Сценарий праздника Прощай, Азбука (1 класс)


Праздник «Прощание с Азбукой». Сценарий для 1 класса
Цели: в игровой форме повторить и обобщить знания об изученных звуках и буквах в «Азбуке»; воспитывать умение общаться, помогать друг другу; создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителем и детьми; способствовать раскрытию талантов у учащихся.
Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен. торт, кошелек, конфеты для старухи Шапокляк; домик Бабы-яги; ваза для цветов; плакат «Прощай, азбука!».
Ход праздника
Учитель.
Внимание! Внимание!
Здравствуйте, уважаемые зрители,
Детишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
По самый главный - первый класс!
Учитель.
Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше интересное и веселое путешествие от А до Я. Пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека. Как называется эта книга?Дети. Азбука!
Учитель. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
Ученик 1.
Хороша сегодня школа,
С радостью туда идём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
Дети (хором). Праздник азбуки!
(Дети исполняют песню.)
Учитель.
Первоклассники все здесь,
И народ собрался весь.
Пора праздник начинать,
Школьный флаг нам поднимать.
Мы выберем самого умного, красивого, смелого, достойного и уважаемого ученика.
(Появляется старуха Шапокляк с кошельком и тортом.)
Старуха Шапокляк.
Я здесь самая уважаемая, я!
Здорово, ребята-клопята!
Меня узнали вы как-никак,
Весёлую старушку Шапокляк?
Учитель.
Ой! Что за страсти?
Старуха Шапокляк.
В честь праздника я решила стать самой доброй бабушкой в мире и делать только одни гадости... ой, радости и подарки. Кто хочет 100 рублей? Идите сюда.
Проводится игра «Кошелек на веревочке».
(Трое ребят пытаются схватить кошелек на веревочке по команде Шапокляк «гоп!». В кошельке лежат три маленькие шоколадки - призы детям.)
Учитель.
Спасибо, дорогая гостья, за угощение. Спасибо! А торт вы кому несёте?
Старуха Шапокляк. Какой торт?
Учитель. Да вот же, у вас в коробке.
Старуха Шапокляк.
Так это меня Гена с Чебурашкой на день рождения пригласили. Ну, вот я им сюрприз и приготовила.
Учитель. Красивый! А вкусный?
Старуха Шапокляк. Могу показать! (Открывает коробку, а там кирпич.)
Учитель. Ты просто неисправима. Обещала быть самой доброй, а на деле что получается?
Старуха Шапокляк. Обещала, обещала... на праздник. А день рождения завтра. Сегодня я самая хорошая! Где тут у вас нужно за верёвочку дёрнуть? Что-то я не вижу тут никаких умных и серьёзных учеников.
Учитель. Да ты не туда смотришь! (Поворачивает голову Шапокляк в другую сторону.) Теперь видишь?
Старуха Шапокляк. Вижу, вижу... Девчонки, мальчишки сидят, молчат, на нас глядят. Они, наверное, языки проглотили. Да какие же они умные? Как же они учатся?
Учитель. А мы сейчас покажем.
Ребята, слушайте меня внимательно и отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», если это про вас. А если не про вас, то сидите тихо-тихо.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Учитель.
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?
Старуха Шапокляк.
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас, скажите вслух,
На уроке ловит мух?
Учитель.
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Старуха Шапокляк.
Кто из вас, такой хороший,
Загорать ходил в калошах?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Учитель.
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
Ну что, бабушка, убедилась, что ребята у нас умные, старательные, серьёзные?
Старуха Шапокляк (обиженно).
Знала бы, лучше бы совсем к вам не приходила. А можно мне хотя бы помочь?
Учитель. Разрешим, ребята?
(Старуха Шапокляк вместе с ребятами)
Ученик 1.
Впереди длинна дорога,
Сразу не пройти никак,
Но у школьного порога
Делаем мы первый шаг.
Ученик 2.
Мы смешными малышами
Прибежали в этот класс.
Книги нам с карандашами
Подарили в первый раз.
Ученик 3.
Самый трудный - первый класс.
Ученики (вместе).
Потому что в первый раз.
Ученик 3.
Первоклашки вам расскажут
И конечно же, покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.
Ученик 1.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать
Ученик 2.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученица 1.
Чтобы делу научиться,
Надо много потрудиться.
Нас всему научат в школе,
А ученье - шутка, что ли?
Ученик 1.
Букв вначале мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились буквы с нами.
Ученик 2
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученик 3
Так восславим буквы эти,
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Ученица 3
К нам на праздник в первый класс
Буквы все спешат сейчас.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Нынче в нашем классе праздник –
С азбукой прощание.
Дети поют песню «Тридцать три родных сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
А, Б, В, Г,Д, Е, Ж –
Прикатили на еже.
И, Й, К, Л, М, Н, О –
Дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, X –
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Игра на внимание
Учитель.
Друга выручим всегда? (да)
Врать не будем никогда? (да)
Уроки прогуливаем мы иногда? (нет)
Подерёмся с соседом по парте? (нет)
Бросим на дороге фантик? (нет)
На учебнике оставим грязный след? (нет)
Мы сорвём с деревьев цвет? (нет)
Домашнее задание делаем всегда? (да)
Задание списываем иногда? (нет)
Кошке бросим камень вслед? (нет)
Птиц съедим всех на обед? (нет)
Дети исполняют песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского)
Учитель.
Первого сентября вы пришли в школу маленькими, смешными, глупыми малышами, а сейчас посмотрите на себя: как вы выросли, повзрослели! Вы закончили изучать азбуку. Хорошо потрудились, а теперь вас ждёт заслуженная награда.
Учитель.
Ребята, расскажите, чему вы научились в школе?
