Каждому ребенку нужен успех
Актуальность опыта. XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение. Реализация этой цели требует выполнения основных задач:
1. Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.
2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.
3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
В последние годы наибольшие изменения претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей обучения, о которых говорилось выше.
В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в нашей школе педагогических технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой: Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и осмысление передовых методов и технологий, создание собственной творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку и литературе. Работая в школе много лет учителем начальных классов, с болью отмечала, что, покидая стены школы, многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а ведь знания – надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как поднять преподавание на новый качественный уровень, соответствующий условиям и требованиям современного общества, как усилить практическую направленность обучения, как повысить эффективность каждого урока? Известно, что универсальных методик преподавания не существует. То, что дает блестящие результаты у одного, не становится эталоном, образцом для остальных, и в первую очередь потому, что за каждой авторской программой стоит яркая индивидуальность, творческий метод которой не тиражируется. Сегодня возрастает роль каждого отдельно взятого учителя, его умение найти себя, свой почерк, свое лицо.
Стремление добиться высоких результатов в языковой, коммуникативной компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
Несколько лет назад я познакомилась с опытом московской учительницы С.Н. Лысенковой, изложенным в статье «Когда легко учиться», опубликованной в книге «Педагогический поиск» под редакцией И.Н.Баженовой. В статье поднималась идея опережающего обучения, помогающего осуществить перспективное обучение, т.е. попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу. Получив своих первоклассников, первоначально определила темы, где логично, без искусственной натянутости можно использовать опережающее обучение.
Как всех учить успешно? Я, изучив методику знаю, что надо говорить на каждом уроке снова и снова. (приложение 1). Трудную тему надо долго выращивать, и придет время, когда даже самый слабый ребенок ответит успешно. Я догадалась, что следует ввести в школу будущее. На каждом уроке я, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями даю труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Я называю это "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. Когда я начала использовать в своей работе методику перспективно- опережающего обучения отстающих в классе нет. Уже не первый год я работаю по этой методике с семилетками я проходила курс обучения за два года, а с шестилетками – закончила программу за три года вместо четырех, решив перейти в пятый класс, чтобы до конца понять, почему на этом переходе спотыкаются многие ребята...
Но как опережать программу, при этом не подгоняя детей вперед любыми средствами, а, наоборот, увеличивая время на прохождение каждой сложной темы? Не загружая школьников дополнительными уроками и домашними заданиями, а оставляя детям вторую половину дня в их полное распоряжение – для их здоровья и развития. Все дети хотят учиться, когда идут в школу, но здесь упускается одно слово – дети любят хорошо учиться. Но как обеспечить всем успех, если на освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим – пятьдесят? Удовлетворить потребность природы каждого ребенка, не разделяя при этом на способных и отстающих, – главная цель опережения.
Работая по системе опережения, учитель не может приходить на урок неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения – это вдумчивая работа. Работать по этой методике мне очень легко и радостно. Кто хоть раз видел мой урок, согласится, что и детям у меня очень легко. Даже те, кто просто присутствует на уроке в качестве зрителей на последних партах, заражаются приподнятым настроением. Время – вот главная ценность учителя начальной школы. Вот что прежде всего отнимают у меня слабые ученики и вот что нужно выиграть: время для большого количества упражнений, для безостановочного повторения. Почему в любой работе возможен ритм и темп, а урок то и дело приходится фактически прерывать, чтобы вытянуть ответ у одного, дождаться, пока допишет строку другая, вернуть в класс третьего, заглядевшегося на солнечный блик?
Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ее по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы трудной, для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Основами опережающего обучения согласно теории являются комментированное управление и опорные схемы. (Приложение 2)
Но разве можно управлять темпом мысли? Разве это кому-нибудь удавалось? Удалось. Я поняла: если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. В классе не должно быть мертвой тишины! Пусть на первых порах даже во время самостоятельной работы беспрестанно звучит голос ученика, голос мыслящего человека. Он и будет задавать общий темп умственной деятельности. Тихо в классе. Ребята решают примеры в тетрадях. Все как обычно. Но спокойным, негромким голоском кто-то из детей, не отрываясь от работы, говорит, управляя классом: "Пишу шесть. Пишу плюс. Пишу два. Пишу получится. Пишу восемь". "Совершенно верно, – говорю я, – шесть плюс два получится, естественно, восемь. Наташа!" – и наклоняю голову, прислушиваясь к Наташе. "Пишу четыре. Пишу плюс" Все пишут вместе с Наташей, не торопясь и не отставая – ни один не отстал! А с чего вообще начинается отстающий в школе? С маленького примера 6 + 2, который он не успел сделать вместе со всеми.
Сначала простейшее письмо – палочки и крючочки – под управлением, а далее комментированное управление экономит время урока, а еще – еще развивает речь. Учителя, побывав у меня на уроке русского языка сказали, что у детей исключительно развита предметная речь. Поэтому моим ученикам было легко показать свои знания на многих городских семинарах и открытых уроках по пропедевтике в старших классах. Дети воспитаны на успехе.
Управление начинает учитель. Дети подключаются. Конечно, не сразу, не все. Но с каждым днем "учителей" становится все больше. Сами просятся: "Можно я буду вести?" Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребенок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он – учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, четко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.
Управление избавляет и от замечаний на уроке. Больше ритма, четкости, сигналов управления. "Ставлю", "пишу" – это сигналы каждому: не отставай, иди за всеми. Они действуют гораздо сильнее, но для ребенка значительно мягче, чем строгий голос учителя: "Куда смотришь? Почему не пишешь?"
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Надо заметить к тому же, что работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя.
