Универсальный способ познания новых учебных объектов

Универсальный способ познания новых учебных объектов
Африкян Татьяна Григорьевна, учитель математики и информатики МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2,
Нижневартовский район, ХМАО-Югра
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телефон: +79048704097

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Для наиболее эффективной реализации поставленных государством задач предлагается универсальный подход к изучению любых новых учебных объектов (тем).
При организации данного подхода у обучающихся наблюдаются следующие результаты: личностные – познавательная деятельность, направленная на систематизацию полученных ранее знаний и на эвристику в ходе изучения новых тем; метапредметным - интеграция знаний из разных предметных областей; предметным – мотивированное изучение новых понятий, их определения, свойств и областей применения.
Обучающиеся вместе с педагогом, отвечая на поставленные вопросы, выстраивают алгоритм познания.

Вопрос
Ответ
Пункт алгоритма
Пояснения

1
Когда человек обнаруживает незнакомый объект, что он делает в первую очередь?
Присваивает имя.
Имя нового объекта
Аксиоматический параметр, не требующий доказательств. Носит ассоциативный или частично описательный характер

2
Как человек рассказывает о новом объекте?
Описывает объект.
Определение объекта.
Аксиоматический параметр, не требующий доказательств. Носит ассоциативный и описательный характер.

3
После появления имя и описания нового объекта человек начинает его искать и выбирать среди всех других объектов. С помощью чего это возможно сделать?
С помощью признаков объекта.
Признаки объекта.
Параметр, требующий доказательства наличия его у данного объекта.

4
Когда новые объекты отобраны, то происходит их изучение. Что появляется в результате изучения объектов?
Появляются свойства изучаемых объектов.
Свойства объекта.
Параметр, требующий доказательства, на основании предыдущих аксиоматических параметров или параметров, ранее известных человеку.

5
Для чего человек изучает свойства нового объекта?
Для применения объекта или его свойств в жизни человечества.
Применение.
Данные параметры могут носить описательный, доказательный, поисковый или исследовательский характер.


Пример: Предлагается на уроке математики ученикам составить таблицу, подобную предложенной.
Параметр объекта
Геометрия
Химия
Русский язык

Имя
Параллелограмм
Кислород
Имя существительное

Определение
Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.
Простое вещество, которое при нормальных условиях - газ без цвета, вкуса и запаха.
Существительное самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Признаки
У