Методические рекомендации Мониторинг в учреждении дополнительного образования детей
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск
Методические рекомендации
«Мониторинг результатов детского объединения
в учреждении дополнительного образования детей»
Разработали: заведующий отделом
Борисова Елена Владимировна,
п.д.о. Васич Вячеслав Валентинович,
п.д.о. Родченкова Елена Васильевна
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….....3
Сущность контроля обучения………………………………………………………………4
Содержание исследований……………………………………………………......................5
Литература ...………………………………………………………………………………17
Приложения ……………………………………………………………………………….18
Введение
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребёнка, человека. Качество выступает нравственной и рыночной категориями.
«Что такое «качество» в общем виде? Менеджмент даёт разные формулировки. Качество – это соответствие определённой цели. Качество – это совокупность характеристик продукта или услуг. Качество – это удовлетворение требований потребителя. Качество – это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам». (7,С.3.)
Управление качеством образования в учреждении есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.
Одним из результатов образовательного процесса является обученность (соответствие стандартам), т.е. определённый уровень знаний, умений и навыков у обучающихся.
Данный результат должен иметь показатели и методики их оценки и отслеживания изменений. Для этого наряду с различными формами, методами, видами внутреннего контроля в образовательных учреждениях разрабатывается и вводится внутренняя модель мониторинга.
В современных крайне неблагоприятных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три группы разнонаправленных задач.
1. Им необходимо обеспечивать элементарное выживание и адаптацию педагогов и обучающихся к быстро меняющейся обстановке.
2. Образовательные учреждения стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
3. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.
Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны, и поэтому учреждения начали разрабатывать свою модель мониторинга.
«Целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования. Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования, соответствующие тем моделям выпускника, которые определяют цели, задачи, содержание образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия образования». (7,С.88.)
Существуют показатели качества образования в узком смысле, которые определяют качество результатов на уровне ГОС и государственных заказов, поэтому они могут быть общими для всех образовательных учреждений:
- обученность обучающихся;
- уровень владения творческой деятельностью;
- уровень воспитанности;
- уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;
Одним из условий успешности мониторинга является наличие объективной информации о качестве знаний у обучающихся. Такие данные возможны только в случае регулярного контроля над образовательным процессом.
Сущность контроля обучения
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях образовательной деятельности, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения степени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения, трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. «Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения». (9, С.352.) Кроме того, контроль в большинстве случаев имеет и диагностическую функцию.
Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том, что педагог и обучающиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Педагогу становится ясно, что обучающийся знает и чего не понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности обучающихся и управления ею. Педагог вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода к обучающимся. Ему становится очевидным, какие вопросы, понятия, правила, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это является основанием для творческой подготовки педагога к занятиям и их проведению. Обучающемуся также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности обучающимися изучаемого материала. Обучающийся получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы на занятиях, дома, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Развивающее значение. Во время проведения контроля происходит развитие речи, памяти, мышления – логического, критического, креативного, интуитивного.
Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков в том, что у обучающихся формируется отношение к занятиям, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка всегда вызывает определённое отношение к себе как к ученику, как к личности. Это отношение, эти чувства обучающегося к самому себе педагог умело использует для формирования волевых качеств характера, коллективизма, взаимопомощи. Тот, кто научился правильно использовать воспитательное значение проверки и оценки знаний, раскрывает перед каждым обучающимся благоприятные перспективы обучения.
Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом занятии и оценка результатов обучения на занятии. Как составная часть обучения текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нём учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года или при переводе на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса обучения.
Содержание исследований
Большую важность для науки представляет содержание исследования, что именно проверяется в обучении. Одна из проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие исследованию, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях обучающихся. В этом случае, считается в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний.
Кроме знаний, содержанием исследований достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся. Поскольку это основные факторы для формирования стабильных и качественных знаний. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.
«Содержанием исследования является также сформированность мотивов обучения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение. Однако эти социальные и психологические результаты обучения трудно обнаружить, тем более измерить, а выявление некоторых социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как посягательство на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир обучающегося. Тем не менее, перед педагогикой стоит проблема всестороннего исследования и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях». (9,С.353.)
Мониторинг в Детско-юношеском центре «Приобский» представлен двумя уровнями:
Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его педагог ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого обучающегося и детского коллектива в целом или по определенным направлениям).
Второй уровень (внутриучрежденческий) осуществляет администрация центра (отслеживание динамики развития детских объединений и центра в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по полугодиям и годам обучения).
Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “педагог - обучающийся” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника, включение его в образовательную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Основные принципы диагностирования
Принцип систематичности. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения.
Принцип объективности. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т. д.), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.
Принцип наглядности. Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.
Педагогическая диагностика проводится в следующей последовательности:
Начальная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущая диагностика (промежуточная) (проводится в течение года, чаще в декабре) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для педагога является обучающийся, детское объединение, а также отдельные направления образовательного процесса), сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) - сбор информации.
Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
Третий этап (аналитический) - информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
По основным направлениям педагогического мониторинга для педагогов дополнительного образования разработаны ориентировочные минимальные диагностические программы изучения с целью объективного определения уровней развития заявленных качеств. Использование их в практике помогает педагогу при анализе процессов и результатов развития, обучения и воспитания обучающихся.
С первых дней занятий в детском объединении должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому педагогу дополнительного образования нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого воспитаника, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития. Для этого, необходимо знать особенности развития обучающихся, их “стартовый” уровень сформированности познавательных умений и навыков, уровень знаний, умений, навыков по конкретной образовательной программе. В этом педагогу помогут результаты начальной предметной диагностики и диагностика уровня сформированности познавательных умений и навыков, которая проводится в начале учебного года и оформляется в представленной таблице.
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном детском объединении, студии, секции).
В данном разделе представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. Данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели
(оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное количество баллов Методы диагностики
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Владение специальной терминологией по тематике программы Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 1
5
10
1
5
10 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
Собеседование
Практическая подготовка ребенка:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Креативность в выполнении заданий - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);
- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);
- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 1
5
10
1
5
10
1
5
10 Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интеллектуальные умения:
Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать свое рабочее (учебное) место
Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу Самостоятельность в подборе и анализе литературе
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и ответственность в работе - минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
удовлетворительно – хорошо – отлично 1
5
10
1
5
10 Анализ
Исследовательские работы
Наблюдение
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Таблица 2
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения___________________________________________
Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________
Дата начала наблюдения_______________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения Второй
год обучения Третий
год обучения
Конец I
полугодия Конец
уч. года Конец I
полугодия Конец
уч. года Конец I
полугодия Конец
уч. года
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
а)
б)
в) и т.д.
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки
Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) умение слушать и слышать педагога
б) умение выступать перед аудиторией
в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать свое рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
в) умение аккуратно выполнять работу
IV Предметные достижения обучающегося:
На уровне детского объединения (студии, секции)
На уровне учреждения (по линии дополнительного образования)
На уровне района, города
На республиканском, международном уровне Таблица 3
Схема самооценки
Тема, раздел Что мною сделано? Мои успехи и достижения Над чем мне надо работать?
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 4). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Таблица 4
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное количество баллов Методы диагностики
I. Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). - терпения хватает меньше чем на ½ занятия
- терпения хватает больше чем на ½ занятия
- терпения хватает на все занятие
-волевые усилия ребенка побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком
- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам 1
5
10
1
5
10
1
5
10 Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
II.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы - завышенная
- заниженная
- нормальная
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 1
5
10
1
5
10
Анкетирование
Тестирование
III. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие дела как свои собственные - периодически провоцирует конфликты
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах 0
5
10
0
5
10 Тестирование, метод незаконченного предложения
Наблюдение
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 5).
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 5
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (развития личностных качеств)
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________________
Вид и название детского объединения____________________________________________
Ф. И. О. педагога______________________________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения Второй
год обучения Третий
год обучения
Начало уч. года Конец
уч. года Начало уч. года Конец
уч. года Начало уч. года Конец
уч. года
Организационно-волевые качества:
Терпение
Воля
Самоконтроль
Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
3.2. Тип сотрудничества
Личностные достижения обучающегося*
*IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Таблица 6
Примерный перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования в детском объединении
Объект мониторинга Показатель
Метод измерения Периодичность (сроки)
Обучающиеся детского объединения Общая численность обучающихся, в том числе по группам и годам обучения Наблюдение Ежегодно
Наполняемость детских объединений Наблюдение Раз в месяц
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющие хронические заболевания Наблюдение Обученность (индивидуальная результативность обучения), включая сведения об усвоении (или неусвоении) конкретных знаний, умений, компетентностей, предусмотренных дополнительной образовательной программой Тестирование, педагогическая диагностика Воспитанность обучающихся
Наблюдение, опрос третьих лиц, тестирование, Внеучебные достижения обучающихся
Наблюдение, опрос третьих лиц Образовательный процесс Полнота реализации учебных планов (отношение количества фактически проведенных часов по учебным предметам к количеству часов, отведенных на изучение соответствующих учебных предметов согласно учебному плану) Наблюдение Полнота реализации программ учебных предметов в содержательном аспекте (предъявление обучающимся учебного содержания, предусмотренного соответствующими программами, в полном объеме) Наблюдение, анализ рабочей документаций Соблюдение утвержденных в установленном порядке годовых календарных учебных графиков и расписаний занятий Наблюдение Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся содержанием и ходом образовательного процесса Опрос (при необходимости выборочный) Литература
Битинас Б.П., Кутаева Л.И., Педагогическая диагностика.: Сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – №2, 1993
Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, №3.
Зверева В.И. Самоаттестация школы. – М.: Педагогический поиск, 1999.
Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., Педагогика, 1991.
Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4.
Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12.
Молчанов С.Г., Королева Г.В., Кузнецова Л.Е. Порядок проведения аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей (Инструктивное и инструментальное обеспечение). – Челябинск, 2001.
Симонов В.П. Десятибалльная шкала – это более достоверная оценка качества обучения. // Директор школы, 2007, №10.
