Инклюзивное образование: международный и отечественный опыт


Разработчик: Михайлов Иван Анатольевич, учитель математики и информатики 2016 По материалам центра электронного обученияинститута развития образования Республики Татарстан Инклюзивное образование МАОУ СОШ №38 города Тюмени Цель и задачи инклюзивного образования Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды для всех, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.Задачи: - включение всех детей в образовательный процесс;- обеспечение и реализация равноправия всех детей;- организация условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития детей с ОВЗ. Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование» «Инклюзивное образование» как юридическое понятие в России в настоящее время еще определено нечетко, однако в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273ФЗ оно обозначено. В соответствии с пунктом 27 статьи 2 инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Другие интерпретации:Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум (Википедия). Международные правовые документы - Всеобщая декларация прав человека (1948г.), - Конвенция о правах инвалидов, - Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), - Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), - Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., - Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.), - Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года, - Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), - Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г. 1-16. О Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном инклюзивном образовании детей»Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-рРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р Международный опыт инклюзивного образования В середине 60-х гг. XX столетия в скандинавских странах в основу образа жизни обучения людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями был положен  принцип «нормализации» (модель интеграции, авторы Н. Бенк и Б. Нирье), суть которого состояла в том, что «особенные» дети (независимо от тяжести состояния) должны находиться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной. Его практическая реализация предполагала полномасштабную и разностороннюю интеграцию «особенных» людей в общество: физическую (посещение обычной школы или получение работы), функциональную (обеспечение инвалидам доступа к местам общественного пользования и свободу передвижения), социальную (уважительное отношение общества), личную (участие в жизни общества), общественно-организационную. Международный опыт инклюзивного образования В Скандинавии интеграция начинает реализоваться в основном нормативным и практическим путем. Так, в Дании парламентским решением (1969) дети с ограниченными возможностями получают право посещать вместе с остальными детьми массовую школу, чтобы не быть изолированными от сверстников и привычной для них среды жизнедеятельности. Сначала в США, затем в других ведущих европейских странах (Великобритания, 1981 г.; Швеция, 1982 г. и др.) принимаются законодательные акты, закрепившие права детей и подростков с различными нарушениями на получение бесплатного образования. Кроме того, незначительная их часть, преимущественно с невыраженными нарушениями (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) получила возможность обучаться в общеобразовательных школах. Международный опыт инклюзивного образования В Великобритании после принятия Акта об образовании (1981 г.) число учащихся специальных школ составило 1,7% (данные на 1985 г). Кроме этого, в специальном образовании страны были упразднены все нозологические категории «особенности». С этого момента специальное образование в Великобритании продолжает развиваться в условиях интегрированного обучения. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ; наличия оптимистичных данных о результатах интегрированного обучения отдельных представителей «особенных детей». По имеющимся данным наиболее успешно включены в процесс интеграции учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. По мнению авторов, «аргументы против интеграции, в основном, носят временный, переходящий характер, фокусируются на недостатках деятельности общеобразовательных школ и на определенные трудности по обеспечению образованием детей с особыми потребностями» Международный опыт инклюзивного образования В Великобритании после принятия Акта об образовании (1981 г.) число учащихся специальных школ составило 1,7% (данные на 1985 г). Кроме этого, в специальном образовании страны были упразднены все нозологические категории «особенности». С этого момента специальное образование в Великобритании продолжает развиваться в условиях интегрированного обучения. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ; наличия оптимистичных данных о результатах интегрированного обучения отдельных представителей «особенных детей». По имеющимся данным наиболее успешно включены в процесс интеграции учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. По мнению авторов, «аргументы против интеграции, в основном, носят временный, переходящий характер, фокусируются на недостатках деятельности общеобразовательных школ и на определенные трудности по обеспечению образованием детей с особыми потребностями» Международный опыт инклюзивного образования Во Франции Закон об образовании 1989 года закреплял права на получение образования всех детей и подростков, проживающих на территории страны, независимо от социального происхождения, культурного уровня и национальной принадлежности. В этом же законе были также подтверждены интегративные тенденции в специальном образовании.