Урок по биологии для 8 класса Строение и функции органов пищеварения

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. 8 КЛАСС
Чупахина Л.Я., учитель биологии высшей категории
Ровеньковской гимназии №1, Луганская обл.

Цель: познакомить учащихся со строением и функциями органов пищеварения, со значением пищеварения;
развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: таблицы, слайды, схемы, презентации, иллюстрации, портрет И.П. Павлова, мультимедийный проектор.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Что такое кровь? (Жидкость красного цвета, которая движется по сосудам).
Почему кровь имеет красный цвет? (Соединение О2 с Нв).
Что входит в состав внутренней среды организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Какова связь между пищеварительной и кровеносной системами организма? (Кровь выполняет транспортную функцию, разнося питательные вещества по организму).
Что такое дыхание? (Процесс поглощения организмом О2 и выделения СО2).
Какая связь между пищеварительной и дыхательной системой? (Для деятельности клеток, тканей и органов необходима энергия. Окисление органических соединений с участием О2 приводит к выделению энергии).
Учитель: Сегодняшний урок поможет нам ответить на такие вопросы:
1. В чём взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы?
2. Какое значение имеет пищеварительная система?

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель: Ребята, а что вы знаете о пищеварительной системе?
Человек растёт, развивается, работает, думает. Что ему необходимо для выполнения этих процессов? (Энергия).
А откуда человек берёт энергию? (Источник энергии, материал для роста и развития организма – это пища).
Учитель: Что же входит в состав пищи?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В каких пищевых продуктах содержатся белки? (Мясо, рыба, молоко, яйца, бобовые).
В каких пищевых продуктах содержатся жиры? (Сало, масло, яйца, шоколад, орехи).
В каких пищевых продуктах содержатся углеводы? (Овощи, фрукты, крупы).
Какой вывод мы можем сделать? Что является источником энергии? (Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины входят в состав пищи и являются источниками энергии и строительным материалом клеток).
Ответьте на проблемный вопрос:
Давно замечено, что после богатой белками пищи дольше не испытываешь голода, чем после еды, состоящей из углеводов. Почему?
(Расщепление углеводов происходит быстрее, чем расщепление белков, потому всасывание расщепленной пищи также происходит быстрее, в результате формируетсяч чувство голода).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Что такое пищеварение?
Запишем понятие: пищеварение – это процесс расщепления сложных органических веществ (белков, жиров, углеводов) на простые, которые могут всасываться в кровь и лимфу.
Рассмотрим строение пищеварения (слайды).

Пищеварительная система



Пищеварительный канал

Пищеварительные железы

Ротовая полость
Пища измельчается с помощью зубов, перетирается, смачивается слюной


Глотка (11 см)
Пищевой комок проходит в пищевод


Пищевод (узкая вертикальная трубка 20 см.)
Пища проходит в желудок


Желудок (самая расширенная часть пищеварительного канала, мышечный полый орган)
Пища переваривается


12-перстная кишка (30 см., соединена со сфинктером на выходе из желудка, с другой стороны переходит в тонкую кишку. В нее поступают ферменты поджелудочной железы)
Поступает частично переваренная пища в виде кашицы, перерабатывается и подготавливается для дальнейшего переваривания в тонком кишечнике.


Тонкий кишечник (5-6 см., имеет кишечные ворсинки)
Переваренная пища в виде питательных веществ всасывается в кровь


Толстый кишечник (длина 1,5 м., много слизи, заканчивается прямой кишкой)
Непереваренные остатки пищи продвигаются и выводятся из организма



