Опыт организации Служб сопровождения приемных семей в Ленинск-Кузнецком ГО Кемеровской области


Организация работы Службы сопровождения принимающих семей
Проблема социального сиротства в Российской Федерации является актуальной уже на протяжении нескольких лет. По-прежнему растет число детей, оставшихся без попечения родителей, а количество воспитанников интернатных учреждений намного превышает количество детей, переданных в семьи.
За последние десятилетия законодательно разработана и внедрена в практику система защиты детей-сирот, гарантирующая им права на материальное обеспечение, образование и профессиональную подготовку. В настоящее время сложилась определённая система содержания, воспитания, и обучения детей-сирот в государственных учреждениях, имеются различные программы социального, педагогического и психологического сопровождения воспитанников детских домов.
За последние годы выполнены исследования, посвящённые социальным и психолого-педагогическим проблемам семей, принимающих участие в реализации новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отражены в работах Н.В.Вараевой, С.А. Захарова, Г.В. Семьи, В.Н. Слон. М. Ф. Терновская и др..
Социально-педагогические условия адаптации детей-сирот в приёмной семье рассматриваются в работах В.Г. Бочаровой, О.С. Газмана, В. И Дианова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика и др.
В настоящее время активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).
Наибольшее распространение получила такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как приемная семья.
Приёмная семья- это форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приёмного родителя»-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приёмным родителем и органами опеки.
По отношению к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более братьев и сестёр. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Вопросам развития института замещающей семьи уделяется много внимания, как на государственном, так и на локальном уровне.
Данная тенденция обусловлена рядом причин:
материальное содержание школ-интернатов обходится государству гораздо дороже, нежели приемной семьи;
как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем;
решается проблема занятости населения, особенно на периферии, где проблема безработицы выражена более остро, чем в крупных городах.
О необходимости специализированной подготовки, как принимающих родителей, так и детей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Люди, желающие взять ребёнка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться. У многих детей, желающих обрести семью, ожидания не совпадают с реальной действительностью. Возникает противоречие: у обеих сторон есть желание создать полноценную семью, но возникающие бытовые проблемы, поступки детей и реакция на них взрослых приводит к отрицательному эффекту.
Детско-родительские отношения в приёмной семье не идентичны ни аналогичным отношениям в кровной семье, ни отношениям в системе «воспитатель-воспитанник». Они обладают рядом специфических особенностей, которые заключаются в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребёнку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на его воспитание, перевоспитание.
Следует понимать, что в условиях приёмной семьи ребёнок сталкивается с трудностями в принятии норм семьи, сложившихся устоев и традиций семейной жизни. Для предотвращения подобного рода проблем необходимо проводить целенаправленную работу с ребёнком ещё в условиях детского дома
Так же актуальной становится проблема правильной организации и сопровождения приемной семьи, профессионализации приемного родителя, подготовки ребенка для жизни в семье. От того, насколько успешно будет решена эта проблема, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании. Опыт семейного устройства интенсивно распространяется в различных регионах РФ.
Рассмотрим данный опыт на примере Ленинск-Кузнецкого муниципального округа. В течение ряда лет функционирует Служба сопровождения принимающих семей на базе МКОУ «Детский дом №3» (пос. Никитинский) . В состав Службы сопровождения принимающих семей входит: педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач-педиатр, юрист.
Основной целью сопровождения является - содействие в помощи, принимающей семье в сложной жизненной ситуации. Важно не только создать принимающую семью, еще важнее ее сохранить.
Одной из приоритетных задач является профилактика вторичных отказов, оказание действенной психолого-педагогической помощи.
Главный принцип сопровождения - помочь семье поверить в свои силы, способности и возможности, научить самостоятельно, искать выходы из возникающих сложных ситуаций, принимать решения и отвечать за них. Специалисты Службы сопровождения с приемными родителями, заключившими договор на психолого-педагогическое сопровождение, проводят консультирование, посещают приемные семьи, привлекают к участию в досугово-спортивных мероприятиях, (традиционных праздниках, таких Международный день защиты детей), работе тематических круглых столов.
Одной из форм работы с принимающими семьями является деятельность клуба «Содружество», который организован в муниципалитете в 2012 году. В клубе с опытными приемными родителями встречаются родители из вновь сформированных семей, кандидаты в приемные родители, слушатели Школы приемных родителей. Совместными усилиями члены клуба пытаются найти пути преодоления проблем, помочь принять правильное решение.
Для повышения психолого-педагогической грамотности приемных родителей, повышения престижа семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, популяризации института принимающей семьи, реализации творческого потенциала принимающих семей, а также распространения лучшего опыта работы с приемными детьми организуются и проводятся выездные детско-родительские смены - одна из инновационных форм сопровождения принимающих семей. Служба сопровождения принимающих семей имеет опыт организации и проведения подобных смен при поддержке Детского фонда «Виктория», г. Москва.
С 2010 года в Школе приемных родителей прошли обучение 138 человек. На представленной таблице можно увидеть статистические данные по принимающим семьям (таб.1).
Таблица 1.
Статистические данные по приёмным семьям за 2010-2015 г.г.
г. Ленинска-Кузнецка
 Распределение по семейным формам устройства 2010
год 2011
год 2012
год 2013
год 2014
год 2015
(на 01.10. 15)
Кол-во детей передано в приемные семьи 18 23 23 65 81 27
Кол-во созданных приемных семей 12 19 17 39 45 16
Кол-во детей передано в уже созданные приемные семьи 6 1 2 12 24 11
Кол-во детей передано в кровные семьи 1 1 1 1 5 1
Кол-во усыновленных детей 3 2 1 7 9 9
Кол-во детей передано в другие приемные семьи 1 - - - - -
Таким образом, можно отметить, что проводимая работа по подбору и передаче воспитанников в приемные семьи позволяет минимизировать ошибки. Оскар Уайльд когда-то сказал «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».
Литература
Дианова, В. И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №5. – С. 53-56.
Захарова. С.А. Подготовка замещающих родителей к новой роли [Текст ] // Социальная педагогика. – 2008.- № 1
Мардахаева, Л.В. словарь по социальной педагогике [ Текст ] / Л.В. Мардахаев. – М.:ЮРИСТЬ, 2002. – 450 с
Терновская, М. Ф. Педагогические основы адаптации детей – социальных сирот в системе воспитания приёмных семей [ Текст ] / М.Ф. Терновская. – М., 2006. – 231 с.