Длительности нот – четвертные, восьмые

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 г. Лабинска Краснодарского края









ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока музыки и пения

во 2 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий (ритмопластика, пальчиковая гимнастика с пением).



Тема урока:
«Длительности нот – четвертные, восьмые »
















Журавлёва Ирина Николаевна
учитель музыки высшей категории



Цель: Развитие умения различать длительности нот.
Задачи: 1.Развитие ритмического слуха .
2.Коррекция речи в сочетании с двигательной активностью.
3.Воспитание уверенности в себе, воспитание выдержки, дружелюбия.

Оборудование: мультимедийный проект, ритмические карточки, музыкальные иллюстрации, песенный материал, музыкальный центр, синтезатор.

Ход урока.

I. Вводная часть. В начале учитель, а затем дети прохлопывают слово «здравствуйте» ( три хлопка с акцентом на первую долю).
Ребята, предлагаю вам поиграть в мяч, но передавать мы его будем в ритме музыкального сопровождения.(Учащимся предлагается мяч, который вмещается в детскую ладошку. Данный вид работы на уроке позволяет развивать мелкую моторику, активизировать внимание).
II. Сообщение темы урока.
- Наше занятие началось с прохлопывания приветствия. Скажите, пожалуйста по длительности все хлопки били одинаковые? Правильно - разные. Сегодня к нам на занятие пришли разные нотки: и длинные, и короткие. (Слайд №1). Тема нашего занятия «Длительности нот».Предлагаю вместе со мной под музыку прохлопать длинные ноты.(Звучит музыкальный фрагмент «Польки» С.Рахманинова. Учащиеся, вместе с педагогом хлопают на сильную долю в такте).
А сейчас, мы прохлопаем короткими нотками. ( Прохлопывание восьмыми нотами. При работе с разными длительностями можно использовать хлопки, шлепки, щелчки, притопы, что позволяет активировать внимание, память и речевую активность учащихся).
В момент, когда мы с вами хлопали что звучало? Совершено верно музыка. Все музыкальные произведения : и песни которые мы поем, и музыка, которую слушаем ,записаны длинными и короткими нотами.
III Повторение изученного материала. Слайд №2.
Предлагаю повторить песню «Гусеница», во время исполнения слушайте, пожалуйста, какие по длительности нотки нам встретятся. ( Первый раз учащиеся поют вместе с педагогом, а затем исполняют сами с элементами ритмопластики)







« Гусеница».

Слова В. Егорова, музыка В. Юдиной
Исполняет Н. Тимирбаева

Этот странный дом без окон


У людей зовется «кокон».


Свив на ветке этот дом,


Дремлет гусеница в нем.




Спит без просыпа всю зиму,


Но зима промчалась мимо.


Март, апрель, весна, капель


Звонких ручейков свирель.



Просыпайся, Сонюшка!



Под весенним солнышком



Гусенице не до сна,
Стала бабочкой она!

·
Чтобы найти где в песне длинные, а где короткие ноты предлагаю прохлопать ритм с проговариванием текста. Таким образом мы убедились, что мелодия записана разными длительностями.
Словарная работа.
Сочетание длинных и коротких звуков называется ритмом. (Учащиеся проговаривают и запоминают новый термин).Слайд №3.
- Мы с вами очень хорошо знаем «Песню про кузнечика» В.Шаинского. (Учащимся предлагаются шапочки действующих героев, песня исполняется с инсценированием). Первый раз учащиеся инсценируют песню. А сейчас будем её только слушать и прохлопывать ритм, после чего вы расскажите, какие по длительности нотки встретились вам в этой песне.

IV Ритмический диктант.

Каждый из вас может быть сейчас ведущим игры. Правила таковы: ведущий выходит в центр класса, прохлопывает определённый ритм, а все остальные должны точно его повторить. (Учащиеся самостоятельно выступают в роли ведущего, данный вид игры позволяет ребятам раскрепоститься, быть более открытыми, общительными).
V Изучение нового материала.
К нам в гости пришла новая песенка, давайте её послушаем. (Показ песни «Топотушки»).Слайд№4.
«Топотушки».

Слова неизвестного автора, музыка Галины Капля
Исполняет вокальная группа «Капельки»
д/с № 34 «Радость», г. Ставрополь

Топ-топ, топотушки! Пляшет зайка на опушке, Пляшет ежик на пеньке, Пляшет чижик на сучке.

Припев. Топ-топ, топотушки! Пляшут лапки, пляшут ушки, Пляшут рожки и хвосты. Что стоишь? Пляши и ты!
Пляшет песик на крылечке,( слайд №5) Пляшет котик возле печки, Пляшет мышка возле норки, Пляшет козочка на горке.

Припев.
Топ-топ, топотушки! Пляшет зайка на опушке, Пляшет утка на реке, Черепаха на песке!
Припев.
Разучивание песни:
учитель демонстрирует песню,
разбирает с детьми ритмический рисунок, текст,
пропевание мелодии с соблюдением точной интонации,
пение с элементами ритмопластики.

VI Итог урока. (Слайд №6).
Ребята, с какими нотами мы сегодня познакомились? ( длинными и короткими).
Когда чередуются длинные и короткие ноты ,как мы это называем?(ритм)
В гости приходила новая песенка, а кто вспомнит её название? («Топотушки») .За работу на уроке все получают только положительные оценки.
Домашнее задание.
Песня вам понравилась? Какие животные встретились нам в ней? Вы очень старались и хорошо выполняли задания на уроке. Попрошу вас дома нарисовать действующих героев в песне «Топотушки».





Используемая литература:

1.Архипова Е. Коррекционная работа с детьми. М., 1989.
Кононова Н. Развитие музыкального слуха, темпа, размера, игровой деятельности дошкольников.-Владивосток,1991.
Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки//Вопр.психологии.1988.№5.
Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А.Каменского// Искусство в школе.1993.№1.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль.,1997.
6. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе,вып.3/ Сост.О.А.Апраксина.- М., 1964.

15