Разработка урока Решение расчётных задач по химическим уравнениям
Предмет: ХИМИЯ
Класс: 8
Тема урока: Расчетные задачи по химическим уравнениям
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Учитель: Ручина Людмила Алексеевна
МБОУ: «Шиловская СОШ № 1»
Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритм.
Задачи:
Образовательные:
-Способствовать формированию умений решения задач по уравнениям реакций
-Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.
Развивающие:
-развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.
-работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность;
-качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.
Личностные: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, определение границ собственного знания и незнания.
Метапредметные: умение управлять своей деятельностью,инициативность и самостоятельность, умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.
Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.
Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, проектор, документ камера, презентация к уроку, алгоритм решения задач на бумажном носителе, лист самоконтроля.
Организационная структура урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Организационный момент (3 мин)
-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем, отметим отсутствующих и начнём спокойно работать.
1 СЛАЙД
- Ребята, перед вами шкала для определения вашего эмоционального состояния. Определите ту цифру со смайликом, которая выражает ваше настроение сейчас и в листах самоконтроля поставьте эту цифру. Было бы замечательно, если в конце урока вам удалось бы переместиться на одну цифру правее.
-Приветствуют присутствующих, называют отсутствующих.
-Определяют своё эмоциональное настроение в начале урока.
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности ( 7 мин)
2 СЛАЙД
- Ребята, в этой красной коробке находится то, о чём говорится в цитатах, которые вы видите сейчас на экране. Прочтите внимательно и определите, о чём идёт речь в этих высказываниях. Это и будет тема нашего занятия.
- Что же в моей красной коробке? (сборник-«Расчётные задачи»)
- Кто знает, что такое задача?
3 СЛАЙД
-По словарю Ожегова, задача - это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения или вычисления.
- Исходя из этого определения, какие действия мы будем выполнять на уроке?
- А мы с вами решали какие либо задачи?
-Это были задачи, которые решаются по расчётным формулам. Сегодня мы будем решать задачи не только по формулам, но и используя уравнения химических реакций.
4 СЛАЙД- тема занятия.
- Итак, ребята, запишите число и тему урока.
-Вы умеете решать задачи по уравнениям?
-Значит какую цель вы поставите на сегодняшний урок?
5 СЛАЙД-цель занятия
- Вы знаете порядок действий для решения задач подобного типа? А какие шаги вы должны сделать, чтобы достигнуть эту цель?
-Познакомиться с алгоритмом решения задач по химическим уравнениям, научиться его применять.
6 СЛАЙД - это задачи на сегодняшний урок.
7 СЛАЙД - девиз нашего урока.
ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧАЕТСЯ
-Читают цитаты, определяют общее сходство между ними (все высказывания о задачах).
-Задачи
-Думают над ответом, пытаются дать определение.
-Вычисления
- На нахождение массовых долей, молярной массы, количества веществ.
- Нет
- Научиться решать задачи по химическим уравнениям.
- Нет.
-Узнать порядок действий, которому нужно следовать.
3.Актуализация знаний (7 мин)
-Вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.
-Какой буквой греческого алфавита обозначается количество вещества? А латинской?
- По какой формуле рассчитывается количество вещества?
-Разгадайте анаграммы, переставив буквы и получите правильное название терминов.
-Единица выражения количества вещества
(На магнитной доске слово из букв ОМЛЬ)
-Масса одного моль вещества называется.. (На магнитной доске слово из букв РМОЛЯНАЯ).
- На магнитной доске прикреплены знаки и символы (2, 3.4,S, Н), составьте из них по валентности формулу сероводорода.
-Прочтите хором формулу, которая получилась.
-Ребята, а теперь самостоятельно рассчитайте молярную массу этого вещества
- Сверим ответы (показываю лист А-4, на котором ответ: 34 г/моль) У кого верно, встаньте.
У кого ответ отличается, найдите свою ошибку.
(Правильный расчёт прикрепляется на листе на доске)
-Рассчитайте количество вещества в 68 г сероводорода
- Сверим ответы (показываю лист А-4, на котором ответ: 2 моль) У кого верно, встаньте.
У кого ответ отличается, найдите свою ошибку. (Правильный расчёт на доске)
-Ребята, сегодня эти знания нам потребуются для решения задач нового типа.
- Ню- греческая буква. Эн (n)-латинская.
-Один ребёнок выходит к доске и переставляет буквы, получая слово МОЛЬ
- Один ребёнок выходит к доске и переставляет буквы, получая слово
МОЛЯРНАЯ.
- Один ребёнок выходит к доске и составляет формулу сероводорода.
-Читают формулу
-Рассчитывают молярную массу
- Сверяют ответ, ищут ошибки
-Рассчитывают количество
- Сверяют ответ, ищут ошибки
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)
5. Первичная проверка понимания (3 мин)
6. Первичное закрепление (10 мин)
7. Запись Д/З
8. Рефлексия
- Мы начинаем решать задачи по химическим уравнениям. Есть определённая последовательность действий, с которым вы должны познакомиться. Но этот алгоритм вы должны добыть для себя. По всему кабинету сегодня прикреплены бумажные колбочки. Встаньте и возьмите себе ту колбочку, которая вам понравилась. (Нарисованные колбы с напечатанным алгоритмом прикреплены к шторам, стенам, шкафам)
- Теперь все садитесь на места и изучите алгоритм в течение одной минуты.
ПРОЕКТОР ВКЛЮЧАЕТСЯ
8 СЛАЙД-условие задачи
- Ребята, читаем условие задачи, на примере которой, разбираем алгоритм решения задач по химическим уравнениям (9 СЛАЙД)
- Итак, что подчёркиваем одной чертой в уравнении? Двумя?
-Что подписываем под подчёркнутыми веществами? Над ними? Что обозначаем за Х?
-Что находим по пропорции?
-Если необходимо рассчитать не количество, а массу вещества, какую формулу применяем для расчёта? (формула прикреплена на магнитную доску)
- Ребята, а теперь попробуйте сами за 8 минут решить задачу по алгоритму (10 СЛАЙД).Если будет нужна моя помощь, поднимите жёлтый знак SОS, я приду на помощь.
Через 8 минут
- Поменяйтесь своими листами самоконтроля.
Лист учащегося, правильно решившего задачу, кладу по документ камеру, учащиеся видят записи на интерактивной доске.
-Проверьте решение соседа по парте по образцу. Кто увидел у соседа правильное решение, поднимите две руки. Если есть ошибки, найдите и исправьте. (На случай, если подводит документ камера образец решения 11 СЛАЙД)
- Итак, ребята, вы справились с задачей. Молодцы. Чтобы запомнить алгоритм решения, с ним ещё нужно поработать дома. Запишите д/з.
12 СЛАЙД –выучить алгоритм, и по алгоритму решить задачи №1,2 на стр. 48 учебника.
13 СЛАЙД Закончите фразы в листе самоконтроля:
-К концу урока моё настроение стало
- Сегодня я узнал
- Мне было трудно в тот момент, когда
- Мне понравилось, что на уроке
Листы самоконтроля учащиеся сдают учителю для ознакомления.
Ребята встают с места, ходят по кабинету, ищут бумажные колбы, тянутся за ними – это ФИЗПАУЗА
- Изучают алгоритм решения задач.
-Вместе с учителем разбирают этапы решения задачи по химическому уравнению.
- Отвечают на вопросы.
- Решают задачу.
- Проверяют, исправляют.
-Записывают в дневник д/з
- Заканчивают фразы.