Учитель: Назовите процессы, которые происходят в пищеварительном канале?
измельчение;
передвижение;
расщепление;
поступление пищевых соков;
всасывание в кровь;
выведение.
Работа с рисунком:
1. Рассмотрите строение стенки пищеварительного канала (слайд) и назовите 3 оболочки:
1) внешняя – соединительная ткань;
2) мышечная – состоит из мышц, которые сокращаются;
3) слизистая – выделяет слизь, увлажняет канал.
2. Найдите органы, в которых образуются пищеварительные соки?
слюнные железы – расщепление углеводов – глюкоза;
печень – расщепление жиров – глицерин, обезвреживание вредных веществ;
поджелудочная железа – расщепление белков, жиров, углеводов;
железы кишечника и желудка.
Учитель: так что же такое пищеварительные железы? Какова их роль в пищеварительной системе? Определение запишите в тетрадь.
Железы – это органы, которые выделяют ферменты, обеспечивающие химическое расщепление пищи (слайды).
Работа в тетради:
Выпишите функции пищеварительной системы:
секреторная,
двигательная
всасывающая
выделительная.
Работа в парах:
Дайте ответ на вопросы:
- что такое секреторная функция? (выделение ферментов слюны, желчи, желудочного сока, кишечного сока).
- что такое двигательная функция? (жевание, глотание, перемещение пищи).
- что такое всасывание? (всасывание питательных веществ в кровь).
Огромный вклад в изучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] внёс И. П. Павлов, он создал принципиально новую физиологическую методику. Познакомимся с фистульным методом Павлова (презентация).
Дайте ответ на вопрос, что же доказал И.П. Павлов, проводя опыты на собаках?
Павлов доказал:
образование условных рефлексов (выделение слюны),
в слюне находятся ферменты, которые расщепляют сложные углеводы до простых (до глюкозы).

Учитель: Давайте вместе составим схему пищеварительной системы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Работа в мини-группах.
Задания для групп:
Группа 1. Какая железа находится под желудком? Можно ли её назвать железой?
(поджелудочная железа обладает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] функциями. Внешнесекреторная функция органа реализуется выделением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], содержащего пищеварительные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Группа 2: Почему печень спасает организм?
(печень задерживает и обезвреживает ядовитые вещества. В печени гибнет много вредных бактерий. И ещё печень – печь – самый горячий орган. Согревает организм за счёт выделения энергии).
Группа 3. Выпишите органы пищеварительной системы.
Группа 4: Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться, резко поворачиваться?
(От глотки идут две трубки, одна – дыхательная, вторая – глотательная. Во время глотания пищи подгортанник, дыхательная трубка, закрывается. Поэтому и существует народная поговорка: «Когда я ем – я глух и нем!»).
Группа 5: Какие процессы происходят в пищеварительном канале?
(Пережёвывание, глотание, прохождение по пищеводу, пищеварение, всасывание, выделение).
Группа 6: У человека пищеварительный канал составляет 8-12 м., у овцы превышает длину туловища в 24 раза. Почему?
(Длина кишечника зависит от состава пищи. У человека основу пищи составляют белки, жиры и углеводы, у овцы – целлюлоза, для переваривания которой требуется больше времени, а значит и кишечник длиннее).
Группа 7: Какую функцию выполняет пищевод
(Служит для проведения пищи).
Работа у доски:
Определите на рисунке органы пищеварения и последовательно расположите их на схеме.
Сравните понятия «значение пищеварения» и «функции пищеварения». В чём отличие?

