Открытый урок. Тема: С.А. Есенин. «В ней есть душа…».

МБОУ СОШ№61, Липецк, Клюва Л. А.
Тема: С.А. Есенин. «В ней есть душа».
1.Организационный момент. Психологический настрой
( фонограмма «Отговорила роща золотая»)
(Слайд 1)
2. Актуализация знаний
У.О Русь – малиновое поле!
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости до боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
Кому принадлежат эти строки?
Д. (С.Есенину)
Портрет С. Есенина (Слайд 2)
У. В этом имени – слово «есень», осень, ясень, осенний цвет.
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы и синь расцвет.
Что – то есть и от весенней грусти, юности, чистоты.
Только скажут «Сергей Есенин» - всей России встают черты.
(Николай Браун).
Сообщение учащихся о биографии С.Есенина.
(Слайды 3, фонограмма «С чего начинается родина»)
1)В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. Здесь на этих просторах села, расположенного на холмистом берегу реки Оки, прошло детство С. Есенина.
(Слайд 4)
2)С. Есенин родился в семье крестьян: Александра Никитича и Татьяны Федоровны. Вскоре после рождения Сергея, его родители уехали на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда.
3) Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Позднее, вспоминая о своем детстве, он рассказывал: “Дяди мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”. А дед радовался и говорил: «Он так крепче будет!»
3)Часто дед и бабушка рассказывали Серёже сказки, пели народные песни.
(1 куплет песни под ленточки «Во поле берёза стояла»)
(Слайд 5, 1 куплет песни «Во поле берёза стояла»)
4)Так протекало его детство. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, он её окончил с похвальным листом, но учителем не стал.
(Слайд 6)
5)Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи мальчик писал с 9 лет, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Первая книга стихов Есенина - «Радуница».
(Слайд 7)
Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.
В одном из своих стихотворений Есенин писал:
Я думаю: «Как прекрасна Земля! И на ней человек!»
(Слайд 8)
И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество.
Есенин мало прожил 30 лет. Умер он 24 декабря 1925 года. В настоящее время село Константиново переименовано в Есенино. На родине поэта поставлен памятник.
(Слайд 8)
(Слайд 9)
У. «Какой русский, и какой чистый поэт», говорил о нём Максим Горький.
Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности.
Чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес,
мягкие кудри у крон родных берёз;
золото волос – у российских нив:
«Эти волосы взял я у ржи,
Ели хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
«Душа моя – поле безбрежное»
3. Сообщение темы урока
Посмотрите на тему урока.
Прочитайте её.
С. А. Есенин «В ней есть душа»
(Слайд 10)
Что такое душа в вашем понимании? Обратимся к толковому словарю.
О какой душе пойдёт речь в теме урока?
Да, вы совершенно правы в своей гипотезе. Это поэзия.
Через что человек воспринимает окружающий его мир?
Чтобы воспринимать окружающий мир надо видеть, слышать, чувствовать.
(вывешиваю слова: вижу, слышу, чувствую)
Эти слова будут ключевыми на нашем уроке.
4.Проверка домашнего задания
(Слайд 11)
Посмотрите на иллюстрации книг С. Есенина. Что вы можете сказать?
С. Есенин говорил, что писать для детей – надо особый дар иметь.
Проверим домашнее задание.
Вы готовили домашнее задание по группам.
1 группа уже рассказала биографию поэта.
2 группа: Кто из детей наизусть расскажет нам стихотворение?
3 группа: Какие строки вы нашли в стихах С. Есенина, которые оживили душу поэзии?
Прочитайте их и скажите, что вы видите, слышите, чувствуете?
(Слайд 12, фонограмма «Любе – Берёзы»)
Русская берёза – стройная, тонкая красавица. Её образ занимал ведущее место в поэзии С.Есенина, так как где он вырос, кругом были берёзовые рощи.
В старину загадывали желание, прикрепляя к берёзе разноцветные ленточки. Давайте и мы с вами благодаря поэзии Есенина, превратим нашу берёзку в талисман. Тогда те желания, которые вы загадали, обязательно сбудутся.
(цветные ленточки вешаются на берёзку)


