«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Круг»
Методический кабинет
МБОУ ЦО №9- строение 4
КОНСПЕКТ НОД
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Круг»
Составитель: воспитатель Дятлова Н.Б.
г. Тула. 2016г.
Тема: Круг.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с кругом как геометрической фигурой,
- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания
Развивающие задачи:
- формировать мыслительные операции (сравнения, аналогии),
- способствовать развитию воображения, фантазии,
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
- развитие умения решать поставленную задачу разными способами, используя свой опыт, воображение,
Воспитательные задачи:
-устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми
Оздоровительные задачи:
- создание ситуаций, при которых дети приобретают опыт дружеского общения, взаимопомощи, внимания к сверстнику, что в целом способствует благоприятному психологическому микроклимату в группе.
Материалы к занятию: демонстрационный (колесо от игрушечной машинки, небольшая тарелка, монета) и раздаточный (круги разного размера по количеству детей, квадраты, треугольники, предметные картинки, таблицы).Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
Любите ли вы сказки?
Хотите послушать сказку про зайца Касьяна?
Затруднение в игровой ситуации.Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойстве колеса, создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.
Жил-был заяц по имени Касьян. Пошел он как-то за грибами и видит, что на земле колесо лежит. Хочется зайцу колесо домой взять, да не знает, можно ли, ведь это не его колесо. Мимо пролетала сорока, которая в лесу все про всех знала.
«Это колесо ничье, оно давно здесь лежит», - говорит зайцу сорока. - «Забирай его!»
Попробовал заяц поднять колесо, да не может, тяжелое очень.
Как вы думаете, как надо поступить зайцу, чтобы доставить колесо домой? Колесо нужно докатить до дома.
Воспитатель катит «колесо» по столу.
Пришел заяц домой, а там его зайчиха с зайчатами дожидается.
Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение этих персонажей и кладет на стол рядом с колесом пуговицы и монетки по количеству детей.
«Ты зачем такую большую пуговицу прикатил?» - спрашивает зайчиха.
«Какая большая монетка!» - радуются зайчата.
«Это не пуговица, не монетка, а колесо», - отвечает заяц.
«Нет, монетка!»
«Нет, колесо!»
Как вы думаете, почему зайчиха с зайчатами спутали колесо с пуговицей и монетой?
Открытие нового знания.
Дидактические задачи: формировать понятие о круге как об эталоне формы некоторых предметов, тренировать способность к анализу и сравнению.
Как правило, дети отвечают, что и колесо, и пуговица, и монетка катятся. Каждый ребенок берет по одной пуговице или монетке и катит ее. Воспитатель делает вывод: и колесо, и пуговица, и монетка катятся, потому что они имеют форму круга.
Включение нового задания в систему знаний ребенка.
Игра «Назови правильно».
Дидактические задачи: развивать речь.
Воспитатель спрашивает детей:
Колесо какое оно? (Круглое.)
Пуговица (монетка) какая? (Круглая.)
Все предметы на столе какие? (Круглые.)
Воспитатель добивается четкого проговаривания детьми окончаний прилагательных.
Игра «Открой дверь».
Дидактические задачи:
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что пока заячья семья разбиралась с колесом, в их домике захлопнулась дверь. Зайцы просят помочь открыть замок. Воспитатель показывает детям рисунок, сделанный на большом листе, лежащем на столе (на 8 человек).
Это замок. Открыть его можно, подобрав детали замка.
Далее воспитатель показывает детям муфту, сшитую по принципу рукава для зарядки пленки в фотоаппарат, в котором лежат круги по количеству детей, а также квадраты и треугольники. Размеры кругов в муфте соответствуют размерам кругов в «замке» и имеют разный цвет. Можно воспользоваться кольцами, снятыми с пирамидки. Каждый ребенок двумя руками нащупывает в муфте круг, вынимает его, идет к рисунку и ищет в «замке» круг такого же размера. Найденный круг накладывается на нарисованный. После того как все дети положили свои круги, воспитатель задает вопросы:
Из каких фигур сделан замок?
Из одинаковых или разных кругов сделан замок?
Что у кругов разное?
Как правило, дети называют, какой круг: красный, зеленый и так далее, большой, поменьше, маленький. Воспитатель хвалит детей и уточняет, что круги отличаются по цвету (по размеру). Зайцы благодарят детей за то, что помогли им открыть дверь.
4.3. Игра «Подбери картинку».
Дидактические задачи: формировать способность выделять предметы круглой формы.
