Пояснительная записка и тематическое планирование по русскому языку Зелениной Л.М и др. Школа России
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку, для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы и авторской программы Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели обучения
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела Количество
часов Контрольные мероприятия
1 Предложение 30 Диктант – 1, списывание-1, пров.работа-1, словарный диктант-1, тест-1
2 Имя существительное 40 Диктант – 2, словарный диктант – 1,
сочинение-1, изложение-1, сам.работа-1, проверочная работа-1
3 Имя прилагательное 25 Диктант – 1, словарный диктант-1, списывание-1, проверочная работа-1, изложение-1
4 Личные местоимения 7 Самостоятельная работа-1
5 Глагол 45 Диктант – 2, словарный диктант-1, сочинение-1, изложение-1,списывание-1, сам. и проверочных работ-2, тест-1
6 Наречие 3 -
7 Повторение 20 Диктант – 1, словарный диктант-1, проверочная работа-1, тест-2.
Итого: 170 Содержание тем учебного курса
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ) – 30 ч.
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий и т. д.), с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
Обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложений;
признаки главных и второстепенных членов предложения;
признаки однородных членов предложения.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
ЧАСТИ РЕЧИ (МОРФОЛОГИЯ) - 120ч
Имя существительное (40 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки Род имен существительных, изменение по числам и падежам Имена существительные собственные и нарицательные.
Основные типы склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами (1, 2, 3-го склонения), кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Обучающиеся должны знать:
лексико-грамматические признаки имени существительного;
падежи;
признаки 1,2,3 склонения имён существительных, правописание падежных окончаний
правило написания предлогов с именами существительными
Обучающиеся должны уметь:
употреблять существительные;
определять число, род, падеж существительных, одушевлённые и неодушевлённые;
определять склонение существительных
находить способы проверки написания слов с безударными окончаниями имён существительных
употреблять предлоги с различными падежами
Имя прилагательное (25 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Обучающиеся должны знать:
лексико-грамматические признаки имени прилагательного;
падежные окончания имён прилагательных;
склонение имён прилагательных, правописание падежных окончаний
Обучающиеся должны уметь:
употреблять существительные;
определять число, род имён прилагательных, их склонение;
устанавливать согласование имени прилагательного с именем существительным;
находить способы проверки написания слов с безударными окончаниями имён прилагательных
Личные местоимения (7 ч)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Обучающиеся должны знать:
признаки местоимения;
падежные окончания имён прилагательных;
признаки и склонение личных местоимений.
Обучающиеся должны уметь:
употреблять местоимение;
склонять личные местоимения;
определять склонение и роль в предложении личных местоимений;
анализировать предложение с личными местоимениями;
писать личные местоимения с предлогами.
Глагол (45 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределенная форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.
I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -тся, -ться.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения.
Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях).
Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.
Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.
Обучающиеся должны знать:
признаки глагола;
Суффиксы глаголов –ся, -сь;
Признаки 1 и 2 спряжени
Обучающиеся должны уметь:
употреблять глаголы в речи;
разбирать глаголы неопределённой формы по составу, задавать вопросы к глаголу;
определять время глаголов, род и число глаголв пршедшего времени, образовывать глаголы;
определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно писать окончания глаголов;
правильно писать –тся и –ться в глаголах;
Наречие (3 ч)
Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Обучающиеся должны знать:
признаки наречий;
суффиксы наречий;
Обучающиеся должны уметь:
употреблять наречия и правильно писать их;
выделять наречие как член предложения.
Повторение (обобщение) пройденного (20 ч)
Наречие. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Правописание мягкого знака в словах разных частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Части речи. Звуки и буквы. Однокоренные слова. Разделительные мягкий и твёрдый знаки. Предлоги и приставки. Состав слова. Сложные слова.
Обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложений;
признаки главных и второстепенных членов предложения;
признаки однородных членов предложения;
признаки изученных частей речи.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
правильно писать окончания глаголов 2 лица единственного числа;
правильно писать –тся и –ться в глаголах;
анализировать слово как част речи;
находить способ проверки написания слов;
определять значимые части слова.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1-2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольный диктант
Первое полугодие Второе полугодие
1 класс - 15-25 слов
2 класс 25-30 слов 35-45 слов
3 класс 45-55 слов 55-6- слов
4 класс 60-70 слов 70-80 слов
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении (в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие Второе полугодие
1 класс - 20-30 слов
2 класс 30-35 слов 40-50 слов
3 класс 50-60 слов 60-65 слов
4 класс 65-75 слов 75-90 слов
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие Второе полугодие
1-й класс - 5-6 слов
2-й класс 8-10 слов 10-12 слов
3-й класс 10-12 слов 12-15 слов
4-й класс 12-15 слов 15-18 слов
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
ТЕСТ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;
оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–два исправления;
оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
Методы и приемы организации образовательного процесса
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа;
методы иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, самостоятельная и проверочная работа по тетради, тестовые работы
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, списывания, задания творческого характера
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В результате реализации данной программы у детей формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность: устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта ( ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» ), анализ результатов сравнения ( ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?» ), объединение предметов по общему признаку ( что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же , как…), работа с простейшими готовыми предметами, умение решать творческие задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией: работа с учебными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз) и про себя, построение монологического высказывания (по предложенной теме и заданному вопросу), участие в диалоге (построение ответа), использование простейших логических выражений типа: «и/или…», «если, то…», овладение первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации, использование компьютера.
Организация деятельности: выполнение инструкций, точное следование образцу, определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?»), нахождение ошибок в работе и их исправление, учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу.
Текущий контроль. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Итоговый контроль:
- контрольные работы (диктанты, списывания, изложения)
- тестирование
Методы и формы организации контроля:
Устный опрос требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работа используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением и графическими навыками (русский язык, математика). Контрольная работа оценивается отметкой.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения ( подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Перечень учебно – методического обеспечения
Горецкий В.Г., Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 класс
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник 4 класс. В 2ч.
Зеленина Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 4 класс
Словари по русскому языку
5. Тесты по русскому языку к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 4 класс. Часть 1 и 2» Е. М. Тихомирова - М.: Издательство «Экзамен», 2010 – 94, 1 и 2 часть
6. Л. И.Тикунова. Русский язык .Контрольные и проверочные работы для 1-4 классов. Дидактические материалы. М.:Ротскнига, 2010.-220с
Русский язык
Дата № п/п Тема урока Предметные результаты У У Д
Предложение (синтаксис и пунктуация) – 30 ч
1 Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания. Знает признаки изученных частей речи ;
- признаки главных и второстепенных членов предложения (без употребления терминов);
-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- термин «обстоятельство», «дополнение», «определение»;
- признаки однородных членов предложения;
- понятие «союзы», «прямая речь»;
- признаки простого и сложного предложений; -знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Умеет различать главные и второстепенные члены предложения;
- применять изученные правила по орфографии и пунктуации;
- анализировать предложение, выполнять работу над ошибками;
- выделять дополнение по вопросам, находить обстоятельство и определение ;
- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания ;
- без ошибок списывать небольшой текст с прямой речью
Устанавливает связь слов в предложении, алгоритм действий. Выделяет главные и второстепенные члены предложения, предложения в которых две и более грам. основ, в тексте предложения с прямой речью. Анализирует строение предложения. Определяет грамматическую основу предложения. Сравнивает и различает распространённые и нераспространённые предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Характеризует однородные члены предложения. Разбирает предложение по членам предложения с использованием терминов. Наблюдает и формулирует выводы, правила по результатам наблюдений с использованием терминов. Составляет предложения, редактирует текст. Объясняет и слушает как произносятся предложения с однородными членами. Наблюдает и объясняет расстановку знаков препинания в предложении. Применяет на практике полученные знания. Работает в паре: обсуждает смысл учебной задачи, подготавливает свой вариант выполнения задания, оценивает полученный результат.
2 Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения 3 Связь слов в предложении. Словосочетания. Дополнение 4 Связь слов в предложении. Определение 5 Связь слов в предложении. Обстоятельство 6 Распространённые, нераспространённые предложения 7 Закрепление пройденного материала по теме «Предложение» 8 Списывание с грамматическим заданием 9 Второстепенные члены предложения
Работа над ошибками. 10
Однородные члены предложения 11 Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления 12 Входящая контрольная работа (диктант)
13 Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 14 Предложения с однородными второстепенными членами предложения. 15 Предложения с однородными членами, соединенными союзом и. 16 Предложения с однородными дополнениями
17 Предложения с однородными определениями 18 Однородные члены предложения - обстоятельства 19 Предложения с однородными членами. Закрепление. Словарный диктант 20 Обобщение знаний об однородных членах предложения. 21 Одна, две и более грамматические основы в предложении 22 Простые и сложные предложения. 23 Союзы и, а, но в сложном предложении 24 Простые и сложные предложения. Проверочная работа 25 Прямая речь и слова автора 26 Знаки препинания при прямой речи
27 Использование предложений с прямой речью в текстах 28 Прямая речь и обращение. Место обращения в предложении 29 Знаки препинания в предложении с обращением
30 Входящая диагностическая работа (тест)
Части речи (морфология) – 120 ч.
