Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
Уже в 60-х годах в нашей стране стали появляться специальные классы и школы, где обучались дети по определенным направлениям обучения или со способностями более высокого уровня. Для их обучения разрабатывались специальные программы и методы обучения. Анализ результатов обучения показывает более высокий уровень обучения и качества знаний детей, обучавшихся в таких классах по сравнению с учащимися обычных школ.
Можно рассмотреть зарубежный опыт обучения талантливых детей. Одна из форм работы заключается в том, что внутри одного классного коллектива выделяют группы с разными уровням одаренности. Талантливые дети обучаются в своем классе, но в группе соответствующей ему по уровню способностей. При этом может достигаться очень высокий уровень обучения, но при условии специальной программы обучения. Если оставить программу обучения, разработанную для всего класса, то для данной группы детей высокого результата уже не будет. Неплохой эффект, но не такой высокий дает еще методика работы. Из разных классов набирают группы детей с высоким уровнем интеллекта. При специальной программе обучения результат более высокий, чем в обучении в обычной группе.
Однако стоит заметить, что на Западе специализированные школы для одаренных вызывают много критических замечаний. Прежде всего из-за несогласия с методами обучения, а также заботясь о другой категории учащихся. Чаще других высказываний, слышится опасения, что, обучаясь в такой специальной среде, талантливые дети получают чрезмерно завышенную самооценку, причисляя себя к элите. Однако стоит отметить, что такое обучение имеет и положительные стороны. В таких классах необходимо усиленно трудиться, чтобы выдержать конкуренцию с соучениками. В обычном классе им этого делать не приходится, они свысока смотрят на детей, которым сложнее чем им постигать азы, но оказавшись среди себе равных по интеллекту, начинают переживать по поводу снижения своего статуса.
Актуальная проблема, стоит ли создавать специализированные школы или классы с одинаковым уровнем интеллекта, не имеет простого решения. Необходимы дополнительные наблюдения и исследования. Необходимо рассматривать социально-психологические обстоятельства, потому что талант ребенка настолько неповторим, что вопрос об оптимальных условиях обучения конкретного учащегося решается родителями и наставниками индивидуально.