Общешкольный проект «Потехи государева двора»
Общешкольный проект «Потехи государева двора»
Цель проекта: Воспитание патриотически настороенных граждан.
Формирование метапредметных образовательных умений в соответствии с ФГОС.
Задачи проекта: -Сформировать целостное представление об одной их наиболее важной эпохе в становлении государства Российского, об эпохе
царя Алексея Михайловича Тишайшего.
-Используя проектные формы работы, дать возможность каждому ученику проявить свои интересы и таланты.
-Сформировать информационные, организационные, регулятивные, личностные умения.
-Привлечь внимание семей к творческой работе детей и их творческому росту.
Проект «Русские обряды и обычаи в эпоху царя Алексея Михайловича Тишайшего.
Посиделки. Девичник».
Подготовили:
Учащиеся 9 класса «Б», «А»,6 класса «А»
Над сценарием работала ученица 9 класса «Б» Рябчукова Анастасия
Руководитель проекта Л.С.Колесникова
учитель русского языка и литературы
Действие первое
Посиделки
Рассказчик: Посиделки созывались часто для женских коллективных работ и являлись видом соседской взаимопомощи. У русских посиделки чётко разграничивались по характеру занятий и делились на рабочие и «с гуляньем».Часто именно на посиделках проходили знакомства и выборы невест. Как правило, на Руси выборы невесты и свадьбы играли в периоды когда прекращались сельскохозяйственные работы, осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову дню, так как Покров, наряду с Пятницей Параскевой считался покровителем брачных союзов. Во время праздника Покрова невесты молились: "Батюшка Покров, мою голову покрой!" В весенне-летний период, во время страды, совершались только браки "по нужде".
Изба. Сидят девушки и занимаются рукоделие . На сцене декорация русской горницы: печь, стол с лавками, прялка. Сцена затемнена. Появляется Девушка. Она ставит на стол угощение, корзинку с яблоками, самовар.Вспыхивает полный свет:Наталья: Ох, чей-то мама с крёстной нончи запаздывают.Входят: мама, и крестная, крестятся на иконы. Мать (входя): а вот и мы, доченька, и гостья с нами пришла.Крестная: здравствуй, милая крестница, здравствуй, красавица. Кока-ж ты хороша, пригожа выросла. Дай я тебя поцолую (целует девушку).Наталья: здравствуйте, здравствуйте, где же вы были так долго, я уж прям заждалась?Мать: знамо где, в церкви, седня-ж праздник день Параскевы Пятницы. Мы с утра пораньше ушли, тя будить не стали, уж так сладко спала.Крестная: а тут и угощение готово! Да подружки смотрю собираются.Мать: и в избе все прибрано: вон как чисто, молодец, доченька!А что это за кукла у тебя в руках?
Наталья: Бабушка подарила..
Рассказчица: Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. Самая "старая" тряпичная кукла хранится в Британском музее, её возраст около 3000 лет до н.э.. Она была игрушкой маленького римлянина. Человек имеет очень прочную связь с куклой. Предполагается, что кукла повторяет человека и имеет с ним физические, психологические и мировоззренческие связи.
Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий.
Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.
Сегодня русская народная кукла выполняет функцию живого средства общения и приобщения к опыту народной культуры.
Условная фигурка человека когда-то считалась магической и служила оберегом. Кукла принимала участие в праздниках и обрядах. С куклой сопровождались свадьба, рождение и уход к предкам, ритуальные события круга жизни.
Мать: Дай посмотрю.
Вторая подружка: А моя бабушка боится, что на меня порчу наведут и дала в оберег эту куклу (рассматривают и рассказывают как делали куклу).
Третья подружка: Ой,девоньки,нынче хороший урожай был, после первого покоса мы с матушкой куклу сотворили, чтобы и на следующий год урожай удался.
Первая подружка: Дай, посмотрю! (рассматривает ).
Третья подружка: Шила мама приданое, а из лоскутков куклу сделала (рассказывает о кукле). Я в свою Зернушку побольше зерна положила, может и на следующий год урожая больше будет.