4 группа
Какое же многообразие цветов, гаммы в стихах поэта? Какой вы нашли цвет и прочитайте строки из стихов Сергея Есенина.
Вот такая замечательная цветовая гамма у нас получилась.
5 группа
Стихи Сергея Есенина наполнены особым ароматом. Букет, из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать?
Назовите цветок. Докажите строчками из стихотворений.
Вот такой красивый замечательный букет у нас получился. Я думаю, что он понравился бы поэту.
(выставляется букет в вазе)
Молодцы, с домашним заданием вы справились отлично!
Какой же вывод мы можем сделать? Что вы видите, слышите, чувствуете, когда читаете стихи Есенина?
Вывод: В стихах Есенина вижу: краски, красоту русской природы;
Слышу: звуки природы;
Чувствую: запахи природы.
В его стихах есть душа.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
5. Работа над новым материалом
1) Подготовка к восприятию стихотворения В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое, голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи. О ней сложено много песен, стихотворений.
С одним из них мы сегодня познакомимся.
2) Работа с рисунком учебника
Откройте учебник на странице 55. Посмотрите на рисунок в учебнике, название стихотворения. Что вы можете сказать?
3) Сообщение темы, целей
(Слайд13)
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Черёмуха»
Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения.
4) Первичное восприятие Стихотворение читает учитель. 5) Проверка первичного восприятия
(беседа эмоционально-оценочного характера) Поделимся своими впечатлениями от стихотворения.
Как вы думаете по своему характеру какое это стихотворение? Какое настроение у автора этого стихотворения? Почему? А какими красками передать на картине это настроение?
6) Вторичное восприятие У. Перечитайте самостоятельно это стихотворение.
Отметьте непонятные слова.
7) Проверка вторичного восприятия. Работа над словарными словами.
У. Какие непонятные слова вам встретились? Обратимся к толковому словарю.
(Слайд 14)
Проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля.
(Слайд 15)
Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки.
Круча - крутой обрыв, спуск.
Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда.
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом.
Проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля.
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон.
Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.
Под кручею – под обрывом, крутым спуском.
8) Повторное чтение стихотворения по строфам, анализ
Строфа 1.
Прочитайте 1 строфу.
Что автор говорит о черёмухе? Какие эпитеты использует?
Как вы понимаете выражение? "Ветки золотистые"- почему?
С чем автор сравнивает ветки черёмухи?
Почему автор использует такое сравнение?
Расцвела, кудри завила - о ком так можно сказать?
Да, в этом стихотворении черёмуха олицетворяет образ девушки.
Строфа 2.
Прочитайте 2 строфу.
Автор говорит: «сползает по коре» - объясните это выражение.
Какое время суток изображает поэт? Докажите.
Найдите эпитеты.
С чем сравнивается зелень?
Строфа 3.
Прочитайте 3 строфу.
Какой появляется ещё образ? Каким показан ручей поэтом?
Почему ручей серебряный?
Какие слова использует автор, чтобы показать движение ручья?
"Бежит"- о ком так можно сказать?
В этом стихотворении ручей олицетворяет какой образ?
Строфа 4.
Прочитайте 4 строфу.
Какой показана черёмуха? Изменилась ли она? Почему?
Найдите эпитеты.
Почему назвал поэт так зелень?
С чем сравнивается зелень?
Строфа 5.
Прочитайте 5 строфу.
Изменился ли ручей? Как автор говорит о нём?
Какие слова используются, чтобы показать, как поёт ручей?
Почему именно так описан ручей?
А теперь обратим внимание на словосочетания "сияет зелень в серебре", "зелень горит". Какой это прием? Зелень покрыта росой, ее капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значении. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется МЕТАФОРА. 9) Словесное рисование Какие картины и сколько вы бы нарисовали к этому стихотворению? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
Вывод:
Слышу:
Вижу краски:
Чувствую запахи:

