Сценарий праздника для первоклассников Прощай, Азбука!
ПРОЩАЙ, АЗБУКА
Учитель. Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную книгу – азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог школы и стали школьниками. За это время вы научились читать и писать. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научила вас всему умная, интересная занимательная азбука.
Азбука – это мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учёбу без азбуки. На его страницах даны азы русской грамоты. Вы узнали, что буквы обозначают звуки, которые делятся на две группы.
Задаю вопросы ребятам.
– Какие это группы?
– Чем интересны гласные?
– Какие бывают согласные?
– Какие мы знаем особенные буквы?
– Всегда ли эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры.
Азбука научила вас читать и писать, но и ещё рассказала нам, как могуча наша Родина, как велика она. Мы узнали о реках, городах, о профессиях людей. Сегодня в нашем классе стало 25 читающих учеников. А сколько в стране?
Ученик читает стихи.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу…»
Не надо ждать,
Не надо звать,
А можно взять и почитать!
Учитель. Дорогие мальчики и девочки, я поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием работы над азбукой и желаю успехов в учёбе и в вашем будущем.
Выступают дети.
Ученица. Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
Ученица. Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
Ученица. Буквы мы узнали, слоги прочитали,
И сложили слоги в целые слова.
После – в предложении вдруг на удивление
Получилось: «Родина моя».
Ученик. А потом и «мама» (та, что моет раму!)
«Дети в мяч играют». «Речка», «небо», «лес»!
А ещё в программе прочитали сами:
Будет на экране: «Поле из чудес»!
Ученик. Чтобы не канючить, бабушку не мучить,
Прочитаю сказки, все наперечёт.
Бабушка на кухне варит борщ и кашу
И блинов, конечно, вкусных напечёт!
Ученик. Напишу в тетради (не оценки ради!)
Буквы алфавита и пример решу.
Я сейчас у мамы, той, что моет раму,
Чтоб не отвлекалась, помощь не прошу.
Учитель. Ребята! То, что вы научились читать и писать, – хорошо! То, что вы теперь меньше отвлекаете старших, – тоже очень хорошо! Но вы не забыли, какой сегодня у нас день?
Хором. День прощания с Азбукой!
Учитель. А где же виновница торжества, сама Азбука? Давайте её позовём!
Хором. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя.
Входит Азбука.
Азбука. Знаю я: у вас на полке
Много разных книг стоит.
Только в этом мало толку,
Кто не знает алфавит.
Все читают: дяди, тёти,
В школе, дома, на работе,
В самолёте и трамвае,
Даже на ходу … читают!
Папы, мамы и братишки –
Все читать умеют книжки!
Должна я вам сказать, ребята,
Только, честно говоря,
Ваши старшие когда-то
Начинали с букваря!
Буквы все наперечёт
Должен каждый знать.
Я у вас приму зачёт,
Чтоб поставить «пять»!
Учитель. Азбука, а почему тебя так назвали?
Азбука. Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука. А теперь я проверю, хорошо ли вы знаете буквы.
Ученица. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё – алфавит!
Начинается парад букв «На что похожа буква»
Азбука. А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки о буквах.
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла… (О)
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три… (З)
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
Азбука. Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете буквы.
Ученица. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Учитель. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас я это проверю.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащит он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит).
Входит ребёнок в костюме доктора Айболита.
Айболит. Здравствуйте, дети, а кто написал обо мне?
Учитель. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её.
Под музыку выбегает Красная Шапочка.
Учитель. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся … (Чебурашка).
Под музыку на сцену выходит Чебурашка.
Учитель. Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок …. (Винни – Пух).
Под музыку появляется Винни – Пух.
Учитель. С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся тот мальчишка?
Под музыку входит Буратино.
Буратино. Привет, ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощай, Азбука», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети. Научились!
Буратино. Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину.
Мальвина. Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была большая волшебная книга? Как она называется?
