МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Автор:Ахметжанов Ж.Б.
Лисаковский технический колледж
Научный руководитель: Гибадетдинова Н.В.Деятельность в области укрепления здоровья должна включать разнообразные способы помощи молодым людям в решении их индивидуальных задач, связанных с развитием, а также социальных проблем, касающихся их учебы и досуга и имеющих для них особо важное значение.
Социально – психологическое направление является системообразующим в деятельности образовательной организации, соответственно проблема здоровья молодых людей, является педагогической проблемой, непосредственно связанной с организацией целостного учебно-воспитательного процесса.
Модели профилактики аддиктивного поведения основываются на моделях здоровья и теориях профилактики зависимого поведения, которые в свою очередь являются основой для планирования мероприятий проводимых с целью пропаганды здорового образа жизни и предотвращения распространения различных зависимостей.
В течение своей жизни, человек воплощает определённую теоретическую схему, которая позволяет осмыслять собственные поступки и поступки окружающих. Выработанные критерии жизненного пути человечества на различных этапах, воплощаются в поведенческие модели, которые отражают индивидуальность личности и общественные ценности.
Модель - это система, исследование, которое служит средством для получения информации о другой системе, представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.
Проанализировав различные модели поведения, мы разработали модель управления деятельности образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения, особенностью которой является включение родителей и привлечённых специалистов. Модель управления это теоретически выстроенная совокупность представлений о системе управления. В зависимости от особенностей, установок и задач разрабатываются различные модели управления.
В своей работе мы рассматриваем здоровьесбережение в образовательной организации в рамках профилактики аддиктивного поведения.
Наша модель состоит из трёх этапов.
Планирующий этап.
Планирование является важнейшей функцией управления. Цель планирования, обеспечение достижений намеченных целей, выполнение поставленных задач. Реализация Модели управления деятельностью образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения осуществлялась через реализацию государственного социального заказа.
Государственный социальный заказ – это экономико – правовая форма реализации государственных планов и программ, социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношение независимо от формы собственности и подчинённости.
Цель управленческой деятельности по профилактике аддиктивного поведения - укрепление общественного здоровья молодежи через реализацию комплекса мероприятий, направленных на профилактику аддикций и связанных с негативных последствий для здоровья и социальной жизни молодежи.
Задачи:
1. Реализация Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
2.Формирование позитивных общественных норм и стереотипов ЗОЖ.
3.Формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью.
Организационный этап.
Организация управления – совокупность действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, позволяющая реализовывать цели управления (словарь)
Организационный этап это алгоритм по изучению системы управления, определяющий последовательность работ.
На данном этапе были выделены субъекты модели управления деятельности образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения, вменены функции, определены формы реализации модели.
По казахстанскому законодательству распределение государственного социального заказа осуществляется через общественные объединения или общественные фонды.
Субъекты.
Педагогические работники – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.
Функциональные обязанности педагогических работников при внедрении Модели формирование системы саморазвития обучающегося, укрепление здоровья, включение подростка в социализацию.
Обучающиеся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Цель, которую обучающиеся достигают при внедрении Модели, снижение уровня приверженности к аддиктивному поведению. Функциональные обязанности: осознание ценности здоровья, стремление к самореализации, реализация всех потребностей. Привлечение к волонтёрской деятельности.
Родители – это ближайшие родственники ребёнка, составляющие основу его семьи. Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботясь о его материальном и духовном благополучии. Цель взаимодействия интеграция родителей в процесс профилактики аддиктивного поведения через управленческую модель. Функциональные обязанности родителей - содействие вступлению подростка в режим саморазвития. Задачи, которые выполняет данная интеграция это активное участие всех участников в процессе обсуждения и выполнения действий при участии в различных формах реализации модели.
Привлечённые специалисты – физические лица, заключающие договор на исполнение функциональных обязанностей, в зависимости от уровня квалификации. Привлечёнными специалистами были психологи, медицинские работники, работники антитабачного кабинета города Лисаковск. Функциональные обязанности помощь и координация в проведении мероприятий.
Формы реализации модели управления деятельности образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения: Опросы, тренинги, семинары, круглые столы, беседы, выездные форумы, флеш – мобы , проекты.
Контрольно – координирующий этап.
Этап оценивания и коррекции всей деятельности, осуществляемой в рамках реализации Модели. Данный этап содержит в себе результаты на социальном и личностном уровне.
На социальном уровне доказана, сформированность позитивных общественных стереотипов. На личностном, снижение уровня приверженности к аддиктивному поведению.
Результативность модели управления деятельности образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения прослеживалась в следующем:
Проведение проекта, направленного на формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности обучающихся.
Изучение допроектной ситуации.
Оказание консультационной, информационной, исследовательско – аналитической, обучающей поддержки молодежи и оценка результативности действий.
Организация и проведение диалоговых площадок с участием молодежи.
Изучив теоретический аспект проблемы аддиктивного поведения, проанализировав работы практических психологов, мы разработали Модель управления деятельностью образовательной организации по профилактике аддиктивного поведения. Особенностью нашей модели является внедрение включение привлечённых специалистов и родителей в одновременную работу со студентами и преподаваетлями. Которые в свою очередь выполняют следующие функции: помощь и координация в проведении мероприятий и содействие вступлению подростка в режим саморазвития соответственно.
Список литературы:
Абрамова, С.М. Возрастная психология. /С.М. Абрамова. - М., Высшая школа, 2001.- 319с.
Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз» Текст: монография /Н.П. Абаскалова.- Новосибирск: Изд . НГПУ, 2001. -361 с.
Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Какрачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155 с.
Большая советская энциклопедия. Том 19/ Издательство: "Советская энциклопедия" (1930).
Большая Российская энциклопедия. Розанов С.И. «Память в психологии», 2001 – 862 с.
Большой психологический словарь : (Главная книга по психологии)/ сост. и общ. ред. Б.Г.Мещярова, В.П.Зинченко. –СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-пресс, 2004. – 666 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304с.: ил. – (серия «учебное пособие»).
Гибадетдинова Н.В. «Управление здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации» https://infourok.ru/user/maksimova-natalya-vyacheslavovna.
Гражданский Кодекс РК. Общая и особенная часть, А. 2000г.
Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: учебное пособие, Владивосток 2002 г.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы
Закон об Образовании РК,
Казаков, В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов/В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М.: Высш.шк., 1989. – 383с.
Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. Кемерово, 2009. ,347 с.
Калиев С., А. Аюбай. Антология педагогической мысли Казахстана том 1. Алматы, 2012
Калиев С., А. Аюбай. Антология педагогической мысли Казахстана том 2. Алматы, 2012
Краткая медицинская энциклопедия. Том 1., Издательство НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон-Пресс», 3-е издание,1994
Конституция РК, 1995 г
Михайлов В, Палько А. «Выбираем здоровье», - М. Молодая гвардия, 1985 г.
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования / Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080
Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В.: «Здоровье – социальная ценность», /Вопросы и ответы. М. «Мысль», 1985 год.
Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
Сергеева В.П.. Методика воспитательной работы: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 368 с.
Сластёнин В.А. Педагогика.- М: Издательский цент «Академия», 2012.-496 с.
Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.)
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст.: учеб. пособие /Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ2005.- 320с.
Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального образования. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от «19» января 2012 года № 130.
Устав общественного объединения "Молодежный инициативный центр" Лисаковского технического колледжа.