Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки». Практическая работа №2 «Кроссворд «Ателье мод»
Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки».
Практическая работа №2 «Кроссворд «Ателье мод»
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с видами изделий из бисера, его свойствами, со свойствами и особенностями лески; учить различать виды бисера, работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, плести из бисера браслетик «Цветочки»; развивать мелкую моторику рук, внимание; воспитывать интерес к предмету
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Бисер, бисероплетениеОбразовательные ресурсы • Бисероплетение: история возникновения и материалы. – Режим доступа : http://www.chitayutvse.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=160:2011-05-13-09-17-16&catid=30:2010-06-01-17-57-13&Itemid=62
• Вышивка бисером. Виды бисера. – Режим доступа : http://www.hnh.ru/handycraft/Beadwork
Наглядно-демонстрационныйматериал Мультимедийная презентация; прочная нить, леска длиной не меньше 70 см, замочек; цветной бисер; иголки, напёрсток; разные изделия из бисера
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; прочная нить или леска, замочек, цветной бисер, иголки, напёрсток, ножницыПланируемые образовательные результаты Предметные умения: познакомятся с историей бисероплетения; научатся различать виды бисера, плести из бисера браслетик.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике бисероплетения, схемах плетения, изделиях из бисера; регулятивные – научатся ориентироваться в схемах, пользоваться ими, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Подготовка учащихся к ус-
воению материала. Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– На прошлом уроке мы сделали карнавальные костюмы. Чтобы придать им ещё более нарядный вид, мы можем украсить их с помощью бисера или сделать из него дополнительные детали костюма.
– Умеете ли вы делать поделки из бисера? Давайте учиться! Организуют рабочее место. Слушают учителя Фронтальная Личностные: имеютмотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
II. Изучение нового
материала Словесно-ил-
люстративный рассказ «История бисера». – Когда появилась техника бисероплетения?
– Прочитайте текст в учебнике на странице 59.
Рассказывает об истории бисероплетения.
– Еще до появления бисера древние люди украшали себя бусами, сделанными из клыков и костей животных, камешков и ракушек. При проведении раскопок обнаружили, что многие древние народы обрабатывали камни и просверливали в них дырочки. По мере развития и осво- Слушают учителя; читают текст в учебнике, анализируют ин-
формацию Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно читают тексты Устные ответы
Работа
с учебником
(с. 59) ения новых ремесел стали появляться бусины из металла. Когда примерно в IV тыс. до н. э. изобрели стеклоделие, искусство плетения из камней стало еще более прекрасным, ведь теперь мастерицы могли создавать бусы из стекла. С течением времени и совершенствованием технологий бусинки уменьшались в размерах, и появился знакомый всем бисер. Эти маленькие бусинки были разных форм и имели отверстия. Название их происходит от арабского «бусра» или «бусер» – так в Египте называли «фальшивый жемчуг», производимый из непрозрачного стекла. В древности бисер изготавливали путем вытягивания. Тогда люди варили стекло на кострах в глиняных горшках с толстыми стенками – в тиглях. В них засыпали смесь из извести, соды, мела и кварцевого песка. Горячая стекломасса получалась густой и вязкой. В нее опускали металлические прутики и вытягивали нить, которую потом навивали на тонкий стержень из меди. Какой толщины был стержень, такое отверстие получалось у бусины. После извлечения стержня, бисер снова разогревали и обрабатывали вручную. Египтяне научились изготавливать стекло и бисер первыми, затем это искусство появилось в Сирии, далее распространилось на Римскую империю, Грецию, Италию. Затем стеклоделие достигло расцвета в Венеции, позже – в других странах Европы с целью освоения и ис-
пользования информации.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Словесно-ил-
люстра- – Так что же такое бисер и из чего его делают?
– Прочитайте информацию в учебнике.
Рассказывает из истории бисероплетения. Слушают учителя; рассматривают об- Фронтальная Личностные: проявляют
интерес к предметно-прак-
тической деятельности. Устные ответы
тивный рассказ с элементами беседы «Виды бисера и из-
делияиз него».
