Система организации социальной помощи детям с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении школьных учебных программ, а также в адаптации их к школе и социальному окружению. * В нашей стране категорию неуспевающих школьников изучают с конца 60-х годов. С целью разграничения состояний стойкой школьной неуспеваемости и умственной отсталости, предложено два термина и * “задержка психического развития” (ЗПР) “задержка темпа психического развития”. Дети с ЗПР составляют значительный процент от общей детской популяции как в дошкольном, так и младшем школьном возрасте. Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. * Обычно ЗПР диагностируются у детей в старшем дошкольном возрасте или при поступлении в школу. Большинство научных работ по изучению особенностей развития детей с ЗПР посвящены школьному возрасту. Это объясняется тем, что * до недавнего времени многие ученые считали, что ЗПР можно диагностировать только в школьном возрасте, т.к. ребенок здесь впервые начинает заниматься «серьезной» деятельностью; в связи новой социальной ситуацией развития ребенка в начале школьного обучения многие проблемы ребенка становятся более очевидными, зримыми для тех, кто ими должен заниматься; чем меньше ребенок, тем большей профессиональной квалификации он требует, тем труднее его понять и тем более ему помочь. Выявлено, что задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. * ЗПР – синдром замедления темпа реализации потенциальных возможностей организма. недостаточностью общего запаса знаний, и ограниченностью представлений об окружающем мире; малой интеллектуальной целенаправленностью (дети не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания); * преобладанием игровых интересов над познавательными; незрелостью мышления; быстрой пересыщаемость в интеллектуальной деятельности; и другими особенностями развития и усвоения программы. Задержка психического развития характеризуется Задержку психического развития могут провоцировать разные причины. Их можно разделить на две большие группы. Это * неблагоприятные микросоциальные условия воспитания и обучения (причины социально – психологического характера), и соматическая и психическая ослабленность детей (причины биологического характера). Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении. * Это дошкольные группы компенсирующего вида, классы VII вида, классы коррекционно-развивающего обучения. Некоторые формы ЗПР могут быть успешно преодолены в системе интегрированного обучения. При комплектовании групп, классов для детей с ЗПР специалисты ПМПК ориентируются на классификацию, предложенную К.С. Лебединской.Она выделяет четыре основных варианта задержки психического развития: * У детей с ЗПР конституционального происхождения эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития. * Им характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, преобладает игровой интерес над учебным,повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. истощаемость, ослабленность организма,сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п. * У детей с ЗПР соматогенного происхождения отмечаются признаки соматической астении. Из-за болезней родители уделяют им много внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц ограничивают круг общения, что приводит к нарушениям межличностных отношений со сверстниками. Все эти факторы больше тормозят развитие ребенка, чем сама болезнь. Это Наиболее частыми причинами ЗПР психогенного происхождения являются неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье. * Врачи и психологи показали, что неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие, оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, сначала нарушению вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития. Причиной ЗПР церебрально-органического происхождения является мозговая дисфункция. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто. * В отличии от умственной отсталости, поражение ЦНС при ЗПР носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности.У детей отмечаютсяповышенная истощаемость нервной системы неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость и двигательная расторможенность; аффективные нарушения настроения, и др. Церебрально-органическая недостаточность провоцирует эмоционально-волевую незрелость и определяет характер нарушений познавательной деятельности. В зависимости от происхождения задержки развития (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного генеза ), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов * задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для неё нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить. * * * Продолжение таблицы Изучение учащихся с трудностями в обучении в настоящее время приобретает особую важность, не только потому, что количество таких детей из года в год увеличивается, но и в связи с проблемой их интегрированного обучения и создания новых психолого-педагогических технологий. * Под интегрированным обучением детей с ЗПР понимается обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательном классе совместно с обычными детьми в условиях психолого-педагогическом сопровождении. Детям с нарушениями эмоционально-волевой, познавательной сфер должна быть оказана помощь педагогом-психологом школы либо в профильных центрах психолого-медико-социального сопровождения. Детям с нарушениями речи, по необходимости, должна быть оказана помощь на логопедическом пункте школы. Развитие учащихся с ЗПР специалистами ПМПК, консилиумов необходимо отслеживать в динамике (не реже трех раз в год). * В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР, входит: диагностика уровня развития ребенка; составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка; отслеживание динамики развития ребенка: взаимодействие со специалистами и родителями;охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. * Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ЗПР в классе «нормы». Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели:Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д. * Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков развития. * С одной стороны, дети с особыми образователь-ными потребностями не изолированы от общества. Проблема интегрированного обучения в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены. Поэтому школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу. Необходимо постоянное повышение квалификации педагогического персонала массовой школы на специальных семинарах по работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии. * Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. * Отсутствие научных основ, методического и кадрового обеспечения интеграции приводит к отрицательным результатам этого процесса, негативные последствия которого отражаются прежде всего на детях.Дети с ЗПР 7 —9 лет, обучающиеся в массовой школе, не усваивают знания, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация,низка работоспособность, недостаточна саморегуляция, отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи, значительно снижена интеллектуальная активность. Со всей остротой встает проблема более ранней коррекции ЗПР. следовательно Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы необходимо учитывать:структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;информацию о здоровье ребенка;условия жизни и воспитания в семье; *