Урок изобразительного искусства на тему Современное выставочное искусство. Гобелен.
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классеТема урока: «Современное выставочное искусство. Гобелен.».
Тип урока: комбинированный
Вид изобразительной деятельности: рисование по представлению.
Цели урока Ознакомление учащихся с многообразием проявлений современного декоративного искусства.
Задачи:
познавательные:
- познакомить учащихся с видом декоративного искусства « гобелен»;
- познакомить с техникой создания гобелена.
обучающие:
- Научить отличать реалистическое изображение от декоративного.;-научить использовать выразительные средства живописи для создания эскиза гобелена.
развивающие:
-Развить навыки восприятия произведений декоративного искусства ;- овладеть навыками декоративной переработки изображения;
- совершенствовать технику работы красками;
- формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивать творческую фантазию;
воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративному искусству и чувство прекрасного ;-формировать активного зрителя;
-прививать устойчивый интерес к искусству.
Оборудование:
Визуальный ряд: Ткацкий станок (маленький), гобелены.
Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, методические таблицы по теме, набор слайдов к уроку «Современное выставочное искусство. Гобелен».
Для учащихся: лист форматом А-4, простой карандаш, ластик, акварельные и гуашевые краски, кисточки, палитра, банка для воды, тряпочка(салфетка).
.
План урока:
Организационный момент (0,5 мин.)
Сообщение темы урока. Изучение нового материала. (10 мин.)
Восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.(3 мин.)
Постановка художественной задачи. (3,5 мин.)
Самостоятельная работа учащихся (23 мин.)
Просмотр и анализ детских работ (4,5 мин.)
Итог урока (0,5 мин.)
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Изучение нового материала
Учитель:-Ребята, вы когда-нибудь были на выставке? Что можно там увидеть?
Дети:- Картины, скульптуры, красивые предметы.
У:- Сегодня мы поговорим о декоративном искусстве. Выставочное искусство - авторские художественные произведения, в которых наиболее ярко проявлена творческая индивидуальность профессионального художника. Изделия создаются в единственном экземпляре. Художник-прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая каждый раз что-то новое. Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно – это керамика, стекло, металл, батик, гобелен и многое другое. (Учитель показывает слайды по теме.)
У:- Знаете ли вы , что такое гобелен?
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную по живописному рисунку-образцу ( картону) из шерстяных, шелковых (иногда с включением серебряных и золотых ) нитей.
История возникновения и существования гобелена насчитывает много веков. Современные гобелены берут свое начало от немецких и французских старинных шпалер.
На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов
Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель.
«Предложение сердца». Аррас.
Ок. 1410. Музей КлюниИзготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.
Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.
Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).
ГОБЕЛЕН В РОССИИ
Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.
Каждый из ткачей специализировался в изображении определённых мотивов, выполнение лиц и фигур персонажей считалось самым сложным и доверялось опытным работникам. Один квадратный аршин шпалеры четыре мастера ткали около месяца.
Лебеди. 1758. Петербургская мануфактура
Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.
Шпалера "Портрет императора Петра I"
В механическом отношении, техника производства гобеленов очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.
Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.
Русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества
ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.
(Учитель показывает слайды по теме.)
Постановка художественной задачи.
У:-Сегодня вам предстоит самостоятельно сделать эскиз для гобелена.
Скажите, в чем отличие гобелена от реалистических изображений?
Д:- Изображение не воспринимается реальным, потому, что видны нити.
У:-Правильно. В гобелене нет реалистической передачи пространства, изображение обобщенно, композиция условно-декоративная. Цвета смешиваются оптически благодаря технике ткачества.
Теперь приступайте к самостоятельной работе.
1.Наметьте тематическое изображение карандашом.
2.Сделайте заливку цветом
3.Вертикальными или горизонтальными штрихами проработайте изображение, имитируя ткачество
(Учитель показывает на доске поэтапное выполнение работы.)
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз гобелена, применяя на практике полученные знания.
Учитель делает целевые обходы:
- для оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- для контроля объема и качества выполняемой работы.
Просмотр и анализ детских работ.
Коллективный просмотр и обсуждение работ учащихся.
Завершение урока. Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы:
Энциклопедический словарь юного художника.-М.,1983
Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей. 5класс “Учитель”. Волгоград.2006
Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998
Н.Н.Ростовцев Методика преподавания изобразительного искусства в школе./ Москва 2000