Дети садятся за один стол, на котором лежат таблицы по количеству детей и предметные картинки. Для удобства проверки предметы круглой формы на карточках у всех детей должны быть одинаковыми. Предметы другой формы должны быть разными.
Зайчата просят детей помочь положить в пустые клеточки картинки, которые по форме напоминают фигуру, которую воспитатель показывает детям, то есть на крут на их карточке.
Какая фигура нарисована на ваших карточках? Обведите ее пальчиком.
Дети обводят крут несколько раз.
Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе пальчиком круг.
Какие предметы вам нужно найти? (Круглые.)
Как вы будете их искать?
Воспитатель дает детям возможность обвести пальчиком нарисованный на карточке предмет и определить является ли предмет круглым или нет. Задание проверяется по мере его выполнения. Ребенку, сделавшему задание верно, воспитатель задает вопрос:
Почему ты не выбрал, например, флажок? (Потому что он не круглый.)
4.4. Игра «Встанем в круг».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать коммуникативные способности, тренировать представление о круге.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
Сделайте болышой-большой круг.
Дети должны растянуть руки.
Как сделать маленький кружок?
Игра повторяется 2-3 раза.
Можно также включить музыку и предложить детям сделать большой круг, если звучит громкая музыка, и маленький круг, если тихо.
5. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
С какой фигурой вы сегодня познакомились?
Чем вы помогли семье зайцев?
Воспитатель сообщает детям о том, что они смогли помочь, потому что знают, что такое круг, и умеют его находить среди других фигур.
Составитель: воспитатель Дятлова Н.Б.
Методический кабинет
МБОУ ЦО №9- строение 4
КОНСПЕКТ НОД
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «О тех, кто умеет летать»
Составитель: воспитатель Дятлова Н.Б.
г. Тула. 2016г.
Тема: «О тех, кто умеет летать»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- уточнить и расширить представления детей о птицах;
Развивающие задачи:
- учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное заботливое отношение к природе;
- формировать желание наблюдать за птицами, наблюдающими на участок, подкармливать их;
Оздоровительные задачи:
- Создание игр, при которых дети приобретают опыт общения, взаимопомощи, внимания к птицам и друг другу.
Материал к занятию: изображения птиц, шапочка кота, угощения для птиц, набор палочек.
Дети, к нам в гости кто-то собирается. Догадайтесь, кто это? Послушайте загадку:
«Особо всем известная
Она крикунья местная
Увидев тучку темную
Взлетит на ел зеленую
И смотрит, словно с трона
Кто она? (Ворона)
Правильно, дети (открываю створки доски, где на елке сидит ворона). Ворона: «Кар-кар-кар, к нам в лес пришла зима и смыла все краски с наших птичек и они стали белыми. Ой, ребята, правда все птички стали белыми (вывешиваю птиц на доску), и теперь невозможно различить, где какая птичка.
Дети, скажите пожалуйста, чем похожи все птицы. Правильно, у них тело покрыто перьями, есть клюв, крылья, хвост. Ой, ворона опять что-то хочет мне сказать. Она просит помочь птицам в лесу. А по каким отличительным признакам мы узнаем снегиря, синичку, воробья (ответы). Посмотрите к нам из другого леса, где ещё не похозяйничала зима прилетели снегирь, синица, воробей. И сейчас, мы с вами ребята, раскрасим птичек, что бы они опять стали, как живые (дети раскрашивают силуэты птиц и вывешивают на доску).
Дети, представьте, что мы птички, которых вы раскрасили и они очень довольны и хотят поиграть в подвижную игру «Птички и кот» (проводится игра 2-3 раза).
Ой, дети, пока вы играли ворона пригласила нас с вами в гости, в свой лес. Но ведь в гости без подарков не ходят. Посмотрим, какие подарки я приготовила птичкам. Скажите, пожалуйста, какой продукт здесь лишний (дети находят лишний продукт). А теперь ив берём подарки с собой и идём в зимних лес угостить наших птичек (дети одеваются и выходят на улицу).
Дети, а куда мы можем в лесу положить угощения. Правильно, в кормушку (вместе с детьми раскладываем угощения). А теперь дети, представьте, что к нам прилетело много-много птиц и оставилиследы на снегу. Давайте с вами из палочек сделаем много птичьих следов (дети выполняют задание: выкладывают из палочек следы на снегу). Молодцы дети, у вас получилось очень красиво, как-будто целая стайка птиц прилетала к нам на полянку. Молодцы дети, мы с вами сегодня очень интересно поиграли.