Моделирование как средство формирования УУД.
Моделирование как средство формирования УУД.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам обучения определяет программу формирования универсальных учебных действий (УУД). Необходимо уже в младшем школьном возрасте сформировать у учащихся желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важная роль в решении этой задачи принадлежит методу моделирования.
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. В процессе создания модели идёт интенсивное овладение информацией о моделируемом объекте или явлении, об отдельных его свойствах, отношениях, связях. Моделирование предполагает создание учеником модели в ходе практических действий, а не предъявление ее ребенку в готовом виде. Всякая модель представляет собой единство наглядного и логического, конкретного и абстрактного.
Такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия по принципу ролевого распределения.
Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения задания распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новый материал и перейти к индивидуальной работе с пониманием и накоплением опыта действий.
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, исследовательского, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Необходимо обучать школьников моделированию с 1 класса. Сначала происходит ознакомление с символами, знаками. Это необходимый подготовительный этап. На уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и технологии первоклассники не только знакомятся с понятиями «рисунки», «пиктограммы», но и сами придумывают знаки – символы. Позже учащиеся переходят к построению схем, чертежей. Когда ученики будут достаточно подготовленными, они смогут осваивать способы построения таблиц, алгоритмов на разных уроках.
Метод моделирования позволяет ребенку стать самостоятельным в принятии решений, быть раскрепощенным в выборе мнения и, как следствие, более успешным в деятельности. У детей формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия.
Таким образом, модель является средством обучения, а её создание – моделирование – способом действия, в котором идет процесс получения информации и развития творческих способностей ребенка.
Литература:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования-М.,2011
2)Королева Н.В. Моделирование – способ реализации интеграции содержания образования. / Королева Н.В. // Начальная школа, №8, 2013.
3)Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. / Сост. А.А. Ермолаева.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.