Рассказчик: В зависимости от своего назначения обереговые вещи иногда наполнялись зерном или полезными ароматными травами. Они имели в разных регионах страны разные названия: Горошинка, Крупеничка, Зернушка. Они должны были сохранять, привлекать достаток в семью. Для посева нужно было обязательно использовать немного зерна из этой куколки-оберега. После сбора урожая надо было вновь наполнить ее зерном.
Четвёртая подружка: (вбегает и весело зазывает девочек прогуляться) Подружки.что-то грустно у вас! Пойдёмте купавку по воде пускать!
Вторая подружка: Ой, покажи, покажи! А я свою украсила травушкой да цветами.
Четвёртая подружка: (показывает и рассказывает о кукле).
Рассказчица: Кукла “Купавка”это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. (См. Приложение, рис.3)Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Третья подружка: Вы бегите . а я Наталью подожду,я ей в подарок зольную куклу приготовила. Я слышала , что её давиче сватать придут.
Все девушки: Покажи!
Рассказчик: Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.
Мать одной из девочек: Чего тут засиделись пойдемте похороны кукушки справлять да хороводы водить, кумоваться!
Хочим, хочим мы кукушечку перекрестить
Хочим, хочим на игрушечку посадить
Перекрестили мы кукушечку,
Посадили на игрушечку,
Ты черема, черемушка, кусток,
На черемушке лазоревый цветок.
Далеко поле белеется,
Белется, голубеется,
На все поле, на четыре стороны
Выходят из избы,водят хороводы,обмениваются куклами (кумуются).
Рассказчица:
Обряд “похороны кукушки”
Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например: древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.
Возвращаются в избу.
Третья девочка: А давайте сами сделаем Закрутку! (садятся и рассказывают о кукле).
Вторая девочка: А есть у тебя лоскутки?нитки?
Четвертая девочка: А давай угольком очи да ланиты ей нарисуем!
Третья девочка: Что ты, нельзя,злые духи могут в неё вселиться!Господи,убериги меня!(креститься).
Вторая девочка: Что-то братец твой ,Наталья, в люльке расхныкался, пойду положу ему травницу.
Обереги-травницы иногда подкладывали в колыбель младенцам, чтобы сон их был спокоен и здоров.
Наталья: Маменька , а пироги то не все съели? Скоро еще гости придут.Мать: это кто же к нам ещё придет?Наталья: Так ещё подружки мои на посиделки пожалуют.
Рассказчик: В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
В дом стучатся и входят девушки5-я ДЕВУШКА: можно к вам, хозяюшки?Мать: входите, входите!6-я ДЕВУШКА: здравствуйте! Пустите нас к себе в избу на посиделки?Мать: пустим, как не пустить, только чем платить-то будете? Чай, ваши посиделки нам недешево обойдутся: и сор в избе, и огня да тепла сколько пойдет!
5-я девушка: а что надобно?Мать: да совсем немного.Дровец возок, керосину жбанок,Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,Да меду туесок, да масла горшок,Да денег пятачок!ДЕВУШКИ: (смеются) вот так немного! Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и дрова.Вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.Мама : вот и ладно, вот и хорошо! Проходите, угощайтесь.Девушки проходят к столу, берут угощение.Крестная: а теперь, девоньки, усаживайтесь, за работу принимайтесь, да песню запевайте!Девушки усаживаются на лавки. Одна запевает грустную песню. Остальные слушают. Все заняты делом: кто вяжет, кто вышивает, а кто прядет пряжу.
Летят утки, летят уткиИ два гуся.Ох, кого люблю, кого люблю,Не дождуся. (2 раза)Мил уехал, мил уехал,Ветки гнуться.И от ветра, и от ветра,Слезы льются. (2 раза)Вспомни милый, вспомни милыйТы далече.Ох, короткие, короткиеНаши встречи. (2 раза)Прийди, милый, прийди, милый,Стукни в стену.Ох, а я выйду, а я выйду,Тебя встречу. (2 раза)
Мать: что-то мы загрустили. Ну-ка, запевайте песню повеселее.