Перспективная подготовка дает возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Для осуществления этой цели программный материал удобно спланирован. Большие темы по русскому языку и математике разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному ее разделу. Материал для перспективной работы берется из учебника, но иногда используются и дополнительные микро упражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. Учитель перестает чувствовать недостаток времени на изучение тем, а в некоторых случаях получает даже его избыток - фактическое опережение в прохождении программы
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. (Приложение 3)
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно- познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Данный опыт позволяет структурировать учебную программу, осуществлять комбинацию известной методики. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Вместе с тем он позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка и математики, развитие индивидуальных способностей учащихся.
Практические результаты опыта показывают данные по успеваемости и качеству знаний учащихся, а также количество участников олимпиад разного уровня и выпускников, получивших серебряные и золотые медали. (Приложение4)
Приложение 2
Математика Большие опоры - схемы
1. Введение в анализ задачи (I класс).
2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс).
3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения - вычитания (I класс).
4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления
(II класс).
5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс).
6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс).
7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс).
8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс).
9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс).
10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс).
11. Порядок арифметических действий (II класс).
12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (IIІ класс).
13. Части, доли (III класс).
14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (III-IV классы).
Малые опоры - карточки
1. Развитие беглости счета по теме “Десяток” (I класс).
2. Развитие беглости счета по теме “Сложение - вычитание” с переходом через десяток (I класс).
3. Сводные таблички - развитие навыка счета по теме “Нумерация 100”
(I I класс).
4. Преобразование именованных чисел (II-III классы).
5. Частные случаи арифметических действий (II-III классы).
6. Развитие беглости счета по табличному умножению - делению
(III класс).
7. Развитие беглости счета по внетабличному умножению - делению
(III класс).
8. Зависимость между величинами (III-IV классы).
9. Буквы латинского алфавита (II класс).
Русский язык
Большие опоры - схемы
1. Думай, когда пишешь предложение (I класс).
2. Алфавит (I класс).
3. Гласные буквы (I класс).
4. Переноси правильно слова (I класс).
5. Названия предметов (I класс).
6. Названия действий (I класс).
7. Названия признаков (I класс).
8. Безударные гласные в корне слова (I-II классы).
9. Парные согласные на конце и в середине слова (I-II класс).
10. Состав слова (I-II классы).
11. Предлоги и приставки (II класс).
12. Сложные слова (II класс).
53. Имена существительные склоняются (II-III классы).
14. Три склонения имен существительных (II-III классы).
15. Глагол (II-III классы).
16. Окончания прилагательных проверяй вопросами (II- III классы).
17. Главные и второстепенные члены предложения (II – III классы).
18. Помни о знаках препинания (II-III-IV классы).
Малые опоры - карточки.
Буквы, слоги, слова - развитие навыка чтения в букварный период
(I класс).
2. Гласные после шипящих (I класс).
3. Мягкий знак разделительный (I класс).
4. Выходы практических трудностей “Безударные гласные”
(I- III классы).
5. Выходы практических трудностей “Парные согласные на конце и в середине слова” (I-III классы).
6. Выходы практических трудностей “Непроизносимые согласные”
(II-IV классы).
7. Выходы практических трудностей “Предлоги со словами”
(I- III классы).
8. Выходы практических трудностей “Глагол” (III класс).
9. Выходы практических трудностей “Наречия” (IV класс).
10. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными (I - III классы); с ь разделительным (I-III классы); с непроизносимыми согласными (II-III классы); с приставкой с (II-III классы) с буквой ё (I-III классы).
Фрагменты уроков с использованием опорных схем.
Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. И вот от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих обилие математических заданий, переходим к абстрактной схеме.
Вот простейшая схема - введение в анализ задачи (I класс):
Она создается на самых первых уроках при разборе задачи в картинках: “В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда еще 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе?” Цель таблицы - оставить наглядный след первого объяснения элементов задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учителя: “Что в задаче известно? Что мы знаем?” Хором говорим: “Мы знаем, что в вазе было 2 яблока, и мы знаем, что мама положила туда еще 3 яблока”. При этом я заполняю рамку данными задачи на доске так:
2 3 Это условие задачи. Я выделяю условие задачи. – “Что спрашивается в задаче?”, “Сколько яблок стало в вазе?” Схема на доске дополняется.
2 3? “Это вопрос задачи. Выделили вопрос задачи. “Сколько же яблок стало в вазе?” – спрашиваю я. “Пять”, - отвечают дети.
“Как узнали? Что сделали?” - спрашиваю. “К двум прибавили три”, - говорят дети. Запись на доске продолжается.
2 3?
“2 + 3=5 - это решение. Вы сказали решение задачи. Сколько же стало яблок в вазе, скажите еще раз”. - “Пять”.
Окончательная запись всей задачи выглядит на доске так:
2 3?
2+3=5
“5” - это ответ задачи. Мы сказали ответ задачи”.
Далее подвожу детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили?” (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами. На следующем уроке схема перед глазами детей.
Послебукварный период работы на уроках письма.
Задача – совершенствование умений и навыков овладения слогового письма, подготовка к восприятию курса грамматики.
Используются такие виды работы над предложением:
Комментированная запись предложения учителем на доске с одновременной записью в тетрадях.
Запись предложения учащимися под комментирование учителя (без записи на доске).
Комментирование предложения учеником с записью на доске и комментирование с места.
Обучение самоконтролю написанного предложения - чтение по слогам с выделением гласных (чтение вслух).
Введение грамматических заданий: подчеркнуть гласные, согласные, мягкие, твердые (при слоговом чтении).
Например, ученик выполняет задание: подчеркнуть согласные в предложении: Мышка грызёт корку, “Мыш - гласная ы, согласные м, ш - подчеркиваю, ка - гласная а, согласная к -- подчеркиваю” и т. д. Весь класс выполняет задание за ведущим. Все грамматические задания выполняются в тесной связи теории и практики, с использованием схем.