Имя существительное – 40ч.
31 Имя существительное. Общие сведения. Знает лексико-грамматические признаки имен существительных;
- признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных;
- понятие «предлоги»;
- правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа;
-признаки падежей имен существительных; -склонение существительных во множественном числе;
- понятия «твёрдая основа». «мягкая основа».
Умеет употреблять существительные;
-определять число, род, падеж существительных;
-определять одушевленные и неодушевленные существительные;
-определять падежи имен существительных;
-использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов;
-выполнять работу над ошибками;
-безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-определять и различать типы склонения имен существительных;
-употреблять предлоги с различными падежами имен существительных;
-находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных Выделяет существительное по лексико-грамматическим признакам. Различает собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существительные, существительные в форме единственного и множественного числа. Наблюдает и устанавливает как изменяются существительные. Находит и различает существительные мужского, женского и среднего рода. Определяет существительные которые употребляются только в форме ед. числа или мн.числа. Высказывает своё суждение по результатам наблюдения. Составляет с существительными предложения и употребляет их в речи. Склоняет существительные и устанавливает что изменяется у существительного, выделяет окончания. Определяет падеж,род и тип основы у существительного. Составляет и записывает предложения с существительными в нужной падежной форме. Разбирает существительное по составу .Устанавливает основные признаки существительных 1, 2, 3-го склонения. Сравнивает ударные и безударные окончания существительных, работает с таблицей. Формулирует выводы по результатам наблюдений.
32 Число и род имён существительных. 33 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные 34 Склонение имён существительных. Падеж и падежные вопросы 35 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.
36 Предлоги, употребляемые только с одним падежом 37 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 38 Именительный и винительный падежи имен существительных 39 Развитие речи. Сочинение 40 Работа над ошибками. Основные типы склонения имён существительных
41 Первое склонение имён существительных. Словарный диктант 42 Итоговый контрольный диктант за Iчетверть. 43 Работа над ошибками.
Второе склонение имён существительных. 44 Третье склонение имён существительных 45 Упражнения в склонении имён существительных 46 Третье склонение имен существительных
47 Закрепление по теме: «Склонение имён существительных».Сам.работа 48 Правописание окончаний имён существительных единственного числа 49 Безударные падежные окончания имён существительных единственного числа 1-го, 2-го, 3-го склонений. 50 Падежные окончания имён существительных единственного числа .
51 Таблица падежных окончаний 52 Падежные окончания имён существительных 1-го и 3-го склонения в Р., Д. и П. падежах 53 Развитие речи. Текст-повествование, его структура. Обучающее изложение. 54 Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 55 Винительный падеж имён существительных. Вопросы и предлоги в В.п. 56 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 57 Творительный падеж. Вопросы и предлоги в Т.п.
58 Определение падежа существительного по предлогу. Словарный диктант 59 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. 60 Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. 62 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Закрепление 61 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Падежные окончания имён существительных единственного числа» Апробация ВПР 63 Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Апробация ВПР 64 Правописание окончаний имён существительных во множественном числе 65 Склонение имён существительных с твёрдой и мягкой основой во множественном числе 66 Склонение имён существительных с твёрдой и мягкой основой во множественном числе 67 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения во множественном числе в Р. и В. падежах 68 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения во множественном числе в Д., Т., П. падежах 69 Проверочная работа по теме: « Имя существительное» 70 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Работа над ошибками. Имя прилагательное -25 ч.
71 Лексическое значение и грамматические признаки имени прилагательного Знает лексико-грамматические признаки имен прилагательных;
- склонение имен прилагательных женского рода единственного числа;
- значимые части слова;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных;
-склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами;
Умеет определять род и число имен прилагательных;
- находить способы проверки написания слов;
-использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста;
- определять склонение имен прилагательных женского, мужского и среднего рода единственного числа;
-определять склонение имен прилагательных во множественном числе; -анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
-выполнять работу над ошибками Даёт характеристику лексических и грамматических признаков имён прилагательных. Выделяет из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливает их взаимосвязь. Употребляет прилагательные используемые в прямом и переносном значении. Распространяет предложения, дополняя подходящими по смыслу прилагательными. Объясняет как определить род, число, падеж у прилагательного. Разбирает прилагательные по составу. Склоняет прилагательные единственного и множественного числа. Сравнивает падежные окончания., работает по таблице. Формулирует вывод по результатам наблюдений и описаний. Наблюдает можно ли общее правило проверки правописания безударных гласных применить к прилагательным с безударными окончаниями. Анализирует предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Формулирует алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний. Применяет на практике различные способы проверки.