Работа с учебником (с. 59–60). Просмотр мультимедийной презентации – Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом, расшивали дорогую одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые ныне бережно хранятся в лучших музеях мира. Настали иные времена, и теперь бисер уже перестал быть роскошью. Сегодня можно пойти в магазин и выбрать бусинки по своему вкусу. Промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким крупинкам придают самые замысловатые формы, оттенки, цвет.
– Рассмотрите образцы бисера и расскажите, какие его виды представлены вам. (Стеклярус, круглый, рубленый, цилиндрический, прозрачный, матовый (непрозрачный), стеклянный, пластмассовый, деревянный и самый дорогой – каменный (из самоцветов).)– Какие же изделия можно изготовить из бисера?
Организует просмотр слайдов.
– Назовите изделия разцы бисера, проводят исследование; анализируют информацию, делают выводы; рассматривают слайды, называют изделия, выполненные из бисера, отвечают на вопросы Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме
о материалах и инструментах, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Сообщение теоретических сведений – Для того чтобы начать заниматься бисероплетением, минимально необходимы специальные бисерные иглы, нити, ножницы, небольшая рабочая поверхность и, конечно же, бисер. Ну и еще много желания, немного терпения. В бисероплетении используются тонкие бисерные Слушают учителя; рассматривают материалы и ин-
струменты, Фронтальная Познавательные: умеют самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера, Устные ответы
«Материалы
и ин-
струменты для бисероплетения» иглы. Нити, используемые в бисероплетении, должны быть достаточно тонкими, чтобы проходить в отверстия бисера по нескольку раз. Любители бисероплетения иногда пользуются в работе леской, позаимствованной из рыбацкого арсенала. Рассмотрите леску. Какие она имеет свойства? (Она достаточно прочна, прозрачна, тонка, при работе с ней не требуется иглы.)
– Использование такой лески в бисероплетении возможно только в начале освоения приемов работы, так как она может внезапно лопнуть или перетереться. С течением времени леска может рассохнуться и порваться. Поэтому при выполнении сложных эксклюзивных работ мастера все-таки используют нитки исследуют свойства лески; анализируют информацию; наблюдают, делают выводы проводить сравнение объектов труда.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Выполнение упражнений
III. Твор-
ческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места учащихся Организуют свое рабочее место Индивидуаль-
ная Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Устные ответы
Беседа «Что мы будем делать?».
Работа с учебником (с. 60–62) Организует помощь учащимся в проведении анализа готового изделия.
– Определите, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием.
– Назовите способ разметки (способ кроя, способ сборки и оформления).
Организует работу по изучению плана работы над изделием по учебнику Анализируют информацию, отвечают на вопросы; работают с учебником, проговаривают последовательность работы Фронтальная Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: умеют анализировать информацию Практическое задание Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните поделку – браслетик «Цветочки» Выполняют задание Индивидуаль-
наяРегулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать этапы работы.
Познавательные: умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации замысла Выполнение браслетика «Цветочки»
IV. Ито-
ги урока. Выставка работ
учащихся В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, оценивание. Комментирует качество выполненной работы Рассматривают выполненные ри- Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов Оценивание учащих-
Рефлексия сунки, оценивают их одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ся за работу на уроке
Работа с рабочей тетрадью Организует работу учащихся по выполнению задания в рабочей тетради: разгадывание кроссворда «Ателье мод» Разгадывают кроссворд, вписывают слова Фронтальная Кроссворд
Обобщение сведений, оценивание результатов ра-ботыОрганизует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Возникали ли у вас в процессе работы затруднения?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Какое у вас настроение?
– Довольны ли вы выполненной работой? Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Устные ответы
Домашнее задание Объясняет задание:
– Выполните дома работу над изделием «Браслетик “Подковки”» в рабочей тетради (с. 27).
– Принесите на следующий урок: цветную бумагу, картон, два спичечных коробка, шило или декоративную кнопку, палочку от мороженого, нитки, скрепку, зубочистку, ножницыСлушают учителя Индивидуаль-
ная