Разработка урока по курсу ОРКС в 4-5 классах. Тема Земная жизнь Пресвятой Богородицы


Урок по курсу ОРКС в 4-5 класах.
Тема
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Выполнила :
учитель географии МКОУ «Етеревская кадетская казачья школа - интернат»
Засыпкина Светлана Александровна.
Тема. Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через показ нравственной высоты и славы Пресвятой Богородицы;
Знакомство с новыми понятиями
Задачи: личностные:
-дать представления о красоте высокодуховной жизни Пресвятой Богородицы, способствовать формированию учащихся идеала и стремления к нему.
- воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным
заданием;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;
-совершенствовать работу учащихся со справочной литературой;
-совершенствовать устную и письменную речь,
предметные
-показать особенности земной жизни Пресвятой Богородицы, её характер, душевную красоту, высокодуховное стремление.
-установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы, как прообраза женщины-матери.
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
-Обучающиеся должны знать историю земной жизни Пресвятой Богородицы, её характер, душевную красоту, высокодуховное стремление.
-Уметь слушать собеседника и излагать свое
- Готовить сообщение по выбранной теме.
Основные термины и понятия:
Введение во храм, Благовещенье, Рождество, Успение, Голгофа.
Ресурсы: основные - учебник, рабочая тетрадь,
дополнительные - презентация,
репродукции картин художников ( в электронном варианте),
музыкальные композиции, духовные песнопения.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся. Дети, мы с вами познакомились со многими библейскими историями. Библия нам показывает примеры того, как следует и как не следует поступать. Бог любит людей и хочет их спасения и исправления. Для этого Он послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы мы научились правильно жить. У каждого человека есть мама. И у Иисуса Христа была тоже мама. И звали ее Марией. В Библии ее называют Пресвятой Девой Марией. Сегодня мы с Вами поговорим о её земной жизни.
2. Постановка цели. Формулировка темы урока и запись её в тетрадь.
4. Беседа с учащимися по вопросам.
Почему Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал:
« Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери (потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья — Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери)»
5. Рассказ учителя Сегодняшний наш разговор будет посвящением всем мамам, но поведем мы разговор об одной – о Пресвятой Богородице. И эта взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной выбрана нами не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы — «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: « Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья — Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери»
(слайд №1 Донская икона написана Феофаном Греком)
Ученик. К Ее иконе в час молитвы,
Из грешных, кто ни припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, —
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна.
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
Учитель. Земная жизнь Пресвятой Богородицы - не просто свидетельство о лучшей из когда-либо рожденных, она - вершина человеческой истории, где до скончания веков сходятся все дороги, ведущие к Истине.
Немного событий рассказали евангелисты из жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии, и во всем покорной воле Всевышнего.
- Когда и в какой семье родилась Богородица?
Давайте посмотрим эту удивительную историю рождения и первых лет жизни Богородицы.
Ученик 1. В галлилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою Анной. Они были известны своим смирением и милосердием. Они большую часть денег раздавали бедным, кормили и поили убогих.
(слайд № 2, икона «Встреча Иоакима и Анны»)
Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Однажды Анна усердно молилась Богу и дала обещание отдать дитя на служение Господу. Во время этой молитвы явился ей Ангел и сказал: «Молитва твоя услышана, Господь пошлёт тебе дочь, которую назовёшь Марией». Одновременно Ангел явился и Иоакиму и объявил ту же радостную весть. За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь послал им эту великую радость - под конец жизни у них родилась Дочь. По указанию ангела родители дали ей имя Мария, что значит по- еврейски «Госпожа, Надежда».
Учитель: Рождество Пресвятой Богородицы – это начало исполнения всех Божественных обетований, которыми всегда после грехопадения жил человек. Это явление той сокровенной тайны, что была дана во спасение и славу падшего человеческого рода. Поэтому этот праздник, по словам святителя Андрея Критского, есть «начало праздников… Он одновременно служит дверью к благодати и истине».
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября.
