Методическая тема «Самостоятельная работа как средство познания нового языкового материала»
Методическая тема
«Самостоятельная работа как средство познания нового языкового материала»
Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является обучение школьников умению самостоятельно приобретать знания, что невозможно без овладения ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте.
Основным приемом эффективного понимания текста считают самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. В связи с этим определяют следующие функции вопроса в мыслительной деятельности:
функция – рефлексивная
функция выделения и фиксации неизвестного
функция восполнения недостающей информации
функция поисковая-самостоятельный поиск ответа на вопрос
Покажем приемы обучения составлению вопросов на уроке литературного чтения в 3 классе (В.Распутин. Мама куда-то ушла. Голованова М.В. Родная речь). Данные приемы раскрывают логику деятельности учащихся над формулированием вопроса и поиском ответа на вопросы к тексту.
1.Анализ формулировки готового вопроса.
Вопрос к какой-либо части текста выносится на доску. Например: Что испытал мальчик в одиночестве? или Почему мальчик остался один?
Затем идет смысловой и структурный анализ вопроса:
Прочитайте внимательно вопрос.
О чем в нем спрашивается?
Какие слова вам помогли узнать содержание вопроса?
С какого слова начинается вопрос? (что, почему?)
Это главные слова в вопросе. Запомните их.
Давайте найдем ответ на вопрос в тексте. Дети зачитывают и обсуждают предложение-ответ.
Что общего в вопросе и ответе?
2. Определение типа и содержания вопроса.
Мы будем учиться задавать вопросы к тексту. Для этого прочитаем часть текста, к которому будем ставить вопросы.
Выясним, о чем можно спросить:
о месте ( Где происходит событие?);
о времени (Когда произошла встреча героев?);
о причинах поступков героев (Почему он так поступил?);
о героях и их действиях ( кто? что ? что делают?).
3. Составление вопросов детьми.
Задайте свои вопросы по первой части текста (1 и 2 абзацы), используя эти вопросные слова.
Д.з.: составить 3 вопроса ко 2 части текста (ответ записать в тетрадь).
Позже, когда дети овладеют технологией постановки вопросов, можно организовать конкурс вопросов. Совместно с детьми определяют показатели лучшего вопроса:
1) Интересное содержание вопроса
2) Порядок слов в вопросительном предложении
3) Причинно-следственный характер вопроса.
По качеству вопросов можно проследить развитие ученика в области читательских умений.
Поэтому особое значение в организации работы по постановке вопросов учащимися приобретает выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с изучением литературного произведения, с попыткой разобраться в причинах происходящего, понять замысел автора.
Внешним мотивы станет овладение содержанием учебного предмета – литературного чтения, поскольку читательские умения выступает средством достижения учебно-познавательных целей на других уроках, а также помогают сформировать потребность обращаться к книге в любой ситуации.
Рассмотрим приемы организации самостоятельной работы на уроках математики.
Самостоятельное выполнение задания учащимися - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Как научить ученика работать самостоятельно?
Организация самостоятельной работы – самый трудный этап урока.
Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, наличие вариантов заданий, комментирование заданий и опору на наглядность.
Организуя проверку, учитель помогает тем ученикам, которые не справились с заданием. Иначе в классе образуется группа, которая полностью не справляется с самостоятельной работой, привыкает дописывать задание во время проверки.
Приведем несколько примеров из своей практики, где, используя перечисленные приемы, можно добиться самостоятельного выполнения заданий всеми учащимися.
Фрагмент 1.
Предлагаю классу самостоятельно решить задачу и записать ее решение по действиям: «Отряд должен подклеить 80 книг. 1 группа подклеила 16 книг, вторая – 18 книг. Сколько книг осталось подклеить отряду?»
Работу пишут 25 учеников. Через 5 минут прохожу по рядам и вижу, что 18 учеников работу выполнили и 7 не решили .
Я открываю на доске краткую запись задачи:
Было – 80 книг.
Сделали – 16 книг и 18 книг.
Осталось - ?
Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что эта запись поможет им справиться с решением задачи.
Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением.
В результате 19 учеников самостоятельно записывают задачу выражением, 6 не могут это сделать.
Записываю на доске выражение 80 – (16 + 18) и прошу двух – трех учеников, справившихся с заданием, объяснить его. Другим ученикам даю карточки с заданиями:
Узнай сначала сколько всего книг подклеили 2 группы вместе:
+=
Затем узнай сколько книг осталось подклеить отряду:
-=
Фрагмент 2.
