«Земная жизнь Пресвятой Богородицы.
МКОУ «Бобрышевская СОШ»
Пристенского района Курской области
Конспект авторского урока по предмету
«Основы православной культуры»
в 6 классе.
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Нравственный пример. Почитание Божией Матери. Молитва матери о детях. Отношение к матери. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения».
Подготовила и провела учитель ОПК: Негер Г.Г
Тема урока:
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Нравственный пример. Почитание Божией Матери. Молитва матери о детях. Отношение к матери. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения.
Цели:
- показ нравственной высоты и славы Пресвятой Богородицы;
- уяснение взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы;
- формирование внимательного и бережного отношения к матерям.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация к занятию, Евангелие. Ход урока:
1этап. Актуализация знаний, усвоенных на предыдущем уроке.
Опорные вопросы:
Что представляет собой Евангелие?
Почему можно утверждать, что Евангелие есть Слово Божие?
Кто написал Евангелие?
2 этап. Изучение нового материала.
Несколько вступительных слов
Простыми, добрыми словами
Поговорим сегодня мы о маме
С матери начинается род человеческий и матерью продолжается. Мать – это самое святое в нашей жизни.
Родиться сможет поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово «Мама»,
Которого священней в мире нет.
Мне хочется, чтобы сегодня на уроке прозвучали ваши стихотворения, посвященные мамам. У Насти есть строчки, которые так и называются
«Мамины глаза»:
Мамины глаза похожи на озера,
Прозрачные, как лед,
Светлы, как небеса.
Грустные бывают,
Как два темных горя.
Веселые сияют,
Как в небе облака.
«Мамины глаза. В них – наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Посмотришь внимательно, и веришь: все будет хорошо».
«А иногда эти глаза темнеют и превращаются в очи. Через них исходит правда – и тебе очень стыдно за то плохое, что ты сделал. В такие минуты хочется отвести взор от маминого лица, потому что иногда вместе с мамой на нас смотрит Сам Бог, а ведь от Господа не укроется ни одна тайна, прячущаяся в глубинах нашего сердца».
- А как вы думаете, как относились мать и дитя сто лет назад? А тысячу лет назад? А три тысячи лет?
Сценка.
Разыгрывается сценка «Суд царя Соломона».
Помогают десятиклассники (шефы).
(Шум за дверью, крики «Мой ребенок! Отдай!»
«Нет, мой!»)Соломон: Стража! Что там за шум?
Стражник: О, великий царь! Там, за дверью, кричат две женщины. Они хотят, чтобы ты рассудил их.
Соломон: Пусть войдут и расскажут, почему не договорятся сами и просят суда.
(Стражник вводит двух женщин, на руках одной из них лежит ребенок).
Стражник: Ну, крикуньи, расскажите, о чем спорите, да поклонитесь царю.
1-ая женщина: О, великий Соломон! Милости твоей прошу, рассуди нас с соседкой. Мы с ней живем в одном доме, и у каждой родилось по младенцу. Ночью она своего младенца задавила и подложила его мне, моего малыша взяла к себе. Утром я увидела подмену и хотела взять своего ребенка, а она не дает.
2-ая женщина: Врет она, царь Соломон! Это она задавила ребенка, а теперь хочет забрать моего. Ни за что не отдам!
1-ая женщина: Как тебе не стыдно! Неужели я свое дитя не узнаю? Я ведь мать.
2-ая женщина: Ничего не знаю! Мой ребенок, никому не отдам!
Страж: Ну-ка, замолчите, стойте только!
Соломон : (стражу) Принеси меч!
Страж: Он всегда со мной, мой повелитель.
Соломон: Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой.
1-ая женщина: Нет, нет! Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!
2-ая женщина: Отличное решение! Рубите! Пусть не достанется ни ей, ни мне!
Соломон: Убери, страж, свой острый меч! Не убивай ребенка, а отдай его первой женщине, она его мать.
Все трое низко кланяются.
Страж: О, великий царь, какую мудрость ты проявил.
2-ая женщина: Как он только догадался?
1-ая женщина: Мой ребенок! Слава Богу! Спасибо, мудрейший!
Вопрос: Как Соломон узнал, кто настоящая мать?
А кто из нас может оценить по достоинству ежедневный, незаметный труд матери по дому? Лишь бы все были сыты, чисты и опрятны. Не забудьте, ведь многие мамы еще и работают. Чем же воздадим самому близкому и родному человеку? Воздать маме мы не можем достойно ничем, только благодарностью в словах, делах и наших молитвах. Именно об этом и говорит Господь в Своей библейской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».
Послушаем несколько стихотворений, посвященных маме.
Бобрышев Влад «Мамины руки»:
Целуйте руки матерям…
Менявшим в детстве вам пелёнки,
Не спавшим часто по ночам,На плач ваш поднимаясь громкий.
