Материал для проведения занятия по ознакомлению с окружающим Дидактические, речевые, сюжетно-ролевые игры по теме ХЛЕБ


-1111885-745490
"Закончи предложение"
Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.
пример:· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы…(собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы…(намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы…(испечь хлеб) и т.п.
Метод: словесный
«А какой он, хлеб?»
Цель: Подбор определений к существительному.
Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Метод: словесный
«Подбери родственное слово к слову «Хлеб».
Цель: Упражнять в употреблении и подборе родственных слов.
Метод: словесный
Игра с мячом. Хлебушко задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.
Назови хлеб ласково (Хлебушек)
Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Кто печёт хлеб? (Хлебопек)
Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)
«Пожелания»
Цель: побуждать делать морально-этические выводы.
Для детей: формировать бережное отношение к хлебу. Оценивать его, как богатство.
Задачи: упражнять в использовании обобщающих слов, делать простейшие умозаключения и выводы, побуждать детей к дружелюбию.
Методы: словесный
«А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье, мы подарим пожеланье….»
(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
“Как хлеб пришел на стол?”
Цель: способствовать знакомству детей с причинно-следственными связями, развивать познавательный интерес к процессу выращивания хлеба.
Для детей: Расширить знания о профессиях людей занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Задача: обогащение словаря, знаний об окружающем, активизировать внимание на тяжелом труде хлебороба.
Метод: словесный, наглядный
Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.
Схема выкладывания цепочки:


Идет снегозадержание на полях.
Поля пашут и удобряют.
Боронят поля.
Сеют зерно.
Опыляют поля, уничтожают вредителей.
Идет сбор урожая.
Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.
Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.
Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.
Везут хлеб в булочную или в магазин.
«Урожай чудо - дерева»
Цель: упражнять детей в обобщающих понятиях, активизация внимания и речи детей.
Для детей: активизировать внимание на хлебобулочных и кондитерских изделиях.
Задачи: формировать конкретные представления о типах изделий из муки.
Метод: наглядный, словесный, практический.
Воспитатель обращает внимание детей на «Чудо – дерево».
Что на нём растёт? Предлагает Сластене собрать с него сладости.
( в 1 корзину - хлебобулочные изделия, в 2 корзину -кондитерские изделия. Вывод — во всех изделиях использована мука)
«Какой хлеб?»
Цель: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, обогащать свой словарный запас, упражнять в подборе определений к существительному.
Метод: словесный
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
“Назови какой, какая, какое?”Цель: упражнять детей в обобщающих понятиях, активизация внимания и речи детей.
Метод: словесный
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
“Доскажи словечко”Цель: побуждать детей заканчивать предложения, активизировать внимания и речи детей.
Метод: словесный (Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу).
Я знаю пословицу о ….
Мама купила пшеничный ….
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет …
«Разложи блинчики»
Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие
Метод: наглядный, словесный, практический.
“Бай-качи”
Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие
Метод: наглядный, словесный, практический.
Бай качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи. Глянь баранки калачи с пылу с жаром из печи. Все румяны горячи. По-очереди выкладываем на стол (тарелочку) калачи, бублики, печенье из непрозрачного пакетики не подглядывая. Рассматриваем, что же мы положили на тарелочку... Хозяюшка: Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет? Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую? Чтобы легче вам было размышлять, вам помогут вот эти геометрические фигуры (в контейнере из белого картона находятся разновидности геом. фигур, разного размера, дети выбирают геом. форму и называют, что она им напоминает, например «большой овал – мне напоминает батон к чаю”).
"Разложи по порядку"
Цель: Развивать внимание, память зрительное восприятие, упражнять детей в умении последовательно выкладывать картинки или схему.
Метод: наглядный, словесный, практический.
На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки и карточки-схемы колосок. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб. Если вдруг окажется, что о чём вы хотите рассказать, а этой картинки нет, то вместо неё вы можете положить карточку-схему колосок.
Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.
Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).
Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).
На поле зёрна прорастают, появляются всходы.
Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел.
Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины - комбайны.
Машины везут зерно на элеватор.
С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.
Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.
Пекари пекут хлеб.
Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. В магазинах люди покупают его
«Что сначала, что потом»
Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.
Метод: словесный
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
Метод: словесный
« Откуда хлеб пришёл?»
Цель: способствовать знакомству детей с причинно-следственными связями, развивать познавательный интерес.
Метод: наглядный, словесный
Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.
Откуда хлеб пришёл? (из магазина);
А в магазин как попал? (из пекарни);
Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
Хлеб пекут из чего? (из муки);  
Из чего получают муку? (из зерна);
Откуда зерно? (из колоска пшеницы);
Откуда пшеница? (выросла в поле);
Кто её посеял? (хлеборобы);
Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор);
Как называется круглый хлеб? (каравай).