Статья Психо — физиологические основы письма


, Психо – физиологические основы письма. Методы его коррекции
Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. Процессы письма и устной речи различаются по многим параметрам: по происхождению, по способу формирования, способу протекания, психологическому содержанию, функциям. Так, устная речь возникает на 2-м году жизни, а письмо формируется на 5-7 году; устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослым, а письменная речь формируется сознательно, в процессе осознанного обучения. Способы возникновения и развития письма с самого начала ступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием. Написание слова распадается для ребенка на ряд задач:
Выделить звук
Обозначить его соответствующей буквой
Запомнить
Написать
По мере развития навыка письма психологическая структура его меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в моторный навык, обеспечивающий в дальнейшем сложную психическую деятельность – письменную речь.
Письменная речь для своего развития требует абстракции. По сравнению с устной речью она вдвойне абстрактна:
Ребенок должен абстрагироваться от чувственной, звучащей и произносимой речи.
Он должен перейти к отвлеченной речи, которая пользуется не словами, а представлениями слов.
То, что письменная речь мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи. Мотивы речи также возникают позже. Создать мотивы письма у ребенка очень трудно, т.к. он прекрасно без письма обходится. Письменная речь имеет ряд психологических особенностей:
Она произвольнее устной речи. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы также произволен, как и фонетика.
Это сознательная деятельность и тесно связана с намерением. Знаки и употребления их усваиваются ребенком сознательно и намеренно в отличие от бессознательного употребления и усвоения устной речи.
Первостепенное значение для овладения письменной речью имеет осознание собственной речи и овладение ею. И наконец, имеются различия и в функциях письменной и устной речи:
Устная речь обычно выполняет функцию разговорной речи в ситуации беседы, а письменная речь – деловая речь, научная и.т.д. и служит она отсутствующему собеседнику для передачи содержания.
По сравнению с устной речью письмо как средство общения не самостоятельное, а лишь вспомогательное к устной речи.
Функции письменной речи хотя и весьма широки, но и, тем не менее уже, чем функции устной речи. Функции письменной речи – это прежде всего обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления речи и информации во времени.
Теперь перейдем к анализу психологической структуры письменной речи. Психологическая структура письма весьма сложна. Первым и основным компонентом процесса письма является звуковой анализ слова, предполагающий умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Вторым компонентом, входящим в процесс письма, является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой. Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, осуществляемые серией последовательных движений. Известно, что психофизиологической основой речи и речевых процессов является совместная работа слухового и речедвигательного анализаторов. Именно поэтому полноценный анализ звучащего слова требует участия и кинестетических механизмов. Кроме того, анализ слова, помимо выделения и уточнения звуков на основе акустических и кинестетических афферентаций, предполагает еще и операцию установления последовательного порядка звуков в слове. И этого оказывается недостаточно. Необходимо еще и удержать в кратковременной памяти выделенные звуки. Только после этого выделенный из слова и уточненный звук может быть перешифрован в букву. В этом звене принимает участие процесс зрительного восприятия и восприятия пространства и пространственных отношений.
Психологический уровень включает ряд звеньев:
Возникновение намерения, мотива к письменной речи.
Создание замысла (о чем писать?).
Создание на его основе общего смысла (что писать?) содержания письменной речи.
Регуляция деятельности и осуществления контроля за выполняемыми действиями.
Психофизиологический уровень состоит и 2-х подуровней: сенсо – акустико – моторного и оптико – моторного.
Сенсо – акустико – моторный подуровень состоит из звеньев, реализация которых позволяет ответить на вопрос как писать:
Обеспечивает процесс звукоразличения. Он создает основы для операций акустического и кинестического анализа звуков слова, для умения выделять устойчивые фонемы и артикулемы.
Обеспечивает установление последовательности букв в написании в слова (половник, поклонник, полковник и.т.д.).
Все это возможно, если сохранна слухоречевая память.
На сенсо – моторном подуровне происходят сложные процессы перешифровки (кодирования) с одного кода на другой:
Со звука на букву.
С буквы на комплекс тонких движений руки, т.е. в моторное предметное действие, соответствующее написанию каждой отдельной буквы. Перешифровка звука в букву при письме и буквы в звук при чтении являются едва ли не самыми сложными в этих процессах. То есть для осуществления письма нужны: обобщенные представления звуков данной языковой системы и одновременно устойчивые связи звуков и букв, обозначаемых эти звуки.
Лингвистический уровень организации письма отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Этот уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса т.е. реализует перевод внутреннего смысла в слова и фразы. Сложная структура письма обеспечивается совместной работой ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу письма – работой акустического, оптического, кинестетического, пространственного и других анализаторных систем. Звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов. Перешифровка звуков и букв происходит с помощью работы акустического, кинестетического и оптического анализаторов. Написание букв требует совместной работы оптического, пространственного и двигательного анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки и.т.д. Психофизиологической основой письма и является совместная работа этих анализаторных систем. Таким образом письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимания, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и другие. Поэтому его расстройство носит системный характер т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
У детей механизмы нарушения письма чаще всего комплексные и могут лежать в сфере не только элементарных психических процессов(моторики, графомоторных координаций, нарушения звукового анализа и синтеза и.т.д., но в сфере ВПФ – нарушении общего поведения, несформированности личности, внимания, абстрактных форм мышления и.т.д.
Некоторые исследования последних лет показали тесную связь трудностей формирования письма у младших школьников не только недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов – зрительно – пространственных представлений, слухомоторных и оптикомоторных координаций, общей моторики, с несформированностью процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями. К этому времени недостаточно сформированы и мотивы поведения ребенка.
Психологические предпосылки становления письма
Письмо требует прежде всего сформированности (или сохранности) устной речи, произвольного владения его, т.е. анализом и синтезом устной речи.
Формирования (или сохранности) пространственного восприятия и представлений:
Зрительно – пространственных ощущений своего тела в пространстве.
Формирования понятий «правого» и «левого» в пространстве.
Сформированность (или сохранность) двигательной сферы, различных видов праксиса (позы, динамического, пространственного, конструктивного). Сформированность оптико – моторных и слухо – моторных координаций.
Формирование у детей абстракций, абстрактных способов деятельности, которое возможно при постепенном переводе детей от конкретных, предметных способов действия к абстрактным.
Сформированность (или сохранность) общего поведения, личности, эмоционально – волевой сферы, сформированность познавательных и учебных мотивов деятельности, саморегуляции и контроля собственной деятельности.
На ранних этапах овладения письмом ряд задач надо довести до автоматизма. И не надо забывать, что каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием:
Выделить звук.
Обозначить его буквой.
Запомнить ее.
Начертить.
Проверить правильность.
По мере развития письма психологическая и психофизиологическая структура навыка письма меняется, отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в сложную деятельность – письменную речь.