Например, задание: подчеркнуть гласные. На схеме читаются все гласные попарно. Следует вопрос: что вы знаете о согласных перед гласными I ряда? II ряда? Идет комментирование предложения- Прочитайте схему построения предложения. Ученик читает: “Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно; имена людей пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка”. - В каких случаях еще пишется заглавная буква?
Работа над безударными гласными после прохождения темы имеет место на каждом уроке во взаимодействии с другими темами в плане развития беглости практического действия. Это в первую очередь работа над предложением: одно предложение на каждом уроке комментируется (“Учись думать!”), другое записывается под диктовку (“Думай сам!”), и тут же задание: найти безударные гласные в корне и проверить их.
Тема: Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.
(фрагмент урока)
В процессе объяснения наращивается схема:
Упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со словом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением теории по схеме. Обязательно накопление карточек.
Клубки, соседка, редкий, шапка, шубка, близкий, гребцы, мягкий, грибки, дубки, резкий, узкий, сладкий, площадка, будка, жидкий, верхушка, коробка, беседка, речушка.
Запланировано комментирование предложения:
Запах цветов несется от близкого леса.
Надо предупредить ошибку в слове близкого, на этом этапе пока трудном. На рейке доски группа слов по теме на карточках (орфограмма выделена зеленым цветом):
редкий, резкий, близкий, жидкий, узкий, мягкий.
Учитель обращает внимание детей на карточки и предлагает для комментирования предложение. Ученику легко заметить трудную орфограмму. А остальные слова на карточках в порядке обобщения обговариваются устно.
Обобщения по схеме; парные согласные на конце слова пишутся также, как перед гласной в родственном слове.
Тема. "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука".
1. Опрос на знание алфавита:
а) чтение хором алфавита на лентах (по опорным схемам):
А Ка Ха
Бэ эЛь Цэ
Вэ эМ Чэ
Гэ эН Ша
Дэ О Ща
Е Пэ Ъ
Ё эР Ы
Жэ Эс Ь
Зэ Тэ Э
И У Ю
Й эФ Я
б) чтение (на память) по столбикам (3 человека).
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим работу со словами, содержащими мягкий знак (ь), уже поглубже. А сначала прочитаем знакомые нам слова на таблицах (на доске опорные схемы).
Ответим на вопросы.
1. Что показывает мягкий знак (ь) в слове: соль, карась, коньки и др.?
Ответ: мягкий знак показывает, что согласный [л'] (и т.д.) произносится мягко.
2. Что показывает мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (вообще)?
Ответ: мягкий знак на конце или в середине слова показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
3. Откроем учебник "Русский язык".
– Следите (поставьте указочку на название темы, выделенное жирным шрифтом). Я читаю тему: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука".
Теперь переведем указочку на правило. Две вертикальные линии его выделяют. Читаем медленно вместе со мной.
Дети , прочитайте еще раз. Следите указочкой за учеником.
4. – Переведем указочку на упражнение.
– Следите за мной, я читаю задание: "Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Напишите предложения".
Итак, вы видите – даны четыре предложения. Они не закончены. Требуется их закончить, вместо точек подставить слово. Поможет картинка.
Рассмотрите картинку к первому предложению, постройте предложение.
Ученик читает своё предложение, учитель записывает его на доске. В результате работы над каждым из следующих предложений на доске появляются слова.
На доске слова:
Угол, мель, уголь, мел.
5. Далее:
Положите перед собой тетради, прочитаем дату сегодняшнего урока. се
Найдем красную строку на следующей строчке и пишем за мной, я веду.
Пишите угол (указка моя на данном слове на доске). (Пауза, дети пишут.) Пишите уголь. (Пауза.) Подчеркиваем ь. Говорим вместе со мной: мягкий знак (ь) показывает, что согласный [л'] произносится мягко.
Вторая строчка со словами мель, мел (также под управлением учителя).
6. – Теперь найдем новую красную строку.
Проверьте еще раз, как лежат тетради. И запишем только одно, третье предложение. Ученик читает предложение и ведёт. Все дети ведут за ним. Я тоже за учеником пишу на доске. Напоминаю, если в классе есть особо слабые ученики, то на данном этапе можно им написать заранее предложение карандашом, они работают вместе со всеми, но обводкой.
Ученик управляет. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, пишу: Лодка; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: села; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: на; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: мель; мягкий знак показывает, что согласный [л'] произносится мягко; в конце предложения ставится точка.
Обратите внимание, некоторые букварные тонкости в обосновании структуры слога постепенно снимаем, переход на комментирование предложения – обоснование орфограмм.
Учитель. Подчеркните мягкий знак в слове мель. И в заключение еще раз прочитаем правило по теме, с которым работали на уроке. Правило читает ученик.
7. До конца урока 5 минут. Даю время на оформление еще одной строчки – дети любят делать узор цветными стержнями (по образцу или по самостоятельно выбранному рисунку).
За это время успеваю подойти к каждому, похвалить либо просто карандашом сделать поправку (что очень редко), ребенку предлагаю обвести ручкой.
Математика
Перспективное ведение уравнений.
Перспективно-обобщающий характер следует придать изучению темы «Решение уравнений».
Подготовительные упражнения включают задолго до ее введения. Они могут быть такого типа:
П+1=3 К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 3?
2+ П = 5 Заполнить окошечко.
Далее можно предложить внимательно рассмотреть выражения:
6 + 3 = 9 4 + 3 = 7
6 = 9 - 3 4 = 7- 3
3 = 9 - 6 3 = 7- 4
И тут же с использованием схемы названий компонентов сделать вывод: «Чтобы получить первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. Чтобы получить второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое».
На следующем этапе учащиеся знакомятся с уравнением.
Когда к неизвестному числу прибавили 2, то получили 7:
х + 2 = 7
Нужно найти неизвестное число.