Торгашев П.Н., Ситар И.В., Бояринцева Н.И. Система контроля и оценки результатов деятельности всех субъектов образовательного процесса // дополнительное образование, 2002, №10.
Шмелькова Л.В., Блохина Е.В., Митрейкина В.В. Педагогическая диагностика. Понятие, характеристика, инструментарий.
Приложения
Приложение 1
Перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования в детских объединениях художественно-эстетического отдела
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск
Возрастная характеристика детского коллектива
группа По образовательному уровню Кол-во детей
дошкольники Нач. школа
1-4 класс Основная школа
5-9 класс Общеобраз.
10-11 класс мальчики девочки всего
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Всего: Сохранность контингента:
группы Кол-во детей
сентябрь декабрь май % Кол-во прибывших или убывших
1 2 3 4 Кол-во групп Кол-во обучающихся
Сентябрь 2013 Май 2014 Сентябрь 2013 Май 2014
Кол-во обучающихся по годам обучения:
сентябрь декабрь май
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения и более Социальный состав:
Полная семья Неполная (в разводе) Неполная (один из родителей умер, погиб) Воспитывает дедушка, бабушка Один ребёнок в семье Многодетная семья Материально стабильная семья Средний материальный достаток Материальный достаток ниже среднего В семье есть безработные служащие рабочие военнослужащие Занимаются коммерческой деятельностью Неработающие, занимающиеся воспитанием своих детей, матери Статистические данные по результатам педагогической диагностики
Сентябрь: Сводная таблица начальной педагогической диагностики:
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
В С Н Нулев В С Н В С Н
Количество детей Количество процентов Всего детей
(всех лет обучения) Высокий Средний Низкий
Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты
Примечание (Пример расчета):
12 детей в группе – 100% 5 детей с высоким уровнем – X %
5 · 100 = X
12
Декабрь Сводная таблица промежуточной педагогической диагностики:
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
В С Н Нулев В С Н В С Н
Количество детей Количество процентов Всего детей
(всех лет обучения) Высокий Средний Низкий
Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты
Май Сводная таблица итоговой педагогической диагностики:
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
В С Н Нулев В С Н В С Н
Количество детей Количество процентов Всего детей
(всех лет обучения) Высокий Средний Низкий
Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты Кол-во детей проценты
Выпускники:
№
п/п Ф.И.О. выпускника Дата рождения школа класс Годы обучения
Конкурсные мероприятия
Название конкурса, фестиваля Дата Кол-во участников Кол-во зрителей Кол-во призеров
Результат
Диплом Лауреата Диплом I степени Диплом II степени Диплом III степени Диплом Грамота
Приложение 2
Диагностика результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Наполним музыкой сердца» (авторская песня)
Таблица «знаний и умений» заполняется на каждого обучающегося в сентябре, декабре и мае каждого года обучения. Данная таблица позволяет педагогу выстроить индивидуальную маршрутную карту для успешного усвоения учебной.
Начальная диагностика: в начале первого учебного года обучающиеся заполняют анкеты, дающие возможность определить уровень знаний и умений каждого обучающегося до обучения.
Результаты обучения в период промежуточной диагностики отслеживаются следующим образом:
Теоретическая подготовка обучающегося: проводиться собеседование по пройденным темам, выполняются тесты, творческие задания, а так же с помощью наблюдения, дидактических игр.
Практическая подготовка обучающегося: выполнение практических упражнений, наблюдение.
Кроме того, промежуточным контролем является занятие по свободной теме, на котором оценивается степень самостоятельности при работе над песней, а значит, и степень усвоения знаний.
Итоговый контроль осуществляется в виде участия в тематической программе.
1 год обучения
Настройка гитары
Задание: По звуку камертона (тюнера) настроить струну в соответствии с нотой данной струны.
Высокий уровень: Первая струна настроена точно по камертону, каждая последующая струна настроена точно относительно предыдущей. В результате точной настройки инструмента звучит аккорд.
Средний уровень: Первая струна настроена приближённо к звучанию камертона, последующие с небольшими погрешностями.
Низкий уровень: Настройка инструмента неточная. Аккорд не звучит.
Исполнение гармонии по буквенно-цифровым обозначениям
Задание: Обучающемуся необходимо исполнить гармонию, записанную в буквенно-цифровых обозначениях.
Высокий уровень: Обучающийся свободно и точно исполняет заданную гармонию по буквенно-цифровому обозначению.
Средний уровень: Обучающийся с затруднением исполняет задание по буквенно-цифровому обозначению.
Низкий уровень: Обучающийся с помощью педагога выполняет задание.
Исполнение простых аккордовых последовательностей
Задание: Обучающемуся необходимо исполнить гармонию, записанную в буквенно-цифровых обозначениях.
Высокий уровень: Обучающийся свободно и точно исполняют заданную гармонию по буквенно-цифровому обозначению.
Средний уровень: Обучающийся с затруднением исполняет задание по буквенно-цифровому обозначению.
Низкий уровень: Обучающийся выполняет задание с помощью педагога.
Интонирование мелодии.
Задание: Пропеть заданную мелодию.
Высокий уровень: Точно передает мелодию знакомой песни без сопровождения, поёт выразительно.