Предлагаю учащимся самостоятельно решить задачу разными способами:
Купили 4 столовые ложки по 20 рублей каждая, и 4 чайные ложки, по 10 рублей за каждую .Сколько стоила вся покупка?
Из 25 учеников решающих задачу, 17 справляются с заданием, 4 решают одним способом, 4 не смогли приступить к решению задачи.
Тем , кто самостоятельно справился с заданием , предлагаю составить задачу по выражению(40+30)*2.
Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, и тем, кто совсем не решил задачу предлагаю рассмотреть рисунок к задаче и ответить, как можно узнать, сколько уплатили за всю покупку.
20 руб.
10 руб.
20 руб.
10 руб.
20 руб.
10 руб.
20 руб.
10 руб.
20 руб. 20 руб. 20 руб. 20 руб.
10 руб. 10 руб. 10 руб. 10 руб.
В результате проделанной работы только два ученика не справились с заданием.
Ученикам , которые не справились с заданием, была предложена карточка с вопросами:
Узнай, сколько стоят 1 столовая ложка и 1 чайная ложка вместе.
Узнай, сколько стоит 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (+)=
Вспомни, как можно сумму умножить на число.
Запиши решение вторым способом:
*+*=
Учащиеся составили по выражению (4+3)*2 задачу: «Карандаш стоит 4 руб., а тетрадь 3 руб. Сколько рублей нужно уплатить за 2 тетради и за 2 карандаша?»
Проводится фронтальная работа с классом. Учащиеся, которые при решении первой задачи не справились со способом (20+10)*4, объяснили решение (4+3)*2; учащиеся, которые вообще не справились с решением первой задачи, объяснили решение другим способом.
Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися.
Немалую роль в организации самостоятельной работы играют и подготовительные упражнения. Покажу это на примере знакомства с приемом умножения двухзначных чисел на однозначные.
Фрагмент 3.
Учащимся было предложено выполнить с комментированием следующие упражнения:
Замените суммой разрядных слагаемых
14=10+4
23=20+3
18=10+8
19=10+9
Вычислите результат, используя свойство умножения суммы на число
(10+4)*3
(20+3)*4
(10+8)*5
(10+9)*2
Объясните, как можно найти результат в следующих выражеиях:
14*3
23*4
18*5
19*2
Решите самостоятельно примеры:
16*5
24*3
18*4
14*6
Таким образом, подготовительные упражнения не только обеспечивают доступность выполнения задания, но и обеспечивают самостоятельное отыскивание способа решения, позволяют осознавать связь нового материала с ранее изученным и тем самым достигать цели урока – усваивать прием умножения двухзначного числа на однозначное.
Реализация принципа доступность в практике обучения требует от учителя большого мастерства. Готовясь к каждому уроку, учитель обязательно должен продумывать методы, приема и формы обучения, обеспечивающие доступность изучаемого материала для каждого ученика. Только в этом случае можно сформировать положительные мотивы к учебной деятельности, повысить активность учащихся и научить их самостоятельно работать.
Самостоятельная работа над ошибками.
Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.
Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.
Как надо работать над ошибками
(памятка для ученика)
Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.
П а м я т к а
Перенос слов.
Ма – ленький, малень – кий
Ап – пликация, аппли – кация, апплика – ция.
Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.
Большая буква в именах собственных.
Ленинград – название города.
Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.
С Жучкой – кличка животного.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Гро
·зы – гроза
·, снег – снега
·.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы – гриб, шуба – шубка
Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце; но: опасен – опасные.
Правописание приставки.
Из садика; но: переход.
Разделительные ъ и ь
Подъезд, вьюга.
Разделительное написание предлога со словом
В лес, в густой лес.
Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р; мяч – м.р.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким; к лесу (какому?) сосновому.
Безударные падежи окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3-е скл., д.п. (по степи
·).
Читали (о чем?) об улице – 1-е скл., п.п. (о земле
·).
Мечтали (о чем?) о космосе – 2-е скл., п.п. (о коне
·).
Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, 1-е спр.) – пи
·шет.
Строить (на -ить, 2-е спр.) – стро
·ят.
Смотреть (на -ить, 2-е спр.) – смо
·тришь.
Глаголы 2-го лица единственного числа.
Играешь – 2-е л., ед.ч.