. (слайд № 3 икона «Рождество Богородицы»)
Ученик 2: Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители её приготовились исполнить свой обет Богу. Они позвали родственников, сверстниц своей Дочери, одели её в лучшие одежды и, провожаемые народом, повели Её в храм Иерусалимский для посвящения Богу.
Там первосвященник встретил Её и затем по внушению Духа Святого ввёл Её в самое священное место в храме. Дух святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Богом, Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.
(слайд № 4 «Введение во храм» )
Учитель: Введение во храм Пресвятой Богородицы –дивное событие, когда Пресвятая Богородица, будучи трёхлетним ребёнком, входит во Святая Святых храма. Это событие празднуется 4 декабря.
А что же было дальше? Родители Марии вернулись домой, а Она осталась жить при храме. Четырнадцать лет провела Мария во храме. Она училась рукоделию, читала Писание, но лучшие часы провела за молитвой, затворяясь в Святая Святых. В эти годы умерли ее родители. Так испытала горькое сиротство Та, которая на долгие века станет первой заступницей всем сиротам на земле. В трудную минуту христиане обращаются к Пресвятой Богородице: «Умоли Своего Сына, Божьего младенца». И на просьбу матери Он отвечал: «Я исполню Твою просьбу. Ради тебя сделаю все».
Она дала обет никогда не выходить замуж, т.е. навсегда остаться Девой. Но по закону евреев девушка не могла жить незамужней, и Её выдали замуж за Иосифа, семидесятилетнего вдовца, плотника, имеющего детей от первого брака. Первосвященник Захария сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее».
(Слайд № 5, «Обручение Марии»)
Ученик 3. Однажды, когда Мария читала Священное Писание, Ей явился Архангел Гавриил с радостною вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя Мира. Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии.
Вот как повествует об этом величайшем событии Евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое дитя и наречется Сыном Божиим... (Лк, 1, 28 - 38).
(песнопения «Богородице Дево Радуйся..»)
Учитель .Благовещенье Пресвятой Богородицы – это день Благой вести о том, что нашлась в мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Неё может родиться Сын Божий.
(слайд №6 , икона «Благовещенье»)
Празднуется Благовещенье Пресвятой Богородицы 7 апреля. А ровно через 9 месяцев произошло самое радостное событие в жизни любой женщины.
Ученик 4. В Вифлееме, куда прибыли Иосиф и Мария из-за всенародной переписи, не было свободных мест в доме, гостинице, и они остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий Иисус Христос. Она спеленала Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Иного места не нашлось для Святого Семейства.
Праздник Рождества Христова отмечается 7 января.
(слайд № 7, икона «Рождество Христово»)
...Первыми по велению Ангела явились поклониться Сыну Божию пастухи, а затем следовавшие за путеводной звездой волхвы, - самые простые и самые мудрые из жителей земли. Следуя древним обычаям своих народов, волхвы поднесли Младенцу Дары, которые считались достойными Сына Божия.
(слайд № 8)
Учитель: Образ Богородицы с младенцем на руках – это образ Матери всего человечества, любящей нас не меньше нашей собственной матери. Многие художники изображали Богоматерь с Младенцем, в частности, Рембрандт и Рафаэль.
(слайд № 9, Рембрандт, «Святое семейство и ангелы»
На картине Рембрандта «Святое семейство и ангелы», пропитанной удивительной нежностью, сплелось божественное и земное. Богоматерь читала книгу, но прервалась, чтобы поправить покрывало на Младенце и укрыть Его от яркого света. В Её жесте – бесконечная любовь и забота. Сладко спит Иисус, чьё лицо, как всегда, озарено светом. На заднем плане работает муж Марии. Этот простой эпизод мог бы казаться обычным, если бы не ангелы, парящие в небесах.