Пойду ль я, выйду ль я,
Пойду ль я, выйду ль я,
Во дол во долинушку
Во дол во широкую.
Поют веселую песню.
Наталья: Эх, хорошо сидим, песня хороша. Что думаете, подруженьки?
6-я девушка: И правда, хороша. Вечер дивный. Все мы вместе, вот всегда бы так
5-я девушка: Неужели ты не хочешь замуж? Думаешь одной быть лучше?
6-я: Отчего же? Хочу, да вот только, где мне жениха найти то?
5-я: А есть такие приманки, которые помогают приманивать женихов! Мне помогла!
Рассказчица: Среди девушек большой популярность пользовались всевозможные виды предсвадебных гаданий, во время которых каждая незамужняя девица старалась узнать, каким будет ее суженный и выйдет ли она замуж в текущем году. Самым благоприятным периодом для гадания считались Святки, а также Покров день и день Параскевы Пятницы,покровителей брачных союзов.
Остальные: Приманки? Расскажи скорее!
5-я: Вот есть, к примеру, приманка на месяц. Вечером, когда начинает зарождаться молодой месяц, следует подстеречь его появление на небе, а потом встать к нему лицом и приговаривать: « Месяц, млад ты месяц, увивай около меня женихов, как увиваюсь я около тебя».
6-я: Забавно.
Наталья: Интересно, а это без обману приманит жениха?
5-я: (пожимает плечами) Как знатьКо мне приманило
Девушки возвращаются к рукоделию. Некоторое время сидят молча.
Наталья: А я слыхивала, что женишься раз, а плачешься век.
6-я: Семья воюет, а одинокий горюет
5-я: Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. Не хочу быть "вековухой», мне уже 16 годок пошёл, боюсь в девках засидеться.
Рассказчик : Как правило, на любые виды посиделки приглашались неженатые парни, и работы заканчивались угощением, пением песен и танцами. Приход их на посиделки был ритуально оформлен: входили гурьбой, на пороге кланялись, снимали шапки и здоровались с присутствующими девушками, после чего каждый выбирал себе для посиделочных игр.
Стук в дверь. Входят парни.
Девушки: Да кто это так робко стучиться? (смеются).
1-й ПАРЕНЬ гостей принимаете?Мать: принимаем. Заходите, гости дорогие!
2-й ПАРЕНЬ: здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте красавицы!1-й ПАРЕНЬ: что расселись по местам, как синички по кустам?Наталья: а что? Синичка зимняя птичка, воробью сестричка.6-я: немного синичка ест и пьет, да весело живет! А вы зачем пожаловали?1-й ПАРЕНЬ: мы все село обошли, краше вас не нашли.2-й ПАРЕНЬ: хотим мы песни петь, да плясать!на вас посмотреть, да себя показать!Первый парень: А в деревне гуляния идут. Позвать хотели вас.
Девушки переглядываются и дружно кивают. Парень подходит к девушке, которая ему нравится и протягивает руку. Все разбираются по парам и уходят.
Действие второе
Гуляния
Водят хоровод все вместе. Поют.
Собирайтесь девицы
Собирайтесь девицы, собирайтесь красные.Водим у реченьки хороводы разныеПозовем мы суженных, позовем по имениЧтобы ночью светлою нареченных выбрали.Солнце ходит, нас кругами водитСолнце ходит, хоровод заводитНазови Купалою, буду самой чистоюНазови Зариною, буду самой милоюНазови Дариною, буду я родимуюНазови Любавою, стану я любимоюСолнце ходит, нас кругами водитСолнце ходит, хоровод заводитЗолотыми нитями, косы заплетала яПо росе, по чистою, утром пробегала яПо дорожке солнышко нежно целовала яО мечте о девичьей тихо рассказала яСолнце ходит, нас кругами водитСолнце ходит, хоровод заводитЗа горой за дальнею, нас встречала радуга За игрою гуслями, счастье обещала яБосиком, рука к руке, на рассвете солнышкуЗапоем заветную песню предрассветнуюСолнце ходит, нас кругами водитСолнце ходит, хоровод заводитСобирайтесь девицы, собирайтесь красные.