Целуйте руки матерям…
Вам помогавшим в мир шагнуть,
Не забывайте к их сердцам,
Тихонько с нежностью прильнуть.
Целуйте руки матерям…
Начав дорогу в мир познанья,
И в утешенье к их слезам,
Воскликнув: «Мама, до свиданья».
Целуйте руки матерям…
Своей любовью вас хранящим,
И в Бога веруя, к церквям
За вас молиться приходящим.Целуйте руки матерям…
Федотова Инна
Мама и Родина очень похожи:Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глазаЦвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,Что на бескрайних полях колосится.Мамины руки теплы и нежны,Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ейВторит веселый и звонкий ручей…Так и должно быть: что дорого нам,Напоминает всегда наших мам
Петрова Саша
Мамочка, цветочек ясный,
Негасим свет!
В мире нет тебя прекрасней
И роднее нет!
Мы хотим тебе побольшеСчастья и тепла,
Чтобы ты как можно дольше
В радости жила.
Петрова Оксана
Мама – это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама – это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама – в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама – это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама – это лучик света,
Мама – это значит ЖИЗНЬ!
Из ваших сочинений о маме я взяла по 1-2 предложения. И вот что получилось:
Инна: Мамуля, мамочка, мамуся, ты одна такая на свете.
Наташа: Каждая мама оберегает свое дитятко, и у каждого мама единственная, никто не приласкает так, как она.
Юля: Ты у меня, мама, золотая, и я тебя люблю.
Саша П.: Мама – это чудо, это самый красивый и нежный, самый родной человек; нет маме замены.
Миша: Когда не получается домашнее задание, ты злой и нервный, а мама подойдет, поглядишь в ее глаза, успокоишься и все сделаешь.
Саша: Сейчас я стал постарше и не слушаюсь тебя, прости меня за вымотанные нервы, мамочка, я очень тебя люблю.
Оксана: Мама день и ночь работает, давайте мамам помогать.
Серёжа: Если ты устанешь, мама, то я все сделаю за тебя.
Алина: Мама с утра работает, а я смотрю на нее, любуюсь и думаю: как это она все успевает, ведь у нее не сто рук, а две.
Оля: Мне очень жаль тех детей, которым не посчастливилось узнать, что такое материнская любовь. Матушка, как богиня домашнего очага, с ней в доме тепло и уютно.
Завершается чтение прослушиванием магнитофонной записи песни Александра и Елены Михайловых «Мама».
О чем эта песня? Какие слова в припеве?
Мама, мама дорогая,
Счастлив я, что на земле
Есть кому, переживая,
Помолиться обо мне.
3 этап. Новая тема.
Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережёт великое и неповторимое чувство – материнская любовь.
- Какой она должна быть?
- А чья мать считается самой Великой, самой Святой Матерью на свете?
Нет никого на Земле ближе и отзывчивые Богородицы. По своему земному рождению Она всем сестра, а Богу – Матерь.
(Слайд №1. Сообщение темы урока).Давайте вспомним о чудесном рождении Девы Марии.
В Палестине, в маленьком горном городке Назарете жили благочестивые супруги - Иоаким и Анна, принадлежавшие к древнему роду царя Давида. Благословенная Богом чета отличалась благочестием. Праведность приносит высочайшее счастье, но для полноты его одного только и не хватало Иоакиму и Анне: они достигли уже глубокой старости, а детей у них не было. Бесчадие же древние евреи считали тяжким горем и наказанием Божиим. (Слайд №2г. Назарет).Однажды Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву Богу. Но храмовые служители с презрением отказались принять его дар, осмеяв его как бездетного. Удар был так жесток, что Иоаким решил не возвращаться домой, и уйти в горы к своим стадам. Здесь сорок дней он провел в посте и молитве. Он умолял Бога, чтобы хоть на старости лет ему стать отцом.
Между тем, Анна, узнав, что Иоаким предпочел пустыню дому, предалась глубокой скорби. Однажды она увидела на лавровом дереве гнездо с птенцами, которым птички-родители приносили корм. Она взмолилась ко Господу, прося дать ей то, в чем не отказано даже зверям и птицам – радость иметь детей. Внезапно она увидела перед собой Архангела Гавриила. Архангел возвестил ей, что молитва ее услышана: она вскоре родит Дочь, Которая наречется Марией, и через Нее мир получит спасение. С этой же вестью Архангел явился и Иоакиму. Он повелел Иоакиму идти в Иерусалим и обещал, что у Золотых ворот Иоаким встретит жену. (Слайд №3, Иоаким в пустыне, №4, икона «Встреча Иоакима и Анны»)
(слайд №5 , икона «Рождество Богоматери»)
Учитель: Рождество Пресвятой Богородицы – это начало исполнения всех Божественных обетований, которыми всегда после грехопадения жил человек. Это явление той сокровенной тайны, что была дана во спасение и славу падшего человеческого рода. Поэтому этот праздник, по словам святителя Андрея Критского, есть «начало праздников… Он одновременно служит дверью к благодати и истине».