Какое правило необходимо вспомнить для нахождения неизвестного числа?
Посмотрите на схему.
Записываем решение: Делаем проверку:
x = 72 5 + 2 = 7
х = 5 7 = 7
Так же решается уравнение, в котором неизвестно второе слагаемое.
Теперь следует научить детей вести объяснение самостоятельно, без наводящих вопросов. Это необходимо для развития математической речи учащихся, а также для формирования умений управлять деятельностью класса в период закрепления. С этой целью учитель уже на втором уроке по данной теме вводит следующие виды работы:
1. Повторение теоретического материала с использованием схемы. «Как называются числа при сложении? Как получить первое слагаемое? Как получить второе слагаемое?» (Приложение).
2. Запись уравнения и его решение (под хоровое комментирование вместе с учителем).
«Нам дано уравнение х + 2 = 8. Неизвестно первое слагаемое. Вспоминаем правило: чтобы найти первое слагаемое, надо от суммы отнять второе слагаемое. Пишем: х = 8 2 (считаем: 8 2 = 6), записываем: х = 6. Проверяем: 6 + 2= (действительно) 8. Значит, х нашли верно: 8 = 8.»
3. Комментирование решения уравнения сильным учеником с помощью учителя (уравнение записывается на доске).
4. Комментирование решения уравнения учеником (без записи на доске) пиши за говорящим. Класс решает уравнение в тетрадях; один из учеников, выполняя эту работу за партой, поясняет ход решения. На последующих уроках полезно некоторое время рекомендовать детям проговаривать готовое решение уравнения с целью закрепления математической терминологии. Далее следует предложить (сильным, средним, слабым ученикам) комментировать решение. В это время используется схема уравнений. Заполняя кармашки цифрами, учитель, обращаясь к детям, просит устно (или письменно) найти неизвестное слагаемое. А еще через несколько уроков, когда ученики хорошо усвоят нахождение неизвестного компонента при сложении, учитель может, набрав на схеме уравнение с неизвестным вычитаемым, задать вопросы: «Когда от 5 отняли х (неизвестное число), то получили 3. Чему равно неизвестное число? Кто сумеет найти х? (Дети отвечают устно.) А как называется это неизвестное число? Сформулируем новое правило. Как же найти неизвестное число х, если оно вычитаемое?»
Работа по нахождению неизвестного уменьшаемого строится аналогично и используется эта же схема.
Вот так начинается перспективная подготовка. Повышается активность учащихся, работа проходит интересно, ребята думают, анализируют и, что очень важно, с удовольствием участвуют в процессе обучения. Это особенно ощутимо при решении задач.
«В куске было 7 м ткани. Когда отрезали от него на платье несколько метров, осталось 4 м. Сколько метров отрезали?»
На какую строчку схемы наберем эту задачу? Вопрос заставляет анализировать всю схему. Набрали.
Какое правило применим при решении уравнения?
Получив ответ, учитель предлагает одному из учеников прокомментировать решение. Затем можно на схеме набрать новое уравнение, например 5 х = 3, и рекомендовать его для самостоятельной работы всему классу, уточнив, каким правилом надо пользоваться. На следующих уроках следует продолжить аналогичную работу, а схему использовать постоянно. Таким образом мы увеличиваем время на изучение данной темы. Проверено: в дальнейшем это принесет свои плоды и даст положительные результаты при усвоении и иных трудных разделов программы.
Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого совпадает с решением составных задач и изучением четырех свойств арифметических действий. Решение уравнений, которое будет проходить в этот период как повторение-обобщение, займет немного времени на уроке. Это позволит более подробно остановиться на совершенствовании умений и навыков при решении задач и примеров.
Решение составных задач начинаем с опережением на один месяц.
Тема: Умножение, деление. Название компонентов.
Название компонентов при умножении и делении объясняется на одном уроке.
Сначала решаем пример: 2x4 = 8. Далее учитель сообщает детям названия чисел при умножении. Записывает эти названия. Дети составляют примеры на деление, используя предложенный пример на умножение: 8:2 = 4; 8:4 = 2. Наконец, учитель называет компоненты деления. Записывает их.
При решении примеров 7x3 = 21; 21:3 = 7; 21:7 = 3 следует использовать новые термины.
На этом уроке вводим схемы и начинаем работу с ними:
2
x
4 = 8
Множим.
множитель произведение
8 : 2 = 4
делимое делитель частное
Прочитаем, дети, названия чисел при умножении. А теперь напишем произведение чисел 6 и 4.
Учитель ведет запись на доске: 6 x 4.
Ученик считает значение выражения и старается заменить умножение на сложение в данном примере.
А теперь прочитайте запись на доске:
5 + 5 + 5 + 5* 5x3
7x4*7 + 7 + 7 + 7
Дети читают по-разному. Учитель одобряет ответы. (Сумма четырех пятерок больше произведения 5 и 3; произведение 7 и 4 равно сумме четырех семерок).
Докажите равенство.
Справа сумму четырех семерок можно заменить умножением 7x4 и слева 7x4. Значит, это равенство.
Правильно.
Развитие навыка в запоминании умножения, деления проводится теперь с использованием другой опоры таблицы Пифагора. Учитель поднимает карточку, дети ищут множители на таблице и называют их:
(четырежды восемь)
(семью семь)
(трижды восемь)
Работа идет в быстром темпе. Таблица Пифагора используется при решении примеров, задач, и вместе с тем ребята запоминают результаты табличного умножения и деления. Предлагаю ученику задание, даю ему четыре карточки типа:
на каждой из которых написан результат умножения, а он должен назвать сомножители и по карточке вида найти результат деления);
третийза знание таблицы деления вразбивку:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «В МИРЕ ЧИСЕЛ»
Тема: Систематизация знаний о натуральных числах и действиях над ними.
