Мастер-класс для педагогов ДОУ «Путешествие в страну СЕНСОРИКИ »
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Путешествие в страну СЕНСОРИКИ »
«Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю»
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Ход мероприятия:
Слайд 1 (тутулка)
1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс. Проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Слайд 2
Но сначала освежим в памяти, что же, это такое сенсорное развитие? Сделаем это с помощью интерактивного метода – КЛАСТЕРА.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие»)— функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Слайд 3
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Слайд 4
Кожное восприятие включает в себя:
тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
температурные ощущения,
барические ощущения (вес, тяжесть).
Слайд 5
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Таким образом, оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача и педагогов, и родителей. Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов их группировки вокруг образцов-эталонов, выполнении все более сложных глазомерных действий.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом
Слайд 6 В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
С основными цветами спектра различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный? цвета.
С понятием величины. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.) (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
С понятием формы. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.) (круг и шар, квадрат и куб?).
С представлением количества. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много), (много-мало).
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра, играя, ребёнок учится и познаёт мир.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
2 часть (практическая): «Игра – путешествие в страну Сенсорику».
Проводит воспитатель.
Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство.
Слайд 7
Создание проблемной ситуации
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебный ящик».)- Угадайте, что находиться в ящике? По - другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Так и ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Итак, перед нами возникла проблемная ситуация – для того чтобы узнать, что находится в «волшебном ящике» мы отправляемся в путешествие в страну Сенсорику!!!
Слайд 8
Паровоз давно зовет,
В страну Сенсорику насповезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук туктуктуктук.
Тук туктук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну СенсорикуВсех детей привез!
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Слайд 9
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
(выставляются человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать
Слайд 10-12
- Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.
Слайд 13
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
Слайд 14
2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам представить его рад
А зовут его … (квадрат)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Слайд 15
- Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном ящике находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места(звучит музыка) Едем дальше!
Слайд 16
- А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
Слайд 17
4.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
- Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.
Слайд 18 -23 (мастер-класс)
Я вам предлагаю разделиться на 5-6 подгрупп и для начала ответить на мои вопросы.
Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут.
Вопросы:
· какие игры и игрушки для сенсорного развития есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?
· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?
· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие восприятия запаха (обоняния)?
· в какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?
· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?
· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
- А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
И так, начнём!
III –Уважаемые коллеги, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)
- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Рефлексия:
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что…………………………
-Для меня новым было (не было)………………………………
- В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы……………………………
- Себе за участие в мастер - классе я поставлю ………………………….
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!