Урок для классного руководителя «Социальная адаптация ребенка в школе»


Социальная адаптация ребенка к школе
Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным или постоянно меняющимся условиям.
Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, новая ступенька, на которую ребенку предстоит подняться, это переломный момент, этап освоения новых правил поведения, требований и понятий.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный, переломный период в его жизни. Для ребенка меняется его место в системе общественных отношений, меняется его распорядок жизни, увеличивается нагрузка. На смену играм приходят ежедневные занятия и умственные нагрузки. Они требуют напряженного умственного труда, повышенного внимания, большей сосредоточенности на уроках и относительной физической неподвижности, удержания правильной рабочей позы. Для детей 6-7 лет очень сложно проводить много времени неподвижно. Двигательная активность у ребенка значительно снижается по сравнению с той, которая была у него до поступления в учебное заведение. Активность снижается, а потребность в движение остается большой. Именно поэтому во время перемен они бегают, кричат, дерутся, им нужно девать куда-то накопившуюся энергию.
Все, что происходит в школе, ново для ребенка. Пришедшего в школу малыша впервые встречает новый коллектив из одноклассников и учителей, то есть детей и взрослых людей. Нужно научиться устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, выполнять требования школьной дисциплины, а так же новые обязанности, связанные с учебой. К сожалению, далеко не все дети готовы к этому. Некоторые дети с большим трудом переносят школьные нагрузки. Психологи считают, что многие первоклашки, особенно в шестилетнем возрасте, часто сталкиваются с трудностью социальной адаптации. Это происходит из-за того, что в этом возрасте еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивая нормы поведения и обязанности школы.
Очень остро встает вопрос о том, как помочь ребенку без вреда для здоровья научиться выполнять новые требования и правила учителя, и как наиболее безболезненно для ребенка перейти от игр к более сложной учебной деятельности. В большой степени это относится к очень активным детям, которым очень сложно усидеть на одном месте долгий период времени. Такие дети постоянно отвлекаются, громко разговаривают, вскакивают с места. Среди них часто бывает много драчунов, которые легко возбуждаются и могут даже проявить агрессию в сторону одноклассников, не всегда видят дистанцию между собой и преподавателем. Такие дети, как правило, нуждаются в помощи преподавателей и родителей, потому что наказывать и осуждать их бесполезно.
Существуют дети с другой проблемой, связанной с нервной системой. Такие детки, как правило, не шумят, не мешают учителю вести урок, не выкрикивают с места, но они так же не в состояние высидеть весь урок, и, спустя 15 минут от начала урока теряют интерес к занятию и начинают заниматься чем-то посторонним. Такой ребенок, как правило, нуждается в индивидуальном графике работы. В таких случаях имеет смысл вмешательство родителей, которые знают своего ребенка лучше. Частная беседа с родителями может помочь учителю найти решение появившейся проблемы.
Многие дети берут с собой в школу игрушки. Не стоит запрещать это ребенку, надо просто объяснить, что играть в школе можно только на переменах. Почему не стоит запрещать брать в школу игрушки? Когда ребенок берет с собой любимую игрушку, он чувствует себя в этом, пока еще чужом для себя мире более защищенным. А ведь это очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Особенно в этом нуждаются стеснительные и робкие дети. Им сложно сразу найти общий язык с одноклассниками, поэтому наличие под боком игрушки им зачастую бывает необходимо.
Таким образом, поступление в школу является серьезным шагом от беззаботного детства к взрослению, наполненному чувству ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.