АКТУАЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ООО отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нём связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Закладка основных содержательных линий математического образования, включающих в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера. Таким образом, формирование исследовательских умений у учащихся – одна из актуальных задач современного образования.
В связи с этим мною было проведено исследование, в котором была поставлена проблема определения условий, необходимых для целенаправленного формирования у школьников исследовательских умений в процессе усвоения математических знаний в рамках ФГОС нового поколения?
Цель исследования состоит в обосновании необходимости использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства формирования исследовательских умений у школьников и систематизации методических рекомендаций по использованию подобных заданий.
Объектом исследования является процесс формирования исследовательских умений у школьников.
В качестве предмета исследования выступают исследовательские задания как средство формирования исследовательских умений на уроках математики.
В данном исследовании мною выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования и развития у школьников исследовательских умений при изучении математике будет более эффективным, если определены:
теоретические и методологические основы организации формирования исследовательских умений на уроках математики;
методика использования различных заданий исследовательского характера, способствующих формированию исследовательских умений у школьников на уроках математики;
система организации формирования исследовательских умений посредством заданий исследовательского характера на уроках математики.
В исследовании я опираюсь на личностный, задачный и ситуационный подходы, реализуемые мною в учебно-познавательной деятельности школьников в рамках системного подхода к формированию исследовательских умений у школьников, который выражается в объединении усилий всех субъектов обучения; создании условий для полноценного взаимодействия учителя и ученика при решении исследовательских задач (технология квантового обучения); расширении диапазона обучающего воздействия на личность школьника; использовании в образовательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов школы.
В исследовании мною выделены следующие исследовательские умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
На основании выделенных умений мною были определены основные направления опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у школьников, заключающиеся в:
умении выводить следствия;
умении находить проблему;
умении представлять последствия событий.
Формирование исследовательских умений я осуществляла с использованием элементов квантового обучения, под которым подразумевают массив методик и подходов, демонстрирующих свою эффективность в школе. Идея квантовой технологии состоит в создании комфортных условий обучения. Составляющими квантового обучения являются моделирование, ускоренное обучение, игровой подход и другие теории и стратегии обучения, актуальные для современного образования. Реализуя элементы квантовой технологии в процессе преподавания математики, мы акцентировали на создании оптимальной среды обучения, использовании специфических для этой технологии методов. Выполнение этих условий возможно в процессе решения на уроке исследовательских задач, развивающих умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи, аналогии, делать выводы, умозаключения, что и является необходимыми составляющими исследовательских умений. В диссертационном исследовании нами подробно описана работа над исследовательскими задачами для формирования исследовательских умений младших школьников.
Для изучения уровня сформированности исследовательских умений и навыков учащимся 5-7 классов контрольной и экспериментальной групп были предложены исследовательские задачи, в основу которых было положены ориентировочные диагностические программы изучения уровня сформированности исследовательских умений на начало опытно-экспериментальной работы (табл. № 1).
Данные таблицы указывают на необходимость более интенсивного включения школьников в различные виды исследовательской деятельности.
В опытной работе в течении двух лет принимали участие учащиеся 5-7 классов. Первый этап опытно-экспериментальной работы – это разработка и апробирование задач исследовательского характера, имеющих функциональную зависимость и практическую направленность.
Сводные данные контроля знаний и самооценки знаний, умений школьников на завершение работы свидетельствует о среднем уровне сформированности исследовательских умений у большинства школьников.
В среднем уровень знаний и умений увеличился на 38 %. (табл. № 2)
Сводные данные уровня сформированности исследовательских умений у школьников на завершение занятий свидетельствует о среднем уровне исследовательских умений у 58 % школьников. (ЭГ)
Эффективность проводимой опытно-экспериментальной работы выявлялась путём сравнения двух вариантов программы по повышению уровня сформированности исследовательских умений у школьников, были выявлены увеличение уровня сформированности исследовательской активности во втором варианте (табл. № 3). Эта динамика, по моему мнению, обусловлена изменением изложения материала и во временном периоде.
Данные на начало проведения эксперимента свидетельствуют о наличии высокого уровня у 67 % школьников. Анализ исследовательских работ показал, что в среднем высокий уровень сформированности исследовательских умений у школьников вырос в среднем на 9 %.
Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о динамике постепенного роста уровня сформированности исследовательских умений по математике у младших школьников за счёт поэтапного изменения доминирующих видов деятельности. Как показала опытно-экспериментальная работа уровни сформированности исследовательских умений в КГ и ЭГ различны (табл. № 4).