журчанье ручья
золотистые
черёмухи душистой

сползанье росы
зелёные
росы медвяной

шум ручья
серебряные
зелени пряной


белые


10) Работа над выразительностью а) Анализ поэтической речи Сколько героев в этом стихотворении?
Как вы думаете, почему автор так переплетает строфы о черемухе и о ручье, ведь Есенин мог написать сначала все строфы о черемухе, затем о ручье?
Подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатели, мы с вами, услышали как гремит ручей, журчит его волна? (\р-гр-кр-кр\ звукопись - аллитерация) Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей, подчёркивая голосом. Каким темпом будем читать про ручеёк.
Благодаря чему картина природы, созданная поэтом, представляется как живая?
Вся природа озарена солнечным цветом.
Когда поэты хотят, чтобы читатели, слушатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяется определенная группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? ( З – С) Перечитайте первые восемь строк о черемухе, подчеркивая голосом эти звуки, чтобы мы почувствовали яркость солнечного света. На доске: Д. Черемуха душиСтая, РаЗвеСившиСь, Стоит, А Зелень ЗолотиСтая На Солнышке горит. Кругом роСа медвяная Сползает по коре, Под нею Зелень пряная Сияет в Серебре.
Говорится ли в стихотворении о ветре?
Почему мы ощущаем его присутствие? (звук ш).
Давайте изобразим с вами ветер. Пошелестим.
Вывод: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ – АЛЛИТЕРАЦИЯ, МЕТАФОРЫ.
Темп чтения
У. Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?
Какие строки можно читать чуть быстрее?
У. Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
а) Чтение за ведущим
б) Работа в парах в) Выразительное чтение
г) Хоровое чтение
11) Обобщение изученного материала. Работа с текстом после чтения.
Только ли о природе стихотворение "Черёмуха"? Как вы думаете, воспевал ли природу Есенин, какой – то волшебной страны? Да. Он воспевал природу нашей Родины.
(Слайд 16, фонограмма «Как прекрасен этот мир»).
Для Есенина природа – это вечная красота. Он очень любил пейзажную живопись русских художников: Левитана, Бакшеева, Грабаря.
Недаром и стихи его живописны, порой – нежно акварельны, а порой как будто выписаны ярчайшими радужными красками.
Поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир зелёной красоты!
Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир зелёной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.
14) Заключительное слово учителя.
Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!
Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.
У липчан особое отношение к поэту: до 1954 года ( времени образования Липецкой области) значительная часть нашего региона была Рязанской. Из Рязанской области в Липецкую вошли 10 районов. Многие липчане были знакомы с великим поэтом, сотрудничали с ним. В нашем городе С.Есенин никогда не был но, память о нём увековечена так широко, что до этого далеко многим известным городам России, в которых ему удалось побывать. Так, в Липецке действуют два великолепных литературных есенинских музея. Один из них общественный, другой школьный. Есть также бульвар С.Есенина, памятник С.А. Есенину, средняя школа 69, носящая его имя. Инициатором всех этих благородных мероприятий был участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин г. Липецка, заслуженный работник РФ, член Международного есенинского общества "Радуница" Валентин Иванович Синельников. Музейную коллекцию на протяжении почти 40 лет собирал Валентин Иванович Синельников.
(Слайд 17)
В начале 70-х гг. он создал музей любимого писателя, который размещался сначала в однокомнатной, а с 1991 г. в трехкомнатной квартире. Домашний музей Синельникова посещали не только липчане, но и жители других городов России, республик бывшего Советского Союза, зарубежных стран (Франции, Великобритании, США и других). В октябре 2005 г. В. И. Синельников ушел из жизни.
15)Дифференцированное домашнее задание.
Для всех школьников:
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
По желанию:
Выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха».
Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
16)Оценивание учащихся. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Какое настроение у вас после сегодняшнего урока.
Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
Кому захотелось создать иллюстрацию?
Кто доволен своей работой?
Покажите, на каком уровне был каждый из вас?
Оценки вы получите после сдачи оценочной карты консультантом и учёта выполнения творческой работы.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115