Описание её образа.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября.
Какое важное событие произошло с Девой Марией, когда ей было 3 года?
Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители её приготовились исполнить свой обет Богу. Они позвали родственников, сверстниц своей Дочери, одели её в лучшие одежды и, провожаемые народом, повели Её в храм Иерусалимский для посвящения Богу.
( Слайд №6 , икона «Введение во храм»)
Там первосвященник встретил Её и затем по внушению Духа Святого ввёл Её в самое священное место в храме. Дух святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Богом, Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.
Учитель: Введение во храм Пресвятой Богородицы - дивное событие, когда Пресвятая Богородица, будучи трёхлетним ребёнком, входит во Святая Святых храма. Это событие празднуется 4 декабря.
А что же было дальше? Родители Марии вернулись домой, а Она осталась жить при храме. Там Мария вместе с другими девочками жила около 11 лет, выросла глубоко покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Вскоре Она осиротела. Она дала обет никогда не выходить замуж, т.е. навсегда остаться Девой. Но по закону евреев девушка не могла жить незамужней, и Её выдали замуж за Иосифа, семидесятилетнего вдовца, плотника, имеющего детей от первого брака.
Однажды, когда Мария читала Священное Писание, Ей явился Архангел Гавриил с радостною вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя Мира. Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии.
Учитель: Благовещенье Пресвятой Богородицы – это день Благой вести о том, что нашлась в мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Неё может родиться Сын Божий.
(Слайд №7, икона «Благовещенье»)
Празднуется Благовещенье Пресвятой Богородицы 7 апреля. А ровно через 9 месяцев произошло самое радостное событие в жизни любой женщины.
Евангелие от Луки. Глава 1, стих 26-38.
В Вифлееме, куда прибыли Иосиф и Мария из-за всенародной переписи, не было свободных мест в доме, гостинице, и они остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий Иисус Христос. Она спеленала Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Иного места не нашлось для Святого Семейства.
Праздник Рождества Христова отмечается 7 января.
(Слайд №8, икона «Рождество Христово»)
Как тяжело было Богородице следовать вместе с другими женщинами за возлюбленным Сыном, нёсшим тяжкий крест на Голгофу!
(Слайд №9)
Как тяжело было Деве Марии присутствовать при распятии Господа!
(Слайд №10)
Но Богородица всё это стойко перенесла, зная, что рождённый Ею Младенец – это Сын Божий, пришедший в этот мир спасти людей.
Учитель: После крестной смерти Господа Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет (по другим источникам 10 лет или 22 года) жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, попечению которого поручил Её Господь. Богородица стала для всех учеников Христовых общей Матерью. Они вместе с ней молились и с радостью слушали Её поучительные беседы о Спасителе. Живя в Иерусалиме, Матерь Божья любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес, вознёсся на небо. Она плакала на этих местах, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте Воскресения и Вознесения Его.
Последнее событие из жизни Пресвятой Богородицы – это Её Успение («засыпание», потому что Она умерла тихо, как бы уснула).
Весть о своём успении Божья матерь получила от Архангела Гавриила. Он предстал Ей во время молитвы с райскою ветвью и известил о дне исхода. Преставление Девы Марии было подобно сну. Душу Её принял Сам Господь. Он явился за Ней в окружении множества Ангелов. Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа.
(Слайд №11, 12 икона «Успение Пресвятой Богородицы»)
4 этап. Закрепление знаний, усвоенных на уроке.
Учитель:
- Что в земной жизни Пресвятой Богородицы вас больше всего поразило?
- Чем похожа ваша мама на Богородицу?
- Как нужно относиться к своей матери и почему?
- Ребята, как вы понимаете слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что « матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери»? Комова Ольга.
Над кроватью, чуть в сторонке,
Божьей Матери иконка
Добрый взгляд Её лучится,
Если мама отлучится,
Но не страшно мне одной
Матерь Божия со мной.
Утром рано я проснусь
На икону помолюсь.
5 этап. Итог урока.
Учитель:
- О чём мы говорили на уроке?
- Какой добродетели вы научились на этом уроке?
(каждый человек может обратиться к ней за помощью, как к своей матери, потому что Материнство распространяется на всех нас)
6 этап. Домашнее задание.
Первый ряд – читает про Рождество Богородицы и Введение во храм. Второй ряд – Благовещение и Успение Богоматери.