Цель: Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними; развивать любознательность, сообразительность; воспитывать любовь к математике, умение работать в группах.
Оборудование: плакаты с рисунками, записи на доске математических заданий, счетный материал, плакаты с высказываниями о математике.
Подготовительная работа. Учитель разделяет класс на группы, которые заранее готовят материал для выступления на конференции.
Ход конференции
На сегодняшней математической конференции ученики хотят рассказать интересные сведения о числах, цифрах, их возникновении. Ученики самостоятельно готовились к конференции. Работу в группах распределяли ученики самостоятельно, согласно своим способностям и интересам.
Учащиеся I группы расскажут нам, как люди научились считать.
1-й ученик. Первобытные люди не знали счета. Сначала они научились выделять отдельный предмет из группы предметов; из колоска – одно зерно, из табуна лошадей - одну лошадь. Поэтому сначала люди определили отношения как «один» или «много».
2-й ученик. Потом люди определили пару (глаза, уши, ноги, ) привели человека к определению числа 2. А потом постепенно выделяли три предмета, а потом четыре,...
3-й ученик. Большую роль в истории счета сыграли пальцы рук. Одна пятерня обозначает 5, две – 10.
4-й ученик. Специальные название чисел существовали только для одного и двух. А потом появилась десятичная нумерация.
Учитель. Вы услышали о возникновении устной нумерации. Следующая группа учеников расскажет нам о появлении письменной нумерации.
1-й ученик. Когда люди не имели бумаги, числа обозначались зарубками на костях животных, узелками, камешками. А потом появились интересные рисунки или обозначения чисел.
2-й ученик. Посмотрите на таблицу цифр древнего Египта. Вы видите, что числа от 1 до 9 обозначены отдельными палочками, число 10 – подкова, 100 – крючок, 100000 – жаба, 1000000 – фигура с поднятыми то удивления руками.
Вот как бы написал египтянин число 444:
3-й ученик. Американские индейцы писали цифры вот так: 1, 2, 3, 4 – точки, число 5 – палочки, а числа от 6 до 19 – комбинация точек и палочек. Например:
8
4-й ученик. Славяне имели алфавитную нумерацию. Числа они обозначали буквами алфавита, над которыми ставили специальный знак – титл.
V М Д
5-й ученик. Римская нумерация применяется и сейчас:
1 – I 6 – VI 50 – L
2 – II 7 – VII 100 – C
3 – III 8 – VIII 500 – D
4 – IV 9 – IX 1000 – M
5 – V 10 – X
Так, число 444 – CDXLIV
6-й ученик. Мы пользуемся арабской нумерацией. В ней десять цифр, из которых можно составить любое число. Например: в числе 218 цифра 2 – сотни, а в числе 123 – два десятка.
Учитель. А сейчас кто-нибудь из гостей выйдите к доске и запишите число 15 системами знаков разных народов.
Учитель. Следующая группа учащихся расскажет о составе натурального ряда чисел и арифметические действия над ними.
1-й ученик. Натуральные числа – это числа, которые используются при счете. Наименьшее число – 1, а наибольшего числа не существует.
Класс тысяч
Класс единиц
Сотни тысяч
Десятки тысяч
Единицы тысяч
Сотни
Десятки
Единицы
5
4
1
2
6
3
Кроме натуральных чисел есть и другие числа. Мы уже изучаем дроби, нуль.
2-й ученик. Мы изучали четыре арифметические действия над натуральными числами: сложение, вычитание, умножение и деление.
Учитель. Сейчас мы числа рассмотрим только с точки зрения науки и практики. В древности числам приписывали магические способности. Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Была создана наука нумерология, в которой каждое имя имело сое число.
1-й ученик. Один – символ славы и могущества. Число 2 – символ любви и постоянства.
2-й ученик. Число 3 – в давние времена символизировалось с треугольником, который обозначает прошедшее, настоящее, будущее.
Четыре – символ мощности и стойкости.
3-й ученик. Число 5 Пифагор считал самым счастливым.
Число 6 Пифагор считал удивительным числом.
4-й ученик. Число 7 считалось священным числом.
Число 8 – надежность.
Число 9 – материальный успех.
Число 10 – символ гармонии и полноты.
Учитель. Дети, вы сделали только первый шаг в математику. В следующих классах вас ожидает интересное путешествие в глубины этой науки. Недаром математику называют царицей всех наук.
Тема: «Состав слова»
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора слова по
составу. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.
Ход урока
- Ребята, а знаете ли вы игру под названием «Что? Где? Когда?». Как называются участники игры? (Знатоки)
- Хотели бы вы быть «знатоками»?
- Чтобы получить такое высокое звание надо много знать, правильно давать ответы на вопросы.
- Сегодня на уроке мы проведем игру «Что? Где? Когда?», а задания нам прислали учащиеся из другой школы. С некоторыми заданиями они не справились. Я надеюсь, что вы выполните все задания и получите звание «знатоков». (Учитель делит класс на две команды).
- Сейчас мы проведем разминку и узнаем, чему будет посвящена наша игра. Давайте разгадаем кроссворд:
1. Учебное помещение для занятий (класс)
2. Верхняя одежда женская или мужская (пальто)
3. Корм для лошади (овес)
4. Защитник Отечества (солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом (береза)
6. Красна девица сидит в темнице, хвост - на улице(морковь)
1
2
3
4
5
6
(Дети называют отгадки. Один вызванный ученик на доске заполняет словами строки кроссворда).
- Дети, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, «спрятанное» в кроссворде по вертикали (состав)
- Верно! Это слово состав оно имеет несколько значений. (Дети с помощью учителя выясняют, что состав может быть: слова, вещества; в армии – офицерский, солдатский состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды и т.д.)