Средний уровень: Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно.
Низкий уровень: Интонирование мелодии неточное, отрывистое звуковещание. Слабый вокальный слух.
Основные отличительные особенности жанра.
Задание: Прослушать несколько разножанровых произведений и определить произведение в жанре «Бардовская песня».
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно и точно определяет произведение.
Средний уровень: Обучающийся с небольшими затруднениями узнает произведение.
Низкий уровень: Обучающийся узнает произведение с помощью педагога.
ФИО обучающегося Настройка гитары
Исполнение гармонии по буквенно-цифровым обозначениям
Исполнение простых аккордовых последовательностей Интонирование мелодии
Основные отличительные особенности жанра Общие
2 год обучения
Исполнение гармонической последовательности.
Задание: Обучающемуся необходимо исполнить гармонию, записанную в буквенно-цифровых обозначениях.
Высокий уровень: Обучающийся свободно и точно исполняет заданную гармонию по буквенно-цифровому обозначению.
Средний уровень: Обучающийся с затруднением исполняет задание по буквенно-цифровому обозначению.
Низкий уровень: Обучающийся выполняет задание с помощью педагога.
Исполнение песни под собственный аккомпанемент.
Задание: исполнить песню под собственный аккомпанемент на акустической гитаре.
Высокий уровень: Обучающийся исполняет песню точно передовая мелодию, и самостоятельно без затруднений аккомпанирует на акустической гитаре.
Средний уровень: Обучающийся исполняет песню точно передовая мелодию, и самостоятельно с незначительными затруднениями аккомпанирует на акустической гитаре.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет песню, с большими затруднениями аккомпанирует на акустической гитаре или не может осуществляет аккомпанемент.
Знание классиков жанра.
Задание: По фотографиям назвать автора-исполнителя.
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно, без затруднений узнает на фотографии классиков жанра и называет их.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно, но с небольшими затруднениями узнает на фотографии классиков жанра и называет их..
Низкий уровень: Обучающийся не узнает на фотографии классиков жанра, называет их с помощь педагога.
Знание произведений классиков жанра.
Задание: Определить по фонограмме название песни и её автора.
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно узнает песню, звучащую на фонограмме, но с затруднениями называет её автора.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно, но с небольшими затруднениями узнает на песню, звучащую на фонограмме и называет её автора.
Низкий уровень: Обучающийся не узнает песню и с помощью педагога называет автора или не может назвать автора.
Подбор аккордовой последовательности по заданной мелодии.
Задание: Подобрать последовательность аккордов к заданной мелодии.
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно точно подбирает последовательность аккордов к мелодии заданной песни.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно с небольшими неточностями подбирает последовательность аккордов к мелодии заданной песни.
Низкий уровень: Обучающийся только с помощью педагога может подобрать последовательность аккордов к мелодии заданной песни.
ФИО обучающегося Исполнение гармонической последовательности Исполнение песни под собственный аккомпанемент Знание классиков жанра Знание произведений классиков жанра
Подбор аккордовой последовательности по заданной мелодии Общие
3 год обучения
Знание песенного репертуара жанра по различным направлениям
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно, без затруднений узнает песню, звучащую на фонограмме и определяет направление жанра.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно узнает песню, звучащую на фонограмме, но испытывает затруднения при определении направления жанра.
Низкий уровень: Обучающийся самостоятельно узнает песню, звучащую на фонограмме, но не может определить направление жанра.
Знание произведений авторов Сибирского региона
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно, без затруднений узнает песню, звучащую на фонограмме и называет её автора.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно, без затруднений узнает песню, звучащую на фонограмме, но с затруднением называет её автора.
Низкий уровень: Обучающийся не узнает песню и с помощью педагога называет автора или не может назвать автора.
Анализ музыкального произведения
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно, после прослушивания, делает анализ музыкального произведения, в соответствии с изученными критериями.
Средний уровень: После прослушивания, обучающийся с помощью педагога делает анализ музыкального произведения, в соответствии с изученными критериями.
Низкий уровень: Обучающийся не может сделать анализ музыкального произведения.
Исполнение песни под собственный аккомпанемент
Высокий уровень: Обучающийся исполняет песню, точно передавая мелодию, и самостоятельно без затруднений аккомпанирует на акустической гитаре.
Средний уровень: Обучающийся исполняет песню, точно передавая мелодию, и самостоятельно с незначительными затруднениями аккомпанирует на акустической гитаре.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет песню, с большими затруднениями аккомпанирует на акустической гитаре или не может осуществлять аккомпанемент.
Написание сценария и проведение тематических программ
Высокий уровень: Обучающийся самостоятельно разрабатывает сценарий мероприятия, осуществляет подбор песенного репертуара и решает организационные вопросы.
Средний уровень: Обучающийся самостоятельно разрабатывает сценарий мероприятия, осуществляет подбор песенного репертуара, решает организационные вопросы, предварительно консультируясь с педагогам на каждом этапе.
Низкий уровень: Обучающийся испытывает значительные трудности при организации и проведении тематической программы.
