Программа по профилактике аддиктивного поведения


МБОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная школа
им. И.С.Портнягина»
Утверждаю:
Директор МБОУ «ССОШ
им.И.С.Портнягина»:________
Данилова Д.И.
«__»_______2016 г.
Программа по профилактике
аддиктивного поведения
«Мы выбираем ЗОЖ»
Составила:
педагог-психолог
Антонова Н.Е.
с. СырдахПояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов  и написана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Раздел 1, Статьи 7,8) и Федеральным законом № 184 «О техническом  регулировании».
Актуальность проблемы
Основной причиной зависимости от алкоголя, курения, наркотиков является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.
Также одной из причин является  «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают зависимостью к алкоголю, курению. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.
Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить  тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция).
Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транквилизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением - профилактика. Это осознается сегодня подавляющим большинством населения от государственных чиновников всех уровней до обычных рядовых граждан. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.
«Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих  развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни». («Толковый словарь русского языка», Ожегов).
В зависимости от целевой группы, на которую ориентирована профилактическая работа, профилактика различается на три вида.
Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ;
Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением ПАВ у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.
Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания. То есть проведение таких мероприятий, которые будут способствовать восстановлению личностного и социального статуса больного (наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Школьные исследования показали, что нам необходимо применять первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика должна быть направлена на всех учащихся школы. Вторичная - на курящих учащихся, если таковые будут.
Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению  профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Целевые группы:
Возрастная категория Микросреда Целевая подгруппа
Учащиеся начального звена (1-4 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования Учителя, родители, руководители кружков и секций
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования Учителя, родители, руководители кружков и секций
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) Школа, семья, учреждения дополнительного образования Учителя, родители, руководители кружков и секций, сверстники и друзья
Цель: создание условий для формирования у школьников полезных навыков здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров.
Задачи:
определение степени вовлеченности контингента в проблему;
организация профилактической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
разработка и внедрение современных воспитательных методик и технологий;
формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, учащихся и их родителей;
воспитание у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия ПАВ как способов воздействия на свою личность;
формирование культуры здоровьесбережения на основе сформированной мотивационной сферы;
развитие методической, консультативной деятельности для всех целевых групп профилактической работы;
развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье;
развитие социального партнерства в рамках реализации программы.
Профилактическая работа ведется, основываясь на следующие принципы:
а) долгосрочность и непрерывность.Профилактика  - это процесс, который неразрывно связан с воспитанием, предполагающим не только формирование тех или иных черт личности, но и коррекцию деструктивного поведения, ориентир на осознанное изменение его. А такие процессы происходят не сразу, поэтому мероприятия, не соединенные воедино, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного личностного и социального эффекта, а лишь сиюминутный результат;
б) адресность. При подготовке мероприятий необходимо учитывать то, на какую целевую группу они направлены, и, исходя из этого, избирать те или иные формы и методы их проведения, а также степень информирования. Если информация превышает пределы информационного запроса группы, можно спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас;
в) профессионализм и своевременность;
г)доступность (подача материалов с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы). Например, адресуя профилактические мероприятия подросткам, необходимо учитывать их психофизиологические возрастные особенности;
д)последовательность.Для реализации программы предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга в определенной последовательности.
 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми “группы риска”;
2) Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая работа.
3) Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей;
работа с социально-опасными семьями.
4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики употребления ПАВ.
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – октябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.
Задачи:
Определить степень информированности детейи подростков по проблеме.
Выделить факторы, влияющие па формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ.
Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Выявление детей “группы риска”.
Методы:
Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы в целом.
Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (наосновании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;
подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь – март
Цель:реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ.
Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
Информационный;
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
лекция;
беседа;
семинар;
конференция;
мини-спектакль;
психотерапевтические занятия;
тренинг;
ролевая и деловая игра;
мозговой штурм;
круглый стол;
дискуссия;
конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
социологический опрос;
показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа:
Развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.
Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование сигареты и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный.
Время проведения: апрель – май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики.
Задачи:
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении употребления ПАВ.
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению употребления ПАВ.
Методы:
Анализ отчетной документации.
Опрос, беседа.
Анонимное анкетирование.
Значение этапа:
позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения работы;
сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ЗОЖ.
выработка активной жизненной позиции, исключающей использование сигарет и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
Ожидаемые конечные результаты программы:
Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
Уменьшение числа учащихся "группы риска".
Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Техническое оснащение программы:
Проектор и экран;
телевизор;
Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
Цифровой фотоаппарат;
Расходные материалы.
 План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
№ Наименование мероприятия Время проведения Класс Ответственные
1. Организация и проведение профилактических бесед По запросу 1-11 Педагог-психолог
Антонова Н.Е.
2. Рейды «Ночной дозор» Сентябрь, октябрь, апрель, май 1-11 Педагоги, родители, учащиеся
3. Посещение учащихся на дому 1 раз в четверть 1-11 Классные руководители, ЗД по ВР Хорунова Н.С., педагог-психолог
5. Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” В течение учебного года 1-11 Классные руководители, социальный педагог
6. Месячник по профилактике правонарушений Октябрь 1-11 Классные руководители, ЗД по ВР Хорунова Н.С.
7. Дни инспектора В течение учебного года 1-11 УОВД, социальный педагог
8. Анкетирование детей “Группы риска” Январь 5-9 Социальный педагог
9. Операция “Неблагополучная семья” Февраль 1-11 Социальный педагог
10. Участие в профилактической акции “Безнадзорник” Апрель 1-11 Социальный педагог
11. Профилактическая операция В течение учебного года 1-11 Социальный педагог, сотрудники УОВД
12. “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” декабрь 5-11 социальный педагог
13. Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта В течение учебного года 1-11 социальный педагог
14 Знакомство учащихся с правилами поведения в школе Сентябрь 1, 5 Классные руководители
 15 Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением16. Классный час на тему ПАВ Сентябрь 5-10 Классные
руководители
17. Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией Ноябрь 5-11 П-психолог, соц.педагог, классные руководители
18. Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением Октябрь 5-8 Классные руководители
19. Проведение профилактических классных часов В течение года 5-9 Социальный педагог, классные руководители
20. Цикл бесед
“Курить – здоровью вредить!” Декабрь 5-10 Классные руководители
 
21. Час коммуникативного общения “Как сказать наркотикам “нет!” Ноябрь 8-10 Классные руководители,
Социальный педагог