- Сегодня на уроке нас будет интересовать только состав слова. Из каких частей может состоять слово? Какая часть слова не изменяется? Что называется корнем слова? Какие слова называются однокоренными?
- Молодцы! А вот наше первое задание! (На доске вывешены конверты (для каждой команды отдельно) с заданиями. Один участник из каждой команды выходит к доске, выбирает задание и решает у доски, остальные на месте. Если учащийся затрудняется, ему помогает его команда. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, получает звездочку, т. е. получает звание «знатока»).
Конверт 1.
Задание для 1-ой команды 1) Выпишите только пары однокоренных слов.
Подосиновик осина, гриб боровик, мебель стул, лес лесник, домик избушка, стол столбик, стол столик, книга учебник, книга книжный.
2) Объясните, почему вы не выписали остальные пары слов.
Задание для 2-ой команды 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой синонимы.
Море морской, трава травушка, плясать танцевать, грусть тоска, грусть грустный, тихий спокойный, туман туманный.
2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что общего в словах каждой группы?
Конверт 2.
Задание для 1-ой команды. 1) Выпишите только слова, в которых суффикс -арь указывает на лицо («тот, кто ...»).
Словарь, аптекарь, библиотекарь, свинарь, вратарь, главарь, букварь, виноградарь, дикарь, пахарь.
2) Докажите, что в остальных словах суффикс -арь имеет значение «предмет».
Задание для 2-ой команды. Спишите слова, распределяя их на две группы в зависимости от значения суффикса -ист-: 1) «тот, кто ...»; 2) «имеющий много ...». Какой частью речи окажутся слова каждой группы?
Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, пушистый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, сахаристый.
Конверт 3.
Задание для 1-ой команды. Образуйте от слов дом, стол слова со значением «маленький» и со значением «огромный». Какие суффиксы вам для этого понадобились?
Задание для 2-ой команды. От слов волк и орел образуйте и напишите слова со значением: 1) «самка животного», 2) «детеныш животного». Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения.
Конверт 4.
Задание для 1-ой команды. Прочитайте текст. Выпишите из него однокоренные слова с корнем -школ-. Объясните различие в значении этих однокоренных слов. Какая часть слова придает это различие?
Озорные буквы
Не жалел
Дошкольник
Петя,
Что однажды
От него
Убежали
На рассвете
Буква Д
И буква О.
Петя ходит
В первый класс.
Школьник
В доме есть у нас!
( А. Шибаев )
Задание для 2-ой команды. Из текста выпишите слова с корнем –кат-. Объясните смысловые различия однокоренных слов. С помощью каких частей слова выражаются эти смысловые различия?
Мяч
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота,
Там .
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул
Вот и все.
(С. Маршак)
Конверт 5.
Задание для 1-ой команды. Напишите имена существительные, от которых образованы прилагательные кленовый, айвовый, карманный, малиновый, серебристый, завистливый, кожаный. Обозначьте суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное.
Образец записи: слива слив суф. ов ый
Задание для 2-ой команды. Выпишите однокоренные слова парами. Покажите стрелочкой, какое слово, от какого образовано.
Образец записи: петь прист. за петь
Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить. Мусорный, мусор. Богатырь, богатырский.
Конверт 6.
Задание для 1-ой команды. Чтобы определить, одинаковую ли приставку имеют эти слова, установите, как они образованы.
Подозвать, подоить, поддержать.
Задание для 2-ой команды. 1) Выпишите слова с приставкой от- (ото-).
Отопить, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отварить (капусту), оторвать, оттепель, отработать.
2) Объясните, почему вы не выписали остальные слова.
Конверт 7.
- Я прочитаю загадку, а вы попробуйте разгадать ее по моделям-отгадкам.
Задание для 1- ой команды
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
( ежиха)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
( земляника )
Задание для 2-ой команды
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла
И пропала...
(снежинка)
Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе у нас мороз
В огороде лето!
(теплица)
Конверт 8.
Задание для 1-ой команды
- Запишите зашифрованное слово в тетрадь, выделите суффикс (гитарист).
, ,
Задание для 2-ой команды.
- Запишите зашифрованное слово в тетрадь, выделите суффикс (лимон)
,,
лим
- Вот и подошла к концу наша игра «Что? Где? Когда?»
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какие задания были самыми интересными?
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Теперь вы вправе называться знатоками, вы достойны этого высокого звания.
Подведение итога урока.
Уроки математики в 1 классе
Тема: “Числа от 21 до 100 (закрепление)”.
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Устный счёт
- Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число”.
- Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
5, 10, 15, 16, 20 (16 - лишнее)
8, 11, 13, 15, 17 (8)
10, 17, 16, 15, 14 (10)
12, 15, 18, 21, 43 (43)
- Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
- увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
- найти сумму чисел 3 и 8;
- найти разность чисел 8 и 3;
- на сколько 8 меньше, чем 14;
- на сколько 14 больше, чем 10.
- Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
3. Игра
- Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника – один будет хлопать за десятки, а второй – за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
- А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
- Молодцы, никто не сбился.
4. Постановка
цели урока
- Сегодня мы продолжим изучать тему
“Числа от 21 до 100”.
Посмотрите на наборное полотно.
- Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
- Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
- Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
- Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
- Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
- Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
5.Разбор задачи
- Чтение задачи с доски.
Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?
- О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?
- Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?
- Как нам узнать, сколько заготовили семян?
- Что надо для этого знать?
- Во сколько действий будет задача?
- Что мы найдём первым действием? вторым?
- Записываем решение и ответ.
6. Игра
- А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру “Кто быстрей сосчитает?”
- Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача – назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90 и показать их на таблице.
90
75
71
63
66
67
82
86
68
78
87
61
73
89
81
74
88
65
77
84
80
69
78
62
70
64
83
72
79
85
Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой – от 75 до 90.
- А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.
Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61).
7. Подведение
итога урока
- Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры?