Ф.И. обучающегося Знание песенного репертуара жанра по различным направлениям Знание произведений авторов Сибирского региона
Анализ музыкального произведения Исполнение песни под собственный аккомпанемент Написание сценария и проведение тематических программ Общий
Индивидуальная карта обучающегося
Учебный год ____________________________________________________
Год обучения ____________________________________________________
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________
Возраст __________________________________________________________
Теория Практика
Основные приемы звукоизвлечения: Приём №1 (перебор) Приём №2 (перебор) Приём №3 (перебор) Приём №4 (щипок) Приём №5 (щипок) Приём№6 (бой) Аккорды
Em Am D7 G B7 Dm E C G7 E7 A A7 Аккордовые последовательности Em-Am-D7-G-Em-Am-B7-Em Am-Em-B7-Em Am-Dm-E-Am Am-Dm-G7-C-Am-Dm-E-Am G-Em-C-D C-Am-Dm-G D-A-E-A Dm-Am-E7-Am Песни, подготовленные для исполнения:
№
п/п Автор Название песни Пение + аккомпанемент Пение
Выступления:
Тематические программы Концерты Конкурсы, фестивали
Примерное задание для итоговой диагностики обучающихся 1 года обучения
Поставь в кружках цифры, соответствующие названиям частей гитары
Розетка
Струны
Верхняя дека
Обечайка
Нижняя дека
Подставка
Головка
Лады
Порожек
Гриф
Колки
41529060960
Назовите аккорды и проиграйте их:
12954022860420593438092091690228601. 2. 3.
Проиграйте аккордовую последовательность:
а) Em-Am-D7-G-Em-Am-B7-Em; Б-3-2-1-2-3- Б-3-2-1-2-3
б) C-Am-Dm-G; Б - 3/2/1- Б -3/2/1 (щипок)
Назовите авторов песен:
а) «Милая моя»
б) «Бумажный солдатик»
Приложение 3
Диагностика результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Sunny English» (Английский язык)
Цель проведения диагностики – определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками обучающимися по английскому языку.
Диагностика проводится в III этапа: I этап – начальный (в начале учебного года, сентябрь), II – промежуточный(в середине учебного года, декабрь), III этап – итоговый (в конце учебного года, май)
Уровень овладения английским языком делится на высокий, средний, низкий и нулевой.
Нулевой уровень – обучающийся не изучал ранее английский язык (начальный этап первого года обучения).
Первый год обучения.
При проведении диагностики проверяются следующие аспекты овладения английским языком:
Овладение фонетикой английского языка.
Знание лексики по изученным темам.
Построение утвердительных и отрицательных предложений.
Умение строить монологическую речь.
Знание английского алфавита.
Умение читать слова и предложения по транскрипционным знакам.
Умение читать печатные тексты.
Знание стихов, рифмовок, зарядок.
Знание страноведческого материала об Англии.
1. Овладение фонетикой английского языка.
Проводиться на втором и третьем этапе диагностики. Проверка овладения фонетикой проводится в игровой форме.
Игра «Эхо»
Педагог, отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом произносит звуки. Обучающийся, как эхо повторяет каждый звук вслед за педагогом.
Игра «Парад звуков».
Обучающемуся предлагается 10 карточек с транскрипционными знаками, показывая карточку, он называет звук.
Оценка:
Низкий уровень - ребенок не может воспроизвести звуки правильно или путает их с другими звуками.
Средний уровень – ребенок правильно произносит звуки, но с затруднением, при помощи педагога.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно воспроизводит звуки без каких-либо затруднений.
2. Овладение лексикой по изученным темам.
Задание направленно на определение уровня запоминания слов на английском языке, проводится на I (для детей, которые изучали английский язык), II и III этапах диагностики для всех обучающихся.
Для проведения этого задания используются наглядные пособия (картинки). Педагог, показывая картинку, просит ребенка назвать предмет на английском языке.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может назвать предметы на английском языке.
Средний уровень – ребенок знает название предметов на английском языке, но некоторые названия вызывают у него затруднения.
Высокий уровень – ребенок знает название предметов, самостоятельно и правильно называет их.
3. Построение утвердительных и отрицательных предложений.
Задание направлено на выявление умения строить предложения с утверждением и отрицанием, знания порядка слов в английском предложении, умение дать утвердительный или отрицательный ответ на поставленный вопрос. Проводится на II и III этапе диагностики. Задание проводиться с помощью контрольных карточек.
Примерный образец карточки.
Из заданных слов составить предложение
Pete, I, am (I am Pete).
Not, she, a, is, doctor (She is not doctor).
Dog, not, Nick, a, has, got (Nick has not got a dog).
Дайте полный и краткий ответы.
Are you a pupil? (Yes. Yes, I am a pupil).
Are you a doctor? (No. No, I am not a doctor).
Is your name Bill? (No. My name is not Bill. I am Nick).
Are you Sveta? (Yes. I am Sveta).
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может справиться с данным заданием.
Средний уровень – ребенок выполняет задания с ошибками, необходима помощь педагога.
Высокий уровень – ребенок выполняет все задания самостоятельно и правильно.
Умение строить монологическую речь.
