _________.4.Тип урока______________________________________________5. Место и роль урока в изучаемой теме 6. Цели урока ( образовательные, развивающие, воспитательные)Ход урока/Этап урокаДеятельность учителя Деятельность учащихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые действия Осуществляемые действияФормируемые действияОсуществляемые действияФормируемые действия 1-й этап. “Самоопределение к деятельности или Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение алгоритма выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку Одной из основных задач создания технологической карты стала необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «деятельность учащихся». Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности. В технологической карте отсутствует:Целевое назначение проектируемого урокаЛичностные результаты Выводы:Технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся.Структура технологической карты ломает педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Введение технологической карты позволит учителю полноценно реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения, а также системно сформировать у учащихся универсальные учебные действия, тем самым повысив качество образования в целом.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГалда, Е.Н. Технологическая карта как современная форма планирования урока биологии [Электронный ресурс] Е.Н. Галда // http://nsportal.ru. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.Волявко, Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс] Н.Н. Волявко, Храмцова Н.С. // Фестиваль. 1 сентября. Ру. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И.М. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. // Управление начальной школой.— 2011. — №12 — С. 12-18.Мороз Н.Я.  Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.Ситникова, С.А. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс] С.А. Ситникова // Инфоурок. ру. – Режим доступа: http://infourok.ru/statya_tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_sovremennaya_forma_planirovaniya_pedagogicheskogo-365310.htm.