- Урок окончен.
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.
Цели: 1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. 2. Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления. 3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: рисунки с изображением Иван – Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы.
Ход урока.
Оргмомент.
Объявление темы урока.
Каллиграфическая минутка.
Какая цифра спряталась в орнаменте?
Пропишем её: 2 2 2 2.
Устный счёт.
В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем выполнив первое задание.
1) Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось?
35, 73, 33, 40, 13, 23.
73
35
33
23
13
К
О
Щ
Е
Й
Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.
2) Индивидуальное задание у доски(3 человека).
38+2 65+5 28+2
46-4 87-3 39-6
46+40 87+10 39+30
82+8 56+6 76+4
100-20 50+30 90-40
75-5 91-90 83-3
59-30 36-2 49-3
59-3 36-20 49-30
Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
3) “Лабиринт”.
4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?
5)а) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:
20, 17, 14, , , ,
2, 4, 7, 11, , , ,
б) Проверка индивидуального задания.
Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые - на каждом пример. Что скажете?
Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.
46=50 28+1=30 64>70
4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70
46=50-4 28+1=30-1 любое число >6+64>70
Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!
Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в парах.
Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив примеры.
Работаем в парах, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разного цвета.
Решение задачи.
Ну вот и добрались до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь голова с плеч! Вот первое задание.
В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 12, серебряных 8. 9 яблок я сорвал. Сколько осталось яблок?”
а) Запись краткого условия, разбор задачи, составление графической схемы.
Было – 12 яблок и 8 яблок.
Сорвал – 9 яблок.
Осталось – ?
б) Самостоятельное решение задачи
в) Проверка, вписывание чисел в схему.
7. Самостоятельная работа.
1) Решение примеров.
60 – 5 30 – 8 33 + 7 58 + 2 – 4
40 – 7 52 – 30 80 – 5 78 + 20 – 6
2) Фронтальная проверка.
55 22 40 56
33 22 75 92
В каком примере ответ – круглое число?
В каких ответах одинаковое количество десятков и единиц?
Какие ответы не назвали?
8.“Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?”
9. Итог урока.
Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50-32.
Цель: Закреплять приёмы письменного вычитания двузначных чисел вида 50-32; отрабатывать вычислительные навыки; повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100; развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.
В этом нам сегодня поможет электронно-вычислительная машина – компьютер.
3. Устный счёт.
- уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность.(35)
- увеличить 36 на 15.(51)
- уменьшить 70 на 14.(56)
- найти сумму чисел 26 и 16.(42)
- первое слагаемое 40, второе 21. Сумма.(61)
Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки?(33)
Получился ряд чисел: 35 51 56 42 61 33 (числа выставлены на мониторе).
Тестирование. 35 51 56 42 61 33
Отметьте число, в котором 5 ед. (35)
Отметьте число, которое стоит между числами. 35 и 56 (51)
Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)
Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)
Отметьте число, в котором 6 дес. (61)
Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)
Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)
Отметьте число, в котором 4 дес. 2 ед. (42)
Отметьте число, в котором 5 дес. 6 ед. (56)
Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)
Уч-ся 1 класса ___________________
35
51
56
42
61
33
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.Работа по теме.
_80 (пример на мониторе)
56 - Ребята, проверьте решение примера.
34 - Что-то случилось с нашим компьютером, произошли сбои в системе.
- Объяснить алгоритм решения и исправить ошибку (на мониторе выставляется правильно решённый пример). Ученик решает пример у доски.
а) Решение примеров с комментированием.
_60 _80 _90
42 24 53
б) Самостоятельно по вариантам.
1 вариант
_60 _40 _60 _70 - Назовите пример в ответе которого
46 12 19 38 наименьшее число (14)
14 28 41 32 - Наибольшее число (41)
- Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28)
- В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед.? (32)
2 вариант
_60 _80 _70 _90 - Назовите пример в ответе, которого
21 47 25 23 одинаковое количество десятков и единиц (33) 39 33 45 67 - Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67)
- Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)
5. Составление и решение задач.
I эт. – 30 чел.<---------------------------
| ?
II эт. – ? на 12 чел. меньше, чем на |
а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек меньше. Сколько человек живут на двух этажах?
1) 30 – 12 = 18 (ч)
2) 30 + 18 = 48 (ч)
Анализ задачи.
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем сколько на II этаже)
- Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)
- Можем узнать сколько на II этаже? (да)
- Каким действием? (вычитанием)
- Почему? (находим меньшее число)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (сложением) – Почему?
- Какой вид задачи? (составная задача на нахождение суммы
- Так сколько человек живут на 2-х этажах? (48)
б) Самостоятельное решение задачи.
В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?
1) 37 + 33 = 70 (л)
2) 70 – 24 = 46 (л)
Проверка фронтально:
- Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?
- Во втором? Каким действием?
в) Задача, которая будет на карточке.
В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные – дубы.
Сколько дубов в парке?
37 + 36 = 73 (лип и клёнов)
90 – 73 = 17 (дубов)
- Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.
- Поднимите руку, кто так же решил задачу.
7. Геометрический материал.
На мониторе письмо:
Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите.
- Поможем? Да.
1 вариант. – Так сколько же здесь спряталось фигур? (6) - К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры (у каждого ученика на столе такой рисунок).
2 вариант. – Сколько треугольников спряталось в данной фигуре?
12 треугольников.
- Один ученик показывает у доски.
8. Итог урока.
- Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:
_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90
11 22 33 44 55 66 77
19 18 17 16 15 14 13
м о л о д ц ы
- Так оценил вашу работу компьютер.
- А сейчас вы сами оцените свою работу.
- На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).
13 EMBED Unknown 1415
работал хорошо работал неплохо работал плохо
- Поднять карточки и показать.
9. Домашнее задание.
