Конспект урока ИЗО 6 кл. Роль цвета в портрете


Тема урока: «Роль цвета в портрете»
6 класс
.
Цели урока:
Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с приемами чиароскуро и контражура.
Сформировать первичные навыки использования контраста в живописи портрета.
Развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.
Форма работы: индивидуальная.
Задание: выполнить цветовое решение портрета друга или просто знакомого, рисунок которого был выполнен на прошлом уроке.
Зрительный ряд: репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Мона Лиза», Жоржа де Латура «Мария Магдалина со светильником», Караваджо «Бичевание святого Петра», Уилсона Стира «Пляж в Этапле», произведений Рембрандта, УолтераСиккерта.
Ход урока:
I. Организационная часть.Подготовка учащихся к работе на уроке.
II.Актуализация опорных знаний.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Контрасты - излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя.
Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени - приема, известного в живописи как чиароскуро.
Прием чиароскуро может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara («свет, яркость») и obscura («тень, тьма»).
Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана.
Особенно эффектно умел использовать контрастное освещение итальянский мастер Караваджо (1573-1610). В картине «Бичевание святого Петра» взгляд зрителя привлекает ярко освещенная фигура Петра, в то время как лица его мучителей либо отвернуты от зрителей, либо погружены в глубокую тень.
Манера Караваджо оказала сильное влияние на творчество французского художника Жоржа де Латура (1593-1652). Латур написал четыре картины, изображавшие освещенную одинокой свечой или светильником фигуру кающейся Марии Магдалины. Рассматривая репродукцию, обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты профиль и белую блузу Марии, а затем постепенно убывает по мере приближения к краю картины. Свет также освещает лежащий на ее коленях череп - символ кратковременности человеческого бытия и тщетности погони за земными благами.
По всеобщему признанию, непревзойденным мастером чиароскуро был Рембрандт (1606-1669). На многих картинах Рембрандта драматично освещенные фигуры и предметы изображены на однородном темном - чаще всего коричневом - фоне. Персонажей своих картин Рембрандт любил показывать освещенным сильным, прицельно направленным светом, порой выхватывающим из темноты самые неожиданные части лица. Так, например, на картине «Святой Матфей с ангелом» на лице ангела освещён только кончик носа. Лицо святого Матфея находится в тени, и мы видим только яркие световые блики на лбу евангелиста.
Прием чиароскуро Рембрандт часто использовал и в авто портретах, где в безжалостном ярком свете видна стареющая морщинистая кожа художника. Правда, в отличие от Караваджо Рембрандт использовал контраст не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачно" атмосферы.
Изо всех эффектов освещения самым драматичным являете так называемый контражур, при котором предмет выгляди темным силуэтом на светлом фоне. Контражур буквально означает «против света».
Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее обычного и на ней уже невозможно изобразить мелкие детали. (Демонстрация репродукции картины УолтераСиккерта «Морнинг-тон Крезент».)
Контражур чаще всего используется в портретной живописи, хотя применение этого приема может выходить за рамки интерьера. Очень интересно, например, может выглядеть пейзаж или городской вид с отброшенными на передний план четким вытянутыми тенями. (Демонстрация репродукции картины Уилсона Стира «Пляж в Этапле».)
Когда вы пишете в контражуре, очень важно исследовать; цвет силуэтов, которые на первый взгляд кажутся черными. Лучше всего при этом сразу убрать с палитры черную краску,чтобы не возникало искушения притронуться к ней! Расположив источник света в верхней части рисунка, вы получаете возможность исследовать темные очертания предметов на переднем плане. Края предметов при этом будут казаться размытыми, теряющимися в темноте, а их формы - несколько плоскими, лишёнными объема.
Задание. Выполняя цветовое решение портрета, подумайте, какой из изученных сегодня приемов живописи подойдет вашей работе.
IV.Самостоятельная работа учащихся.
V. Итог урока.
Вопросы для закрепления изученного материала:
1.Что такое чиароскуро?
2.Для чего в картинах используют контраст?
3.Как вы понимаете прием «контражур»?
В завершение - демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.