Танец под песню
Со вьюном я хожу с зеляным я хожу
Я не знаю куда вьюн положить-2р
Положу я вьюн-2р
Положу я вьюн на правое плечо-2р
А со правого-2р
А со правого на лево положу-2р
Я ко девице-2р
Я ко девице иду иду иду-2
Поклонюся и веночек подарю
Со вьюном я хожу с зеляным я хожу
Я не знаю куда вьюн положить-2р
Положу я вьюн-2р
Положу я вьюн на правое плечо-2р
А со правого-2р
А со правого на лево положу-2р
Я ко молодцу-2р
Я ко молодцу иду иду иду-2р
Поклонюся и веночек подарю.
Девушки отходят назад. Парни вперед.
Как по травкам, по муравкам,
Ладу, ладу, по муравкам.
Там девчонки танцевали,
Ладу, ладу, танцевали.
Танцевали, приустали,
Ладу, ладу, приустали.
Приустали, приусели,
Ладу, ладу, приусели.
Молодцам-то на колени,
Ладу, ладу, ладу, на колени.
Парни отходят. Выходят девушки
Все разбираются по парам и играют в «Ручеек»
После нескольких смен пар, впереди оказываются «жених» и «невеста»
Рассказчик: Девушки разборчивы в выборе женихов, а это и есть причина, что перебор столько делает помех в семейных домах.
Поет невеста:
Выйду ль я на реченьку
Посмотрю на быструю
Не увижу ль я свого милого
Сердцу дорогого
Мы сойдемся, поклонимся
Посидим, повеселимся
Посидим, повеселимся
Да домой пойдем, простимся
А сегодня мой милой
Вдоль по улице прошел
Вдоль по улице прошел
Громко звонко просвистал
Ворота тесовы отворяй
Посреди двора встречай
За белы рученьки примал
Жарко к сердцу прижимал
Здравствуй, милая моя
Иди замуж за меня.
Поет жених и парни
Бывали дни веселые,
Гулял я, молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец.
Бывало, вспашешь пашенку,
Лошадок запряжешь,
И сам тропой знакомою
В заветный дом пойдешь.
Она, моя желанная,
Красавица моя,
Глаза полуоткрытые,
Румяна и бела.
Действие третье
Девичник
Рассказчица: перед венчанием, который назывался "девичником", невеста прощалась со своей семьей, девичьей жизнью и свободой. Отличительным признаком девичника были печальные песни и причитания. В песнях воспевались невинность невесты, ее красота, а также коса - символ девичества, с которым невесте предстояло скоро расстаться. Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка. Часто на девичник приглашали "вопленицу" - женщину, профессионально исполнявшую плачи. Вопленицу, как и невесту, накрывали платком, - и они поочередно начинали голосить, изображая диалог невесты с матерью или старшей сестрой. В это время подружки невесты занимались рукодельем, которое также сопровождали причитаниями.
Девушки сидят в кругу тихие и притихшие. Плакальщица поет песню.
Ты река ли, моя реченька,
Ты река ли, моя быстрая,
Ты речка быстрая, струистая.
То не яблоня качается,
То ее душа расплакалась,
Не плести ей косу русую,
И не петь ей песен звончатых.
Ох, родимый, ох ты батюшка,
Не ходил бы ты ко столу
И не пил из чар со сватами.
Уведут из дома дочь любимую,
Дочь пригожую.
Будет жить она во чужом дому,
Не с родным отцом, не с матерью
Позабыв девичью волюшку.
Первая подружка:
Добегите, ножки резвые,
Домашите, ручки белые,
Донесите, грусть-тоску нашу
По любимой, по подруженьке
Вторая подружка:
Не плести те косу русую,
Не плясати хороводушек
Со подружками любимыми
На привольном зеленом лугу.
Невеста выходит вперед и исполняет песню.
Подружки медленно встают, обнимают, и уводят невесту.
Рассказчица: вот и закончились посиделки да девичник. Мы желаем вам хорошего настроения. До свидания. До следующих посиделок!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
‡ђЗаголовок 315