Дети. АЗБУКА!
Мальвина. Вы уже изучили Азбуку, умеете читать. А хорошо ли вы знаете, что необходимо школьникам. Сейчас я это проверю. Отгадайте мои загадки.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?... (Тетрадь.)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (Карандаш.)
Если сломан карандаш –
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу. (Точилка.)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Отгадай, что за вещица, –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Белый камушек
Растаял –
На доске
Следы оставил.
– Молодцы, ребята! Теперь твоя очередь, Буратино.
– Ой, где же он? Буратино!
Вбегает Буратино.
Мальвина. Где же ты пропадал?
Буратино. Я получил письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах), но ничего в нём не понял. Может быть вы , ребята, мне поможете? Послушайте, что здесь написано.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной!
Говорят один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Старый дедушка Пахом
На косе скакал верхом.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
Дети сразу исправляют ошибки.
– Спасибо, ребята, без вас бы я не справился ни за что.
Азбука. Молодцы, вы с честью справились со всеми испытаниями. И, конечно, за свой труд заслужили удостоверения об окончании азбуки.
Ученица. Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У – до – сто – ве – ре – ни – я!
Ученица. В том, что азбуку
Все: Прочли!
Ученица. Полный курс наук
Все: Прошли!
Ученица. И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Учитель. В самом деле?
Все: Нет вопросов.
1-й: Михалков, Маршак и Носов,
2-й: Заходер, Барто, Чуковский,
3-й: Хармс, Бианки и Житков.
1-й: Паустовский, Маяковский,
3-й: Лев Кассиль и Лев Толстой.
1-й: Пушкин, Лермонтов …
2-й: Постой!
3-й: Перечислить всех нельзя –
Все: Все теперь наши друзья!
Под музыку вручаются удостоверения и подарки.
Библиотекарь. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с завершением первого этапа вашей школьной жизни: вы закончили изучать азбуку! А теперь за азбукой пойдут другие книги: это и учебники, и справочники, где можно найти ответ на любой вопрос, и, наконец, несметное количество разных интересных книг, прочитав которые, вы познакомитесь с другими странами, интересными героями, побываете в далёких путешествиях. У всех этих книг есть свой дом – библиотека. Но хочу вас предупредить, что с книгами надо обращаться бережно и аккуратно, с любовью и уважением. К сожалению, редко, но ещё встречаются такие горе – ученики, которые портят их, рисуют в них, вырывают листы. Я надеюсь, что вы все, ребята, будете беречь книги, ухаживать за ними, подклеивать их. Приходите к нам в библиотеку.
Учитель. А теперь, мои первоклассники, перед тем как записаться в библиотеку, произнесите клятву:
Брать книгу только чистыми руками – клянусь!
Дети: Клянусь!
Не загибать страницы, вкладывать в книгу закладку!
Дети: Клянусь!
Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы!
Дети: Клянусь!
Не делать в книге пометок!
Дети: Клянусь!
Если книга порвалась, подклеить её!
Дети: Клянусь!
Учитель: 1 класс посвящается в читатели.
Я желаю вам много красивых добрых слов, которые вы прочтёте сами или вам подарит жизнь. И пусть школьная азбука станет для вас маяком знаний, к которым вы будете без устали шагать всю свою жизнь!
Дети идут в библиотеку, выбирают себе книгу,
проходят на абонемент и записываются в библиотеку.
Литература.
Перекатьева О. К. Первоклашки в гостях у сказки. / Сценарии школьных праздников. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
Савинова С. В. Праздники в начальной школею / Сценарии, капустники, развлечения, турниры. Волгоград: «Учитель», 2002.
Тургаева М. М. Обучение грамоте. 1 класс. / Поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестова «Русская азбука». Волгоград: «Учитель», 2004.
Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Внеклассные мероприятия. 1 класс. /Спектакли, викторины, утренники, праздники, игровой материал. Москва «Вако», 2004.