При некоторых школах для детей, имеющих отклонения в развитии, (чаще - интеллектуальные нарушения), создаются классы усовершенствования (или специальные классы). Решение о зачислении ребенка в такой класс принимает специальная комиссия, при обязательном согласии родителей (в письменном виде). Для нормальных детей, которым свойственны различные проблемы поведения, или трудности общения, а также для детей с временными задержками развития организуются классы адаптации. Пребывание ребенка в этих классах бывает временным, а в классах усовершенствования – постоянным, ибо здесь учатся, главным образом, дети с нарушением интеллекта легкой и умеренной степеней. Международный опыт инклюзивного образования Интересным представляется опыт Белоруссии, которая стартовала в интеграционном процессе одновременно с Россией конце 80-х годов ХХ века. На развитии процессов интеграции в Белоруссии сказалось признание новых ценностей образования как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества. Учреждения специального образования не только осуществляют обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, они призваны обеспечить их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество. Интеграция становится ведущим направлением в развитии специального образования в стране. В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» обозначаются основные направления предпринимаемых действий: государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, возможность выбора родителями учебного заведения, базовое и профессиональное образование, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают их пригодность, содействуют активному включению в жизнь общества. С принятием в 1995 г. «Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» создались предпосылки для создания единого образовательного пространства, преодоления их изоляции и для организации совместного обучения с обычными детьми. Для успешного решения этой задачи все учителя начальных классов должны были получить второе, дефектологическое образования.В Белоруссии определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста. Международный опыт инклюзивного образования В Украине дифференцированная система специального образования начала создаваться в середине XIX столетия. Сегодня оказание помощи детям дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии находится под контролем государства. В стране приняты законодательные и правовые акты, регулирующие оказание помощи всем лицам с ограниченными возможностями здоровья. (Конституция Украины, законы «Об образовании», «О социальной защищенности инвалидов», «О государственной помощи семьям с детьми» и др.) Мероприятия по содействию интеграции детей с психофизическими нарушениями предусмотрены Указом Президента Украины «О национальной программе профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями». Министерством образования Украины утвержден Государственный стандарт специального образования, концепции «Специальное образование детей с особенностями психофизического развития на Украине на ближайшие годы и перспективу» и «Реабилитация детей с ограниченными физическими или умственными возможностями», завершена работа над стандартом начального специального образования. Экономическая политика в решении этих вопросов ориентирована на обеспечение финансирования не в целом специального обучения в учреждении, а на затраты, связанные с обучением в условиях инклюзии (включения) одного ученика; при этом форму обучения, уровень и диапазон образовательных услуг выбирают родители. Отечественный опыт инклюзивного образования О современных элементах интегрированного обучении в России можно говорить с 60-х годов прошлого столетия, несмотря на то, что массовые школы практически всегда обучали детей со снижением слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако именно на тот период приходится организация специальных классов для детей с умеренной интеллектуальной патологией во вспомогательных школах. В 70-е годы начинается экспериментальная работа, результатом которой станет возможность обучать глухих детей в школах общеобразовательных (экспериментальная работа Э.И. Леонгард). Еще одной предпосылкой интегрированного обучения стала организация с 1992 при общеобразовательных школах классов компенсирующего (коррекционно-развивающего обучения). Данные классы были созданы для детей «группы риска», имеющих незначительные нарушения познавательной деятельности и речи и испытывающие трудности в обучении. Отечественный опыт инклюзивного образования О современных элементах интегрированного обучении в России можно говорить с 60-х годов прошлого столетия, несмотря на то, что массовые школы практически всегда обучали детей со снижением слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако именно на тот период приходится организация специальных классов для детей с умеренной интеллектуальной патологией во вспомогательных школах. В 70-е годы начинается экспериментальная работа, результатом которой станет возможность обучать глухих детей в школах общеобразовательных (экспериментальная работа Э.