72 Род, число и падеж имени прилагательного 74 Работа над ошибками. Связь слов в словосочетании. Словосочетание прилагательного с существительным 75 Твёрдая и мягкая основа прилагательных 76 Списывание с грамматическим заданием 77 Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. 78 Склонение имен прилагательных ед.чила мужского и среднего рода с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными 79 Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. С мягкой и твёрдой основами 73 Итоговый контрольный диктант за II четверть 80 Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в ед. числе мужского и среднего рода 81 Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой основой 82 Склонение прилагательных с существительными. Правописание безударных падежных окончаний 83 Склонение имён прилагательных. Именительный и Винительный падежи 84 Склонение имён прилагательных.
Родительный и винительный падежи. 85 Проверка правописания безударных падежных окончаний прилагательных. Словарный диктант 86 Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода. Падежные окончания прилагательных единственного числа женского рода. 87 Склонение имён прилагательных с твёрдой и мягкой основами 88 Способы проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных ед.числа женского рода 89 Проверочная работа. Правописание падежных окончаний имен прилагательных 90 Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний прилагательных 91 Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. 92 Склонение имен прилагательных множественного числа с одушевленными и неодушевлёнными существительными 93 Способы проверки безударных окончаний прилагательных во мн. числе 94 Развитие речи. Изложение 95 Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Местоимение -7 ч.
96 Личное местоимение и имя существительное. Грамматические признаки личных местоимений Знает признаки местоимения;
- склонение личных местоимений;
-признаки изученных частей речи;
-изученные нормы орфографии и пунктуации
Умеет склонять личные местоимения;
- определять склонение и роль в предложении личных местоимений;
- анализировать предложение с личными местоимениями;
- писать личные местоимения с предлогами;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Выделяет личные местоимения в предложении (тексте). Устанавливает лексическое значение личных местоимений по существительному , которое они заменяют. Наблюдает за личными местоимениями и характеризует их грамматические признаки. Устанавливает каким членом предложения может быть местоимение. Различает местоимения 1, 2, 3-го лица ед. и мн. числа. Изменяет местоимения по падежным вопросам (склоняет). Формулирует выводы по результатам наблюдения. Использует местоимения с предлогами и без предлогов в устной и письменной речи. Редактирует текст с использованием личных местоимений.
97 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица ед. числа
98 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица мн. числа
99 Склонение личных местоимений ед. числа
100 Склонение личных местоимений множественного числа.
101 Правописание личных местоимений с предлогами
102 Развитие речи. Использование личных местоимений в тексте (редактирование текста.). Самостоятельная работа
Глагол - 45 ч.
103 Лексико- грамматические признаки глаголов. Знает лексико-грамматические признаки глагола;
-глаголы неопределённой формы;
- признаки I и II спряжения глаголов;
-лицо, число и время глагола;
-личные окончания глаголов
Умеет употреблять глаголы в речи;
- анализировать слово как часть речи;
- разбирать по составу глаголы неопределенной формы;- задавать вопросы к глаголам;
-определять начальную – неопределенную форму глагола;
-использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста;
- определять время глагола;
-образовывать глаголы прошедшего времени;
-определять род и число глаголов прошедшего времени;
-определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;
-определять спряжение глагола по неопределенной форме;
-правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа;
-находить способ проверки написания личных окончаний глаголов;
- находить способ проверки написания слов;
- безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами, анализировать слово Выделяет глаголы среди других частей речи. Наблюдает и анализирует какова роль глаголов в речи. Выделяет глаголы в неопределённой форме в предложении. Разбирает глаголы по составу. Различает лексическое значение глаголов в неопределённой форме. Определяет форму времени глаголов. Наблюдает по таблице и устанавливает, как образуются глаголы прошедшего времени. Образовывает глаголы в форме прошедшего времени и разбирает их по составу. Наблюдает за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливает, в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам. Объясняет, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называют личными окончаниями.
