Опытно-экспериментальная деятельность экспериментирование в быту


Кто в доме-природе живетОпыт №1
«Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»
Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком, - так же, как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, часть задерживается в носу. Но носовой канал человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Опыт №2
«Как кошка языком чистит себе шкурку»
Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
Опыт №3
«Как маскируются животные»
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы и травы.
Опыт №4
«Определение возраста рыбы»
Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.
Положите чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
Опыт №5
«Жизненный цикл мушек»
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течении двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых в конце концов появляются мушки.
Опыт №6
«Как змея меняет кожу»
Наденьте на руку перчатку, лучше кожаную или резиновую. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой.
Усилием пальца руки, на которую надета перчатка, придержите ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться наизнанку. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой на изнанку. Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходится сначала порвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой обо что-нибудь твердое. Прорвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и протирается. Молодые змеи чаще меняют кожу.414337512382500
Опыт №7
«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»
Возьмите два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.
Опыт №8
«Влияние силы тяжести на рост растений»
Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течении недели наблюдайте за положением листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.
Опыт №9
«Выращивание растений из морковных верхушек»
Материал: песок, мелкая емкость, верхушки моркови.
Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вверх. Поставьте на свет. Поливайте в течении недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.
Опыт №10
«Растение может обеспечить себя питанием»
Материал: большая (литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.
Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течении месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага.
Опыт №11
«В розовом ростке спрятан целый дуб»
Принести в группу желуди. Оставить в тепле. Через некоторое время разломить желудь. Что видите? (Желудь пророс). В розовом ростке спрятан целый дуб.
Опыт №12
«Желуди – семена дуба»
Желудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. Ставим в теплое место, к свету. Наблюдаем, когда появится росток с резными листьями. А из чего вырастает новое растение? Из семечка. Значит, желуди – семена дуба.
Опыт №13
«Корень – устойчивость дерева»
Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива.
Опыт №14
«Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень»
Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.
Опыт №15
«Ветер расселяет деревья по новым местам»
Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
Опыт №16
«Дыхание листа»
Опыт поможет узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Возьмите цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю часть других четырех листочков. Наблюдайте за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.