Задание направлено на выявление умения строить монологическое высказывание. Дети составляют рассказ по одной из изученных тем.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может составить связный рассказ, делает грамматические ошибки при построении предложений, необходима помощь педагога.
Средний уровень – ребенок самостоятельно составляет рассказ, но рассказ неполный, допускает незначительные ошибки при построении предложений. Высказывание содержит не более 10 предложений.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно составляет рассказ. Высказывание полное, связное, содержит не менее 15 предложений.
Знание английского алфавита
Проводится на втором и третьем этапе диагностики, направленно на проверку знаний детьми английского алфавита. Может проводиться устно: дети рассказывают алфавит, или называют буквы английского алфавита вразброс.
Например: назовите букву следующую за буквой Dd или назовите букву стоящую перед буквой Cc.
Это задание может быть также проведено и в письменном виде по карточкам: вписать недостающие буквы, соединить большую и маленькую буквы.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может назвать буквы английского алфавита, требуется помощь педагога.
Средний уровень – ребенок называет буквы, но путает некоторые буквы, требуется достаточно много времени, чтобы вспомнить название буквы.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно, быстро и без ошибок называет буквы английского алфавита.
Умение читать слова и предложения по транскрипционным знакам.
Проводится на втором и третьем этапе диагностики и направленно на выявление умения читать и понимать как текст, так и отдельные слова, записанные транскрипционными знаками. Задание выполняется по карточкам.
Примерный образец карточки:
[ ə kıŋ ], [ aı kæn draıv ] , [aı hæv tu: fo:ks]
[ aı si: ə kı ŋ], [ aı kæn swım ]
Оценка:
Низкий уровень – ребенок с трудом читает слова, требуется помощь педагога.
Средний уровень – читает транскрипции слов и предложений, но делает ошибки, путает некоторые звуки, требуется помощь педагога при чтении некоторых слов, требуется достаточно длительное время на перевод слов или текста на русский язык.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и без ошибок может прочитать транскрипции слов и предложений, знает их перевод на русский язык.
7. Умение читать печатные тексты.
Проводится на третьем этапе диагностики, задание направлено на выявление умения детей прочитать и понять текст. Проводится по карточкам.
Примерный образец карточки:
I am green. I have a long tail. I have big teeth. I eat fish and meat. I can swim. Who am I?
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может самостоятельно прочитать текст и понять его, требуется помощь педагога.
Средний уровень – ребенок может самостоятельно прочитать текст, но делает ошибки при чтении и не полностью понимает прочитанный текст.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно читает текст без ошибок и полностью понимает прочитанный текст.
Знание стихов, рифмовок, зарядок.
Проводится на втором и третьем этапе диагностики. Может проводиться в виде конкурса «Кто больше расскажет стихов?».
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может вспомнить изученные за год стихи, рифмовки, зарядки.
Средний уровень- ребенок может рассказать рифмовки, зарядки, но делает ошибки при декламировании, помнит не все стихи, рифмовки.
Высокий уровень – ребенок помнит и может рассказать изученные стихи без ошибок.
Знание страноведческого материала.
Проводится на II, III этапе диагностики. Задание направлено на проверку знаний обучающихся об Англии. Задание может проводиться в форме теста или беседы.
Примерные вопросы для теста:
В Англии говорят на:
- японском языке;
- немецком языке;
- английском языке.
2. Хэллоуин – традиционный праздник:
- Франции;
- Англии;
- России.
3. Когда в Англии празднуется Рождество, подарки детям разносит:
- Санта Клаус;
- Дед Мороз;
- Микки Маус.
4. Символом пасхи в Англии являются:
- цветы;
- шоколадные яйца;
- кулич.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок дает правильный ответ на 1 вопрос.
Средний уровень – ребенок дает правильные ответы на 2 вопроса.
Высокий уровень – ребенок дает правильные ответы на все вопросы.
Второй год обучения.
При проведении диагностики проверяются следующие аспекты овладения английским языком:
1.Знание лексики по изученным темам;
2. Построение предложений с утверждением и отрицанием;
3. Построение вопросительных предложений;
4. Умение строить монологическую речь;
5. Умение вести диалог;
6. Чтение текста;
7. Знание страноведческого материала.
1.Знание лексики по изученным темам.
Проводится на первом, втором и третьем этапах диагностики. На I этапе проверяется знание лексики первого года обучения. Задание может проводиться в игровой форме. Детям предлагается выстроить цепочку слов, каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова.
На II и III этапах – проверяется знание лексики по изученным темам, умение использовать ее в речи. Задание проводится в игровой форме: лото (детям предлагается активизировать словарный запас по определенной теме), цепочка слов (по определенной теме: слова, которые начинаются с одной буквы и т.д.).
Оценка:
Низкий уровень – словарный запас ребенка маленький, чтобы произнести (воспроизвести) слово требуется время или помощь педагога.
Средний уровень – ребенок знает лексику по изученным темам, но некоторые слова вызывают затруднения, ребенок с некоторыми затруднениями использует слова в речи.
Высокий уровень – ребенок знает лексику по изученным темам, свободно использует ее в речи.
Построение предложений с утверждением и отрицанием.