Урок-путешествие в страну занимательной арифметики
Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики.
Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия “сумма”, “разность”, а также понятия “большой”, “узкий” и т.д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку.
Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки “Приключения Буратино”.
Ход урока
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он–то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём
Он из полена вдруг возник
Весёлый, юный озорник,
Ребята, не сочтя за труд,
Скажите, как его зовут?
(Дети отвечают хором: Буратино!)
Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку “Золотой ключик”. А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: “ученикам 1 класса ДОШ №105 от Буратино”). Письмо Буратино:
“Дорогие мои друзья-школьники! Я очень рад, что вы знаете сказку “Золотой ключик” так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино”.
Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,
I задание. Пудель Артемон.
Милый пёсик Артемон
Встал на задних лапах
Перед ним два мальчика
В шортиках и шапках.
Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет,
Но что разного у них – он понять не может!
Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).
II задание. Мальвина.
Раз, два, три, четыре, пять.
Научились вы считать.
Повнимательней сидите
И задачки вы решите.
Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.
Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.
Семь бежало впереди, три осталось позади.
Беспокоится их мать и не может сосчитать.
Сосчитайте – ка, ребята, сколько было всех цыплят? (10)
Стоит коза, голосит коза: “ Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда семеро козлят!
Один в лесок, а второй за стог.
Третий спрятался в бочонок!”
А сколько козлят в избушке сидят? (4)
1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка,
Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья. (10)
2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;
6 яиц под крылом у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят у наседки моей! (10)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак корней поймал 10 окуней.
Рыбак Евсей – 7 карасей.
А рыбак Михаил трёх сомов изловил.
Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (20)
Посадила бабка в печь пироги с капустой печь
Для Наташи, Вовы, Коли – пироги готовы.
Да ещё один пирог кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки – пироги считают внуки.
Если можешь – помоги, сосчитай-ка пироги! (8)
III задание. Лиса Алиса.
На улице Бассейной
Жила одна лиса
И иногда рассеянной неделями была.
Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.
2
6
2
6
1
3
2
3
4
4
5
0
4
IV задание. Кот Базилио.
Поспела новая игра,
Нелёгкое задание.
За дело взяться вам пора и проявить старание!
Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру “Наоборот”. Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т.д.
V задание. Черепаха Тортилла.
Вот ещё одна задача.
Ждёт смышлёного удача.
1, 2, 3, 4, 5 – задачу эту вам решать.
Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров).
Детям предлагаются следующие примеры (понятия “сумма” и “разность”):
13 + 6 = 19 14 + 3 = 17 19 – 9 =10
11 + 9 = 20 16 + 2 = 18 15 – 4 = 11
12 + 4 = 16 16 – 3 = 13 20 – 10 = 10
15 + 5 = 20 17 – 5 = 12 18 – 6 = 12
Физкультминутка “Лягушки”
Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5.
Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.
А теперь придётся встать.
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо – влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
VI задание. Пьеро.
Пьеро – поэт рассеянный
Жил на улице Бассейной.
И такие вот задачки
Сочинял для вас, ребятки.
13REF SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13REF SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ: на 4 больше?
Ответ: на 3 меньше?
Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ).
На правило вычитания можно дать такие задачи:
Четыре воробушка спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?
1, 2, 3, 4, 5 – кошка учится считать
Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку.
Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет.
VII задание. Папа Карло.
Очень трудное задание
Ожидает мальчиков.
1,2,3,4,5-
Задачу эту вам решать!
Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?)
Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему.
?
?
?
VIII задание. Карабас Барабас.
Кто в соревнованьи победит
Конечно, лучший эрудит!
У меня сомнений нет –
Вы дадите мне ответ.
Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание – освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт?
IХ задание. Буратино.
Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз.
Вам числа выданы не зря, несложен их ответ.
Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет.
(Какие числа называются чётными, нечётными).
6
11
13
4
7
8
1
лод ти но мо ра цы Бу
(Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные).
Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино:
“Дорогие мои друзья-школьники!
Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы.
Знаю – кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь!
Буратино.
Приложение 3.
“Математическая сказка”
Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей” После подводятся итоги урока. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение. Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры можно решить. Если такая игра проводится в классе впервые, то учителю надо заранее позаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости помогли бы погасить возможные конфликты. При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы. Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник. Важный педагогический момент игры - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут. Также при обобщении знаний детей довольно эффективно проходят игры “Освободи птичку” и “Незадачливый математик”.
“Освободи птичку”
Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.
Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
“Незадачливый математик”
Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка. Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
43 = * + 3
* = 20 + 9
57 = 50 + *
35 = 30 * 5
1* = 10 + 5
4* = 40 + *
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка. Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Литература
Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 1986
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Идея опережения // Первое сентября, N 50.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960, с. 106
Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. - "Вопросы психологии", 1967, No. 2, с. 129.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Избр. психологические исследования. М., 1956, с. 429.
Педагогический словарь. Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х томах, Изд-во АПН РСФСР. М., 1960.
С. Н. Лысенкова Когда легко учиться. М., 1985.
Никитин Б. Вот как надо учить. - "Народное образование", 1964, No. 1, с. 53.
Лехестик П. Г. Об одном из путей предупреждения неуспеваемости в школе, "Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания". - Тезисы докл. конф. Минск, 28-31.3.1973. М., 1973, с. 207.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., Мир, 1972, с. 20.
Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого М.: 1996.
Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск,1997.- 82 с.
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987
Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 1996
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990
Кружецкий В.А. Психология. - М., 1986
Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 1987
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М. «Педагогика», 1998 г.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982
Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 1988
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 1993 Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 1993
Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,1996
Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978
Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989
8
2
X + =
+ X =
- X =
32
49
24
42
27
36
45
56:8
42:6
81:9
32:4
Рисунок 2Рисунок 16Рисунок 22Рисунок 19Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 8Root Entry