Характеризует правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2-го спряжения по таблице. Строит алгоритм определения спряжения глаголов и уточняет его по учебнику. Наблюдает и формулирует выводы по результатам наблюдения. Использует на практике правило правописания глаголов в неопределённой форме на –ться и глаголов в форме 3-го лица ед. и мн. числа на –тся. Разбирает глагол как часть речи. Составляет тексты на заданную тему, используя слова для справок. Записывает текст-описание близко к тексту. Составляет план текста и пишет по нему изложение
104 Роль глаголов в речи. 105 Неопределенная форма глагола. 106 Суффиксы неопределённой формы глагола 107 Глаголы с частицей –ся. 108 Роль глаголов неопределённой формы. Самостоятельная работа. 109 Неопределенная форма глагола. Закрепление. 110 Настоящее, прошедшее, будущее время глагола. 111 Изменение глаголов по временам и по числам. 112 Изменение глаголов в форме прошедшего времени по числам и родам 113 Образование глаголов прошедшего времени 114 Проверочная работа по теме «Глагол». 115 Изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени по лицам и числам. Спряжение глагола. 116 Глаголы 1 и 2-го спряжения 117 Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения 118 Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. 119 Правописание личных окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь). 120 Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа оканчивающиеся на –тся и –ться 121 Глагол как член предложения 122 Развитие речи. Редактирование текста. Списывание с грамматическим заданием 123 Работа над ошибками. Спряжение глаголов 124 Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа числа. 125 Итоговый контрольный диктант за III четверть. 126
Работа над ошибками. Личные окончания глаголов множественного числа. 127 Спряжение глаголов. 128 Правописание глаголов. 129 Определение лица и числа глагола по его личному окончанию 130 Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения, в форме 2-го и 3-го лица ед. числа на -тся 131 Личные окончания глаголов. Словарный диктант 132 Личные окончания глаголов. 133 Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов 134 Правописание глаголов неопределённой формы. 135 Спряжение глаголов. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы 136 Развитие речи. Составление текста по картине. 137 Анализ сочинений и работа над ошибками. 138 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения 139 Спряжение глаголов. 140 Спряжение глаголов. Закрепление. 141 Спряжение глаголов. Тест 142 Спряжение глаголов. Закрепление. 143 Развитие речи. Обобщение знаний о тексте-повествовании. Изложение. 144 Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление. 145 Контрольный диктант по теме «Глагол». 146 Работа над ошибками. Определение лица и числа глагола по его личному окончанию 147 Обобщение по теме «Глагол». Наречие -3ч.
148 Лексико-грамматические признаки наречия Знает признаки наречий;
-суффиксы наречий
Умеет анализировать слово как часть речи;
-употреблять наречия и правильно их писать;
- выделять наречие как член предложения;
Выделяет в тексте и записывает словосочетания, в которые входят наречия. Разбирает наречие по составу. Объясняет какая часть слова всегда отсутствует в наречиях. Устанавливает, каким членом предложения является наречие. Упражняется в правописании суффиксов в наречиях.
149 Образование наречий. Правописание приставок и суффиксов 150 Распознавание и употребление наречий в речи Повторение -20ч.
151 Предложение и словосочетание. Грамматическая основа предложения Устанавливает связь слов в предложении. Разбирает предложения по членам с использованием терминов. Составляет предложения, редактирует тексты.Формулирует выводы о знаках препинания в сложных предложениях. Определяет падеж существительного. Наблюдает за существительными, формулирует вывод по результатам наблюдения. Устанавливает основные признаки изученных частей речи. Работает в паре: предлагает и обсуждает варианты обсуждения. Толкует значения выделенных слов, пословиц, образных выражений. Использует на практике полученные знания. Строит алгоритм действий. Применяет на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях. Разбирает слово как часть речи и по составу. Находит и объясняет изученные части речи в тексте. Составляет и решает проблемно-грамматические задачи.
152 Главные и второстепенные члены предложения. Знает отличия предложения от словосочетания;
-типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
-признаки однородных членов
предложения;
- признаки изученных частей речи;
-гласные и согласные звуки и буквы;
-состав слова;
-падежи и падежные вопросы;
Умеет расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
-правильно писать личные окончания глаголов;
-анализировать слово как часть речи;
- различать род, падеж и число существительных;
- выполнять работу над ошибками;
-безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами;
-изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
-находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне 153 Склонение имён существительных. Словарный диктант 154 Правописание окончаний имён существительных 155 Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных 156 Склонение имён прилагательных 157 Спряжение глагола 158 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения 159 Тест по теме: «Части речи» 160 Работа над ошибками. Повторение ранее изученного материала 161 Звуки буквы 162 Итоговая диагностическая работа 163 Работа над ошибками. Разбор слова по составу. Сложные слова 164 Однокоренные слова 165 Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. 166 Итоговый контрольный диктант за год. 167 Работа над ошибками. Правописание слов с предлогами и приставками 168 Проверочная работа по теме: «Предложение» 169 Работа над ошибками. Закрепление ранее изученного материала 170 Урок повторения и закрепления изученного материала