И. Леонгард). Еще одной предпосылкой интегрированного обучения стала организация с 1992 при общеобразовательных школах классов компенсирующего (коррекционно-развивающего обучения). Данные классы были созданы для детей «группы риска», имеющих незначительные нарушения познавательной деятельности и речи и испытывающие трудности в обучении. Отечественный опыт инклюзивного образования В последние годы обнаруживается еще одна тревожная тенденция. Несколько лет назад отечественные исследователи довольно осторожно высказывались о возможности реализации интегрированного обучения, предупреждая, что это процесс длительный, который займет много времени, и потребует соблюдения целого ряда условий социального, общественного, политического, правового, юридического характера (Бгажнокова И.М., 2008; Малофеев Н.Н., 1996). Предлагались обобщенные рекомендации по реализации интегрированного обучения. Сама интеграция называлась эволютивной и предполагала сохранение традиционных формам оказания помощи всем категориям «особенных» детей, к которым добавлялись различные варианты интеграции. Анализируя существовавшую социальную и образовательную ситуацию, а также возможные последствия реализации интегрированного обучения, исследователи (Малофеев Н.Н., 1996) делали вывод о нецелесообразности его внедрения на государственном уровне в нашей стране по нескольким причинам: невозможность прямого копирования западной модели интеграции (различия в типах общественного устройства); сложности в подготовке законодательной базы; сложности финансирования; неготовность общества - педагогов, родителей, детей. Отечественный опыт инклюзивного образования Как показала практика, идею инклюзивного обучения поддерживают родители и родительские организации «особенных детей»; остальная часть общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей) относятся к данному процессу чрезвычайно осторожно. Кроме того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд противоречий и проблем, которые достаточно сложно разрешить с организационной точки зрения. Это касается не только источников финансирования общего и специального образования, но и подготовки, переподготовки специалистов и их трудоустройства; установления образовательного ценза для «особенных» детей и подростков в условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса обучения; целесообразности введения дифференциации внутри общеобразовательной школы и т.д.Инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрелистатус официальной государственной политики. Это отражено в новом законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года). Опыт МАОУ СОШ №38 города Тюмени в области инклюзивного образования Ежегодно в школе обучается до 60 учащихся с задержкой психического развития и до 10 учащихся с умственной отсталостью;Дети с ОВЗ, в соответствии с запросами родителей (законных представителей) и рекомендациями городского ПМПК обучаются интегрированно в общеобразовательном классе или на дому по индивидуальным учебным планам;Учебный план включает в себя раздел «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ»;с целью сопровождения детей с ОВЗ в школе работает психолого-медико- педагогический консилиум, деятельность которого регулируется соответствующим Положением;В состав ПМПк входят зам. директора, медицинский работник, логопед, психолог, социальные педагог, педагоги-предметникиВ 2016/2017 учебном году запланировано открытие коррекционного 1 класса (по вариантам 7.2 и 8.2) Инклюзивное и специальное образования – проблемы и перспективы Будущее принадлежит тем,кто верит в красоту своей мечты.Э. РузвельтНа современном этапе еще недостаточно опыта в реализации инклюзивного образования. При этом разработана, хотя еще и не идеальна, нормативно-правовая база по реализации инклюзивного и специального образования.Существующие трудности в реализации инклюзивного образования:Большинство школ и детских садов старой постройки и не имеют специальных условий;Для создания специальных условий необходимы большие финансовые вложения;Необходимо осуществлять обучение педагогов для работы с особыми детьми (профессиональная переподготовка);-необходимо дополнительной включение штатных единиц (одного психолога недостаточно для 1000 обучающихся);-неоднозначное отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ-необходима разработка НПБ для дальнейшего образования и социализации детей с ОВЗ (после школы) Инклюзивное и специальное образования – проблемы и перспективы «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 В настоящее время система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. В реальности в РФ образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом к отечественным условиям, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом. Совместно с этим на сегодняшний день в качестве приоритетного направления развития образования детей-инвалидов рассматривается организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми. Реализация в РФ инклюзивного образования ставит для страны вопрос о необходимости смены методов внедрения интеграционных инноваций в образование. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Однако для успешно перехода к инклюзивному образованию нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.