Проверяется умение детей составлять утвердительные и отрицательные предложения. Задание можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Детям предлагается составить предложения с разными глаголами. Например: to have got, to be, to like, can и т.д. проводится на первом, втором и третьем этапах диагностики.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может составить предложения.
Средний уровень – ребенок составляет предложения, но допускает ошибки в порядке слов.
Высокий уровень – ребенок умеет самостоятельно правильно составлять предложения, не допускает ошибок.
Построение вопросительных предложений.
Проводится на втором и третьем этапе диагностики, задание направлено на проверку умения детей составлять общие, альтернативные и специальные вопросы к конкретному предложению. Задание проводится в письменной форме. Каждому ребенку раздаются карточки с предложением, к которому надо составить вопросы.
Например: Kate usually has got breakfast at nine o’clock.
Has Kate usually got breakfast at nine o’clock?
Who usually has got breakfast at nine o’clock?
What does Kate usually do at nine o’clock?
At what time has Kate usually got breakfast?
Has Kate usually got breakfast at nine o’clock or at eight o’clock?
Оценка:Низкий уровень – ребенок не может самостоятельно, без помощи педагога составить вопросы к предложению.
Средний уровень – ребенок самостоятельно составляет общие вопросы, составление специальных и альтернативных вопросов вызывает у ребенка затруднение, ему требуется длительное время и помощь педагога.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно составляет общие и специальные вопросы к любому данному предложению.
Умение строить монологическую речь.
Задание проводится на I, II и III этапах диагностики, направлено на проверку умения составлять связный рассказ по заданной теме в рамках изученных тем.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок может составить короткий рассказ по теме, но делает ошибки при построении предложений, не может активно использовать изученную лексику в своем рассказе, предложения односложные.
Средний уровень – ребенок может составить рассказ по заданной теме, но невыдержанна последовательность повествования, допускает незначительные ошибки при построении предложений. Предложения в высказывании односложные, нераспространенные.
Высокий уровень – ребенок может составить связный рассказ по заданной теме, предложения, использованные в высказывании – распространенные. Заданная тема отражена полностью.
Умение вести диалог.
Проводится на II и III этапах диагностики, направлено на проверку умения понимать, отвечать и задавать вопросы, то есть поддерживать беседу, владеть ситуацией общения. Детям предлагается составить диалог по заданной ситуации общения в пределах изученных тем.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может поддержать беседу, плохо понимает смысл, задаваемых вопросов, требуется перевод или помощь педагога.
Средний уровень – ребенок поддерживает беседу с затруднением, требуется длительное время для того, чтобы сформулировать ответ или вопрос.
Высокий уровень – ребенок может свободно поддерживать беседу, понимает и правильно отвечает на задаваемые вопросы, активно использует весь изученный лексико-грамматический материал.
Чтение.
Проводится на I, II, III этапах диагностики, направленно на проверку умений ребенка применять правила чтения, языковую догадку, понимать содержание текста. Детям предлагается прочитать текст по одной из изученных тем, раннее не читаемый на занятиях, найти основную мысль прочитанного текста (поисковое чтение).
Оценка:
Низкий уровень – ребенок с трудом может прочитать незнакомый текст, частично понять его содержание, не может выделить основную мысль текста.
Средний уровень – ребенок читает незнакомый текст, допуская ошибки, не полностью понимает его содержание, для выделения основной мысли текста требуется помощь.
Высокий уровень – ребенок читает и понимает незнакомый текст, может выделить основную мысль текста.
7. Знание страноведческого материала.
Проводится на I, II, III этапах диагностики. Задание направлено на проверку знаний по истории и культуре Англии и других англоязычных стран. Задание проводится в форме анкеты.
Примерные вопросы:
В каких странах говорят на английском языке? (Назовите страны, где говорят на английском языке).
Какой город является столицей Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии?
Назовите цвета государственного флага Объединенного Королевства?
Какие английские праздники вы знаете?
Какие английские сказки вы знаете?
Каких сказочных героев вы можете назвать?
Какие английский имена мальчиков вы знаете?
Назовите английские имена девочек?
Оценка:
Низкий уровень – ребенок дает ответы на 1-2 вопроса.
Средний уровень – ребенок дает ответы на 4-5 вопросов.
Высокий уровень – ребенок дает ответы на 6 и более вопросов.
Третий год обучения.
При проведении диагностики проверяется следующие овладения английским языком:
Знание лексики по изученным темам.
Знание грамматического материала.
Умение строить монологическую речь.
Умение вести диалог.
Чтение текста и работа по тексту.
Знание страноведческого материала.
Знание лексики по изученным темам.
Проводится на I, II, III этапах диагностики. На I этапе проверяется знание лексики второго года обучения. Задание может проводится в игровой форме (устно или письменно). Например: назовите или напишите как можно больше слов и выражений по одной из изученных тем второго года обучения.
На II, III этапе проверяется знание лексики по изученным темам, умение использовать ее в речи. Задание проводится в два тура: первый тур – детям предлагаются наиболее употребляемые слова по изученным темам и предлагается сделать перевод с русского на английский и с английского на русский.
