Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам»
Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам»
Тема: Расчеты по химическим формулам
Цели урока:
Образовательные: Формировать навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям.
Развивающие: развитие логического мышления и математического анализа информации.
Воспитательные: воспитание культуры научных знаний и организации труда.
Формируемые УУД
Личностные умения_ демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,
познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в парной работе, использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические:: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемыкоммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи всоответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;планирование – составлять план ответа; работать с
текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
учащимся, и того, что еще не известно.
Предметные умения:
Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач
Знать определения понятий « химическая формула», « Относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента».
Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элементов в химических элементах.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УудI.
Орг. момент Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу Л:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
II. Актуализация знаний
Задает учащимся вопросы:
Что такое вещество?
Что называют простым веществом?
Что называют сложным веществом?
Приведите примеры простых и сложных веществ.
Что такое химическая формула?
Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ.
Что такое молекула вещества?
Как узнать какую массу имеет молекула вещества?
В каких единицах измеряется масса молекул?
Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ.
Отвечают на вопросы учителя
Читают формулы веществ по карточкам.
Рассчитывают массу молекул предложенных веществ. К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
Развитие критического мышления
III. Целеполагание
Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы Предлагает учащимся оценить верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от способа его получения.
Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества?
Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента?
Что необходимо узнать сегодня на уроке?
Какова его тема и цель?
Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения
Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения,
Определяют тему урока и его цель М:освоение умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Р:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
IV. Изучение нового материала
Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества.
Предлагает учащимся определить качественный и количественный состав веществ, показывает форму записи.
Предлагает учащимся определить массовые доли элементов в соединении.
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта нитрат кальция и нитрат аммония. Какое азотное удобрение лучше выбрать?
Слушают учителя, делают записи в тетради.
Определяют состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2, Al(NO3)3
Na2CO3
Вместе с учителем решают задачу, обращают внимание на оформление решения.
W(N)= 0,35
W(N)= 0,17
Р: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
• умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и источников;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их
владение основами самоконтроля и самооценки;
•овладение понятийным аппаратом биологии
V.
Закрепление
Предлагает учащимся решить задачи:
Можно ли было решить эту задачу без расчетов?
Предлагает учащимся решить обратную задачу. Помогает построить алгоритм решения..
Решают задачи:
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает оксид цинкаZnO и сульфид ZnS. Что выберет технолог?
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу веществаMgSO4?
Предлагают выход из положения.
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ и фиксировали результаты. Незадачливый лаборант перепутал записи, помогите ему разобраться.
К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
П: формирование первоначальных систематизирование представлений о веществе и его свойствах
Р: владение основами самоконтроля и самооценки;
VI. Подведение итогов: Рефлексия: Просит учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы.
1. По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении
2. Определить качественный и количественный состав веществ
3. По массовым долям элементов можно определить формулу вещества. Р:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их
VII. Д/З: Сообщает дом.зад. п. 5, решить задачи
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 , Ca(NO3)2
Записывают дом. Задание
Задание 1. Оцените верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от способа его получения.
Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2, Al(NO3)3 Na2CO3
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта нитрат кальция Ca(NO3)2 и нитрат аммония NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает оксид цинкаZnO и сульфид ZnS. Что выберет технолог?
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый лаборант перепутал записи, помогите ему разобраться.
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 , Ca(NO3)2
Задание 1. Оцените верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от способа его получения.
Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2, Al(NO3)3 Na2CO3
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта нитрат кальция Ca(NO3)2 и нитрат аммония NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает оксид цинкаZnO и сульфид ZnS. Что выберет технолог?
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый лаборант перепутал записи, помогите ему разобраться.
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 , Ca(NO3)2