Итак, результаты, полученные в ходе двух вышеизложенных этапов опытно-экспериментальной работы, дали возможность подтвердить эффективность этих условий при формировании исследовательских умений у учащихся.
Третий этап состоял в проверке единой технологии, предполагающей последовательную подготовку школьников к исследовательской деятельности путём решения исследовательских задач и активного применения технологий развивающего обучения. В эксперименте принимали участие школьники экспериментальной групп (ЭГ3).
Констатирующие срезы свидетельствуют об эффективности разработанной программы и методики по формированию исследовательских умений в математике у младших школьников, а сопоставление полученных данных о заметном повышении уровня исследовательских умений в экспериментальных группах (табл. № 5). Следует отметить, что достаточно высокий уровень результативности уровня сформированности исследовательских умений у 57 % школьников даёт основание считать эффективными разработанные теоретические и реализованные на практике условия.
В ходе выполнения исследовательских работ при завершении опытно-экспериментальной работы с целью определения уровня сформированности исследовательских умений было выявлено, что в целом, у школьников ЭГ3 уже достаточно сформированы основные исследовательские математические умения (67 %); у школьников КГ – 57 %. Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтверждает выдвинутую мною гипотезу. В среднем уровень сформированности исследовательских умений по математике повысился на 37 %.
Данные исследования свидетельствуют о том, что задачи по формированию исследовательских умений школьников, вытекающие из цели исследования, решены.
Таким образом можно отметить, что цель данного исследования достигнута. А значит, требования ФГОС третьего поколения относительно исследовательской деятельности учащихся являются необходимым условием для полноценного математического образования современного общества.
Литература
Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. [Текст] / В. П. Беспалько // Воронеж, 1977. 320с.
Богоявленская Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969. № 2. -С. 25-28.
Бутко Д.Г. Влияние методов и приемов обучения на формирование умения доказывать у учащихся старших классов. Автореф. канд. дисс. Киев, 1983.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова). М.: Русская энциклопедия, 1998. -С. 111-134.
Выгодский JI.C. Избранные психологические исследования. АПН РСФСР, 1965. 519 с.
Приложение (таблицы)
Таблица № 1
Уровень сформированости исследовательских умений на начало опытно-экспериментальной работы№ Уровни Количество школьников (%)
Высокий 2 %
Средний 18 %
Низкий 80 %
Таблица №2
Сравнительные данные об уровне сформированности исследовательских умений на начало и конец занятий (в %)Исследовательские умения Высокий и средний уровень Низкий уровень
НЗ КЗ НЗ КЗ
1. Умение видеть проблему 20 80 80 20
2.Умение задавать вопросы. 50 80 50 20
3. Умение выдвигать гипотезы. 16 60 84 40
4.Умение давать определения понятиям. 10 50 90 50
5. Умение классифицировать и наблюдать. 15 55 85 45
6.Умение проводить эксперименты и делать выводы. 15 45 85 55
7. Умение доказывать и защищать свои идеи. 10 35 90 65
В среднем 20 58 80 42
НЗ - начало занятий; КЗ - конец занятийТаблица № 3
Уровень сформированности исследовательских умений у школьников на 1 и 2 этапе опытно-экспериментальной работы
Уровни Этап
первый Второй
Высокий 23 27
Средний 35 40
Низкий 42 33
ЭГ 1 ЭГ 2
Таблица №4
Уровень сформированности исследовательских умений в КГ и ЭГ
№ Уровни ЭГ КГ
1 высокий 27 22
2 средний 40 35
3 низкий 33 43
Таблица №5
Сравнительные данные уровня сформированности исследовательских умений у школьников в контрольной и экспериментальной группах на начало и завершение опытно-экспериментальной работы (в %)
№ Уровни Данные на начало опытно-экспериментальной работы Данные на завершение опытно-экспериментальной работы
высокий средний низкий высокий средний Низкий
критерии КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Умение выделять проблему 1 2 15 14 84 84 65 70 15 10 20 20
2 Умение задавать вопросы 3 3 20 18 77 79 65 60 15 20 20 20
3 Умение выдвигать гипотезы 1 2 17 18 82 80 20 25 35 40 45 35
Умение давать определение понятиям 2 1 18 19 80 80 22 20 26 28 48 52
Умение классифицировать и наблюдать 2 3 20 20 78 77 20 18 35 37 45 45
Умение экспериментировать и делать выводы 3 3 18 20 79 77 18 20 27 25 55 55
Умение доказывать и защищать свои идеи 1 1 15 16 84 83 15 16 20 19 65 65