Столица Palace
Расположение Centre
Море Establish
Остров Coast
население State
Второй тур – детям предлагается закончить предложения.
In Scotland the national dress for men is the …….. (Kilt).
Glasgow is a large ….. (Port).
Oxford is in ……. (England).
Kipling is a famous …… and poet (English writer).
Оценка:
Низкий уровень – словарный запас небольшой, вызывает затруднения при переводе и подстановке слов в предложениях.
Средний уровень – словарный запас достаточный, но некоторые слова и выражения вызывают затруднения.
Высокий уровень – ребенок владеет большим словарным запасом, свободно использует лексику в своей речи.
2. Знание изученного грамматического материла.
Проводится на первом, втором и третьем этапах диагностики. На первом этапе диагностики проверяется знание грамматического материала второго года обучения. Задание проводится в письменной форме. Детям предлагается выполнить различные упражнения.
Примерный образец:
Выберите правильный вариант
What colour ….?
(the box is/ is the box / does the box)
….. like my cat?
(you/ do you/ Are you)
They ….. the game.
(not like/ like not/ don’t like)
We have got a ball … ball is read.
(their/our/my)
I think she ….. hockey very well.
(plays/play/to play).
Какие вопросительные слова пропущены?
How, How old, What, What colour, Where
….. have you got?
I have got a kitten.
b) …… is Tom?
He is nine.
c)…… is Mary?
She is fine.
d) …… is the ball?
It’s in the box.
…… is the ball?
It’s red.
На II и III этапах диагностики проверяется знание грамматического материала, изученного за третий год обучения. Задание проводится в письменной форме. Детям предлагается выполнить различные упражнения.
Примерный образец заданий:
Перевести на русский язык
Let’s tell him about it.
How beautiful she sings!
Don’t open the window.
Выберите правильную форму глагола.
He is (knowing/ knows) a lot of poems.
They … (live/lives) in London.
I … (am cooking/ cook) now.
I …. (am getting up/ get up) at 7 o’clock every day.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Оценка:
Низкий уровень – 3-4 балла.
Средний уровень – 5-7 баллов.
Высокий уровень – 8-10 баллов.
Умение строить монологическую речь.
Задание проводится на I, II, III этапах диагностики, направлено на проверку умения составлять связный рассказ по заданной теме в рамках изученных тем.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может составить связный рассказ по заданной теме, может использовать изученный грамматический материал с большими затруднениями, допускает ошибки при построении предложения.
Средний уровень – ребенок составляет связный рассказ по заданной теме, выдержана последовательность повествования, допускает незначительные ошибки при построении предложений. Но рассказ не полностью раскрывает тему.
Высокий уровень – ребенок составляет связный рассказ по заданной теме, тема раскрыта полностью, предложения построены правильно.
Умение вести диалог.
Проводиться на I, II, III этапах диагностики, направлено на проверку умения понимать, отвечать и задавать вопросы, то есть поддерживать беседу, владеть ситуацией общения. Детям предлагается обсудить предложенную им ситуацию в пределах изученного лексико-грамматического материла.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок не может поддерживать беседу, дает краткие ответы, не высказывает своей точки зрения.
Средний уровень – ребенок поддерживает беседу, но требуется длительное время, чтобы дать ответ или задать вопрос.
Высокий уровень – ребенок свободно поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения по вопросу обсуждения, активно использует в своей речи весь изученный лексико-грамматический материал.
Чтение текста и работа по тексту.
Проводится на I, II, III этапах диагностики, направлено на проверку умений и навыков ребенка применять правила чтения, языковую догадку, чтобы понимать содержание текста и работать по тексту. Детям предлагается прочитать незнакомый текст по одной из изученных тем, выполнить ряд заданий по тексту.
Примерные задания:
Найти основную мысль текста.
Озаглавить текст.
Составить вопросы по тексту.
Составить план.
Пересказать текст.
Оценка:
Низкий уровень – ребенок может прочитать незнакомый текст, но не полностью понимает его содержание, не может выполнить задание по тексту.
Средний уровень – ребенок может прочитать незнакомый текст, понимает его содержание, но не может выполнить все задания при работе над текстом.
Высокий уровень – ребенок читает, понимает содержание незнакомого текста, выполняет все задания при работе над текстом.
6. Знание страноведческого материала.
Проводится на I, II, III этапах диагностики. Задание направлено на проверку знаний по истории, культуре, обычаям и традициям Великобритании. Задание проводится в форме анкеты. На I этапе диагностики проверяется знание детей за первый и второй годы обучения. На II, III этапах диагностики - по темам, изученным за третий год.
Примерные вопросы анкеты:
What is the official name of Britain?
What is the capital of Great Britain?
What parts does the United Kingdom consist of?
Where is the United Kingdom situated?
What river is London situated on?
What is Big Ben?
What is the home of the Queen?
Who was Robin Hood?
Is Hyde Park very popular with Londoners?
What is the oldest part of London?
Оценка
Низкий уровень – ребенок дает ответы на 2-3 вопроса.
Средний уровень – ребенок дает ответы на 4-6 вопросов.
Высокий уровень – ребенок дает ответы на 7 и более вопросов.