Предметные недели в начальной школе
Предметные недели в начальной школеАвтор – Козицина Светлана Вячеславовнаучитель начальных классовАрхангельская область, п. Коноша, 2015 г.
Предметная Неделя (ПН) – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединённых общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчинённая решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п.
Мероприятия Предметной Недели (ПН) позволяют:1. Создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одарённых и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.2. Позволяют приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребёнка. 3. Рассматривают проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности и развитие осознанных мотивов учения.
4. Связать дополнительный материал по предмету с основным программным курсом обучения, углубляют, дополняют его и тем самым повышают уровень образования обучающихся, способствуют их развитию, расширяют их кругозор.5. Дать хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.6. Показывать не только возможности учащихся, но и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Специфика ПН как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.Главной особенностью ПН является то, что она выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески всем её участникам.
Цель ПН:Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении; для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи ПН: Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной. Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи.
Планирование ПН:Определяем тему. Выписываем все понятия, которые хочется изучить. Выбираем материал для теоретического (информационного) блока. Это могут быть определённые книги, мультфильмы, презентации, аудиосказки, изображения. Выбираем игры и задания.
Принципы организации предметной недели.1.Принцип развития2. Принцип личной причастности3. Принцип массовости4. Принцип доступности5. Принцип заинтересованности6. Принцип междисциплинарного подхода7. Принцип выбора и ответственности8. Принцип соревновательности9. Принцип открытости10. Принцип сотрудничества11. Принцип неповторимости, особости
Анализ рисков.Руководитель проекта –риск (трудности во взаимодействии с участниками проекта) –пути преодоления (консультирование участников проекта, мотивация).Учащиеся – риск (перегрузка) - пути преодоления (проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей).Родители – риск (низкая компетентность родителей в данном вопросе) – пути преодоления (педагогическое консультирование).Педагоги – риск (высокая загруженность, нежелание сотрудничать) - пути преодоления (мотивация)
Ожидаемые результаты.На уровне социума. На уровне учреждения. На уровне администрации.На уровне обучающегося: ученики продемонстрируют сформированность:Информационной, социальной, коммуникативной компетенции. Предметной, познавательной компетенции.На уровне педагога. На уровне родителей.
Система информирования о ПН:сайт школысайт класса стенды ученический совет школыродительские собрания классные часы
Дальнейшее развитие ПН.Особенностью ПН может быть её масштабируемость, дополняемость. На основе этой ПН предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников.
Практическая значимость ПНзаключается в том, что её методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении ПН по любому предмету и в любом образовательном учреждении.
Выводы 1. Организация и проведение предметной недели в начальной школе позволяет учителям начальной школы выйти на новый личностный профессиональный уровень при проведении открытых уроков.2.Взаимопосещение уроков коллег способствует повышению квалификации учителей начальной школы через ознакомление методов работы коллег и форм организации деятельности учащихся.3.Деятельностный подход и учет особенностей восприятия учебного материала на уроках в начальной школе позволяет учителям отойти от традиционного построения урока, акцентировать внимание учащихся на этапах выделения проблемы, возможных поисков ее решения, целеполагания, планирования, самооценки собственной деятельности.
4.Выбор тем для уроков и внеклассных мероприятий позволяет создать условия для самовыражения практически каждого учащегося. 5.Создание учебных проблемных ситуаций способствует повышению мотивации учащихся к обучению.6.Предметно-практическое обучение позволяет учащимся успешно усвоить новые знания, поскольку они формируются в процессе применения на практике.7.После проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, улучшают успеваемость по предмету, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Страна Наума Грамотникаhttp://svetkozicina.blogspot.ru/
В царстве Смекалки, или Арифметика для всехhttp://svkozicina.blogspot.ru/
Город мастеровhttp://sv-kozicina.blogspot.ru/
Война глазами поколенийhttp://kozicina-sveta.blogspot.ru/