Исполняется песня «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)
Шапокляк
Что это вы веселитесь? Уроки ещё поди не сделали, форму физкультурную не приготовили, стихи не выучили, правила не повторили... Дел по горло! Какое веселье?
Учитель.
Ты ошибаешься, Шапокляк, дети у нас умные и
Шапокляк.
А можно я им загадки загадаю, проверю, что ваши детишки знают.
(Загадывает загадки.)
Шапокляк. Молодцы! Сами выучили? Или мамы с папами помогали? Сами? Не может быть! Какие хорошие ребята! Вы, наверное, учитесь хорошо? И уроки сами делаете? (Дети отвечают.)
Шапокляк.
Да врут они все. На урок опоздал, говорят: «Часы встали». Уроки не выучили, говорят: «Болели сильно». Разве можно им верить? А родители, смотри, сидят тихо-смирно, чтобы чад своих не выдать. Знаем мы, как они уроки делают.
Шапокляк.
Ай-ай-ай! А на вид такие миленькие, благоразумненькие. Сейчас проверим.
Учитель.
Ребята, вы согласны?
Шапокляк.
Если не выполнят мои задания, не отдам вам Азбуку.
(Задает детям вопросы на знание детских литературных произведений.)
Никак вас не переиграть.
Придётся Азбуку отдать.
- Только жалко мне вам её отдавать!
- Ведь я сама читать-то так и не научилась!
Ученик 5.
Если хотите в школе учиться,
С азбукой надо вам подружиться.
Учитель.
Чтобы буквы знать, читать,
Нужно Азбуку позвать!
Где ж она?
Азбука.
Привет всем дружный!
Вы, ребята, так послушны!
Все нарядны и стройны!
На праздник вы ко мне пришли?
Ученик 4.
Азбука - первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Исполняется песня «Азбука» (муз. А. Островского, сл. 3. Петровой)
Ученик 6.
Азбука научит вас писать,
Азбука научит вас читать!
Разные буквы есть в алфавите,
И ни одной вы не пропустите.
Азбуку нашу вы берегите,
Не потеряйте и не порвите.
Азбука.
Чтобы вам не скучно было,
Друзей я верных пригласила –
Познакомьтесь, Книга чтенья,
Требует к себе почтенья.
Вот и Русский наш язык,
Грамоте научит вмиг!
Азбука.
Да, ребята, книга - это огромная ценность. И относиться к ней надо бережно, а не так, как один из учеников в басне М. Ильина «Две книжки», которую нам расскажут ребята. Вот послушайте, что с ними приключилось.
Дети инсценируют басню.
Автор. 
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Вторая книга. 
Ну, как твои делишки? Автор
Одна спросила у другой.
1-я книжка
Ох, милая, мне стыдно перед классом:Хозяин мой обложки вырвал с мясом! Да что обложки... вырваны листы! Из них он делает кораблики, плоты И голубей... Боюсь, лететь мне в облака! А у тебя целы бока?
2-я книжка 
Твои мне незнакомы муки.Не помню я такого дня,Чтобы, не вымыв чисто руки,Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки: На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу - О них и говорить-то неприлично...
Зато и я его учу, Не как-нибудь, а на... «отлично».
Первая книга. 
А мой - на «тройках» едет еле-еле, И даже «двойку» получил на той неделе...
Автор. 
В басне нет загадки: Расскажут напрямик, И книги, и тетрадки.
Все. Какой ты ученик.
Учитель
Ребята, может оставим Азбуку Шапокляк, ведь она так хочет научиться читать! А нас ждут новые книги. Знакомьтесь – это сестра Азбуки Хрестоматия.
(Дети получают новую книгу в подарок).
Учитель
Вы успешно выучили главную книгу – Азбуку. Молодцы!
Позади нелёгкий труд слогового чтения,
Вам сегодня выдадут удостоверения,
О том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Сможете читать все книжки.
(Вручение удостоверений)
Учитель
Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Ваши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы продолжим первый класс!
Азбука
Но пора пришла прощаться,
Мне – в путь-дорогу собираться.
Ну, а вам вперёд идти!
Что ж, счастливого пути!
Ученик 7.
Мы хотим сказать тебе спасибо!Мы тебя за все благодарим!Говорим тебе мы до свидания!
Здравствуй! – новым книгам говорим!
Учитель
Яркий свет в глазах у первоклассников.
Книгу главную уже прочли!
В честь большого, радостного праздника
Все родители поздравить вас пришли.
(Слово предоставляется родителям.)
Учитель.
Хочу я сделать вам подарок,
Пусть вечен будет он и ярок.
Да не иссякнет никогда
Живительный сей светоч знаний.
(Звучит музыка). Учитель зажигает Огонь знаний. Он передаётся каждому ребёнку и возвращается к учителю.
Учитель.
Все начинается со школьного звонка.
Мечта, наука, дружба - что хотите!
Все это будет поздно или рано,
Все впереди, ребята, а пока
Все за руки крепко возьмитесь!
Хотите все на свете знать?
Хотите знанья получать?
Живите честно и с добром,
Берегите школу, как свой дом!
Родители
Наш праздник подошёл к концу.
Приглашаем всех к столу. (Сладкий стол)
Веселая минутка (Дети исполняют частушки).
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно.
«Что за грохот, что за шум?» -
Папу мучает вопрос.
Это первачки решили
В коридоре выдать кросс.

Что за грохот, что за шум?
Стены все качаются.
Это наши первоклашки
С азбукой прощаются.
На уроках мы сидим,
На учителя глядим.
Мы сказали: «Тишина!» -
В школе треснула стена.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
Дал списать я на контрольной
Из тетрадки Олечке.
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки.
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
(Апплодисменты)