Значение
Функции

1. Источник энергии
1. Секреторная

2. Обеспечивает организм питательными веществами
2. Двигательная

3. Строительный материал клеток
3. Всасывание


4. Выведение

Вывод: на основе приведённых понятий мы видим различие.
Учитель: В Древней Индии на суде, для решения вопроса о невиновности, подсудимому предлагали съесть горсть сухой рисовой крупы. Если обвиняемый мог съесть, делался вывод о его невиновности, если нет – виновности. Как с помощью физиологии можно объяснить этот метод?
(Когда человек чувствует страх, у него нарушается рефлекс выделения слюны, следовательно, сухую рисовую крупу проглотить невозможно).
Подумайте и ответьте, почему клетки организма человека не могут усваивать непеработанные белки, жиры и углеводы, которые содержатся в пище? (крупные молекулы, из которых и состоят белки, жиры и углеводы, не могут пройти сквозь мембраны клеток, поэтому они нуждаются в расщеплении под воздействием ферментов).
Индивидуальные творческие задания:
Задание 1: Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной, в каких отделах пищеварительной системы будет происходить переваривание его составных частей? (Булка: углеводы расщепляются в ротовой полости, затем в кишечнике, белки: в желудке. Всасывание всех расщепленных компонентов будет происходить в тонком кишечнике).
Задание 2: Объясните логику народной поговорки «Завтрак съедай сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». (На завтрак следует съедать больше пищи, так как она сможет перевариться за день, кроме того даст больше энергии для учёбы и работы, в обед пищи нужно меньше, так как она не вся успеет перевариться, а вечером не стоит много есть, или стараться совсем не есть, так как непереваренная пища откладывается в организме в виде жиров, а набитый желудок ухудшает сон. Кроме того, переедание ухудшает пищеварение, следует знать меру в еде).
Задание 3: Почему пищу следует употреблять в жареном и вареном виде? (Термообработка помогает избавиться от вредных бактерий, которые могут стать причиной отравлений).
Задание 4. Почему в пищу следует употреблять фрукты и овощи? (В овощах и фруктах содержатся витамины, которые помимо специфического действия ещё принимают участие в обмене веществ – белка, жиров, углеводов, минеральном и водном обмене. Витамины необходимы для синтеза ферментов, кроме того они улучшают пищеварение).
Задание 5: Почему пищу необходимо принимать в одно и то же время? (Вырабатывается условный рефлекс, начинают выделяться пищеварительные соки, пища лучше усваивается и перерабатывается).
Задание 6: Почему пищу нужно хорошо прожёвывать? (Плохо пережеванные кусочки пищи, особенно грубой, могут травмировать нежные стенки пищевода. Тщательно измельченная и хорошо смоченная слюной еда по пищеварительному тракту проходит легко, быстрее переваривается и без проблем выводится. Крупные кусочки нередко задерживаются в кишечнике и засоряют его).

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель: Молодцы ребята, хорошо поработали! В начале урока мы ставили перед собой цель ответить на вопросы:
1. В чём взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы?
2. Какое значение имеет пищеварительная система?
Давайте заполним таблицу:

Строение
Функции

Слюнные железы
Выделяют ферменты, которые расщепляют углеводы в глюкозу

Поджелудочная железа
Выделяет ферменты, которые расщепляют белки в аминокислоты, жиры в глицерин, углеводы в глюкозу.

Печёночный секрет – желчь
Расщепляет жиры
Секреторная
Выделяет пищеварительные соки, которые принимают участие в пищеварении

Пищеварительный канал

внешняя оболочка
2) внутренняя оболочка
3) слизистая
Двигательная
Сокращение мышечных тканей способствует передвижению пищи

Тонкий кишечник
В нём находятся ворсинки, состоящие из кровеносных сосудов и лимфатических сосудов
Всасывание
Производит всасывание питательных веществ в кровь

Толстый кишечник

Выделительная
Выведение из организма продуктов обмена веществ


Какой же вывод о значении пищеварения для организма мы можем сделать? (пищеварительная система обеспечивает организм веществами, являющимися источником энергии и строительным материалом, необходимым для восстановления клеток тканей и органов).
Учитель: Я предлагаю каждому из вас продолжить предложение: «На этом уроке я узнал»

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§24, выучить понятия, стр. 113, №№5,6
ответить на вопрос: «Почему если долго жевать небольшой кусочек хлеба он станет сладким?»

Минеральные вещества

печень


Углеводы


Жиры


Белки


Пища

Толстый кишечник

пищевод


Тонкий кишечник

12-перстная кишка

желудок

Прямая кишка

глотка


Слюнные железы

Ротовая полость

Задняя кишка

Средняя кишка

Передняя кишка

Пищеварительная система


Вода

Поджелудочная железа



15