Ученик (На фоне слайда №10 Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Композиция Аве Мария читает стихотворение)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
То и Богоматерь и земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так, вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – это полотно, принёсшее художнику всемирную славу, Рафаэль превзошёл всех художников эпохи Возрождения. Мария Рафаэля, двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведёт с ним душевную и скорбную беседу. В её широко раскрытых глазах видна и материнская любовь, и некоторая растерянность, и безысходность, и смирение, и глубокое переживание за судьбу её горячо любимого сына. Она как провидица знает всё, что случится с её ребёнком, однако ради спасения людей готова принести его в жертву. Той же серьёзностью и знанием обладает и младенец Христос, бесстрашно смотрящий вперёд.
Ученик 5. Как тяжело было Богородице следовать вместе с другими женщинами за возлюбленным Сыном, нёсшим тяжкий крест на Голгофу!
(слайд №11)
Как тяжело было Деве Марии присутствовать при распятии Господа!
(слайд №12)
Но Богородица всё это стойко перенесла, зная, что рождённый Ею Младенец – это Сын Божий, пришедший в этот мир спасти людей.
Учитель. После крестной смерти Господа Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет (по другим источникам 10 лет или 22 года) жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, попечению которого поручил Её Господь. Иисус же указав Богородице на своего любимого ученика, сказал: «Се сын твой!» Таким образом, в лице Иоанна Богослова, Божья Матерь усыновила весь род человеческий...
Богородица стала для всех учеников Христовых общей Матерью. Они вместе с ней молились и с радостью слушали Её поучительные беседы о Спасителе. Живя в Иерусалиме, Матерь Божья любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес, вознёсся на небо. Она плакала на этих местах, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте Воскресения и Вознесения Его.
Последнее событие из жизни Пресвятой Богородицы – это Её Успение («засыпание», потому что Она умерла тихо, как бы уснула).
Ученик 1. : Весть о своём успении Божья матерь получила от Архангела Гавриила. Он предстал Ей во время молитвы с райскою ветвью и известил о дне исхода. Преставление Девы Марии было подобно сну. Душу Её принял Сам Господь. Он явился за Ней в окружении множества Ангелов. Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа.
(слайд №13 , икона «Успение Пресвятой Богородицы»)
Учитель.
- Что в земной жизни Пресвятой богородицы вас больше всего поразило?
- Чем похожа ваша мама на Богородицу?
- Как нужно относиться к своей матери и почему?
- Ребята, как вы понимаете слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что « матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери»?
(каждый человек может обратиться к ней за помощью, как к своей матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас)
(Демонстрируется слайд-фильм на фоне песнопения С. Рахманинова
«Богородица, Дево радуйся»)
Учитель.
Свою любовь к Богородице русский народ выражал в песнях, стихах. Вы уже слышали песню о Царице Небесной.
В начале занятия мы говорили о том, что Богородица является самой Святой и самой Великой, но в первую очередь Она была Матерью. В заключении я хочу прочитать вам стихотворение
Ты — надежность и нежность,
Я — в тревогах твоих !
В бесконечных заботах,
В сердце, в снах дорогих !
Ты терпима, спокойна,
Все поможешь понять !
Потому, что — СВЯТАЯ,
Потому, что ты — МАТЬ
6. Работа с понятиями
Введение во храм, Благовещенье, Рождество, Успение, Голгофа
Дайте определение этим понятиям.
Запишите в тетрадях определения.
7. Работа с учебником, с иллюстративным материалом.
8. Итог урока. Домашнее задание.
Что нового вы узнали на уроке?
Каким именем была наречена Пресвятая Богородица?
Каким именем была наречена Пресвятая Богородица?
За что русские люди любят и почитают Богородицу?
Какие иконы увидели? Какие чувства испытали, рассматривая иконы?
С какими новыми понятиями работали сегодня?
Использованная литература
Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – М., 2002.
Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. – М., 1997.
Вагнер Г. К. В поисках истины. – М., 1993.
Софронова Н. В. Православный толково-орфографический словарь школьника.
Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.
Мир православия « Богородица». Полное описание жизни и чудес.-Москва: «Эксмо», 2009г.
Праздники православной церкви. - Москва: «Эксмо», 2009г.
Олейникова Т.С. «Двунадесятые праздники».- Рязань: « Зёрна», 2006г.