Классный час Земная жизнь пресвятой Богородицы
Подготовила:
учитель МБОУ СОШ № 18
МО Кореновский район
Галаган О. А.
2010 год
Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню матери
для 5 – 7 классов
Цель занятия: знакомство с земной жизнью Пресвятой Богородицы; подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для каждого из нас, дарит нам главное – жизнь, открывает для нас новый мир, ее тепло и доброта всегда незримо сопутствуют нам.
Задачи:
Обучающая:
познакомить учащихся с земной жизнью Пресвятой Богородицы.
Воспитательная:
воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, ее любви и помощи людям;
воспитание уважительного отношения к мамам, бабушкам.
Развивающая:
развитие творческого, логического мышления;
развитие умения формулировать и высказывать свои мысли.
Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию иерея Владимира (Шепитько) с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся.
Вид урока: интегрированный урок основ православной культуры, музыки, литературы, истории.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал ( электровикторина), текст песни.
Подготовительная работа к уроку:
Праздник проводится накануне Дня матери. Для того чтобы в подготовке праздника участвовали все учащиеся с учетом их интересов и желаний, можно предложить учащимся выбрать то дело, которое им наиболее по душе.
Для этого учащимся предлагается определить, в какой группе они хотели бы участвовать в подготовке праздника. Группы по подготовке праздника могут быть следующие:
группа чтецов;
вокальная группа;
группа исследователей.
План урока:
Вступление учителя с мультимедийным сопровождением.
Лекция иерея Владимира (Шепитько) с мультимедийным сопровождением.
Электровикторина.
Сообщение учащихся.
Чтение стихов учащихся о Богородице, матери.
Вокально-хоровая работа.
Подведение итога урока.
Ход урока.
Презентация с изображениями икон Пресвятой Богородицы на фоне песни Юлии Березовой «Плачь Богородицы» (Слайд № 3- № 12).
1. Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Вы, наверно, догадались, о ком у нас сегодня пойдет речь?...
- Да, о Богоматери, Пресвятой Богородице.
2. Учитель: О земном пути Пресвятой Богородицы нас познакомит иерей Владимир (Шепитько).
Лекция с мультимедийным сопровождением. (Слайд № 13- № 29).
3.Электовикторина (участвуют 1-4 человека). Благодаря световой сигнализации в викторине могут участвовать дети с нарушением слуха.
Одна группа работает по теме: «Двунадесятые праздники» (Благовещение Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Рождество Божией Матери). Вторая группа работает по теме: «Иконы Божией Матери» ( Нечаянная радость; Знамение; Белозерская; Казанская; Владимирская; Иерусалимская; Державная).
(Слайд № 30).
4. Учитель: Ребята, 4 ноября нового стиля (22 октября старого стиля)- мы отмечали праздник Казанской иконы Божией матери и с ноября 2005 года праздник народного единства (о Казанской иконе Божией Матери рассказывает подготовленный ученик).
Ученик 1:Казанская икона Божией Матери - это одна из самых чтимых икон в России. На ней изображен лик Божией Матери, немного наклоненный к левому плечу над головой Младенца Спасителя.
Мира Заступница, Матерь Всепетая !
Я пред тобой с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Вот какова история явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
Праздник 4 ноября установлен в память избавления Москвы от поляков в 1612г. В это время Россия переживала трудное время.
Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы, - шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили, губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда. Тогда великий святитель и патриарх Гермоген стал рассылать по всей России письма, в которых он звал всех людей встать на защиту родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя. Узнав об этом, поляки заточили Гермогена в тюрьму и заморили его медленной голодной смертью. Один из писем пришло в Нижний Новгород. Все нижегородцы поднялись в ответ на призыв патриарха: простой мясник, Кузьма Минин, первый показал пример любви к родине. Пожертвовав всё своё имущество, чтобы собрать войско: за ним пошли и другие: молодые записывались в войско, купцы жертвовали деньги, женщины несли драгоценности и всякое добро. Во главе ополчения стоял князь Пожарский, и, не успев, даже как следует обучить его, повёл своё новое войско в Москву, чтобы освободить её от поляков. В благословление и ободрение войску, ему сопутствовала чудотворная икона Казанской Божией Матери. Середина 20-го века. Шла Великая Отечественная война. Сталинградская битва 1944 год. Икона Казанской Божией Матери среди наших войск на правом берегу Волги.
И немцы не смогли перейти реку, сколько усилий не прилагали. Был момент, когда защитники города остались на малом пятаке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо было Казанская икона. Знаменитая Сталинградская битва началась мольбой перед Казанской иконой Божией Матери - и только после был дан сигнал к наступлению. Икону перевозили на самые трудные участки фронта, где были положения, священство служило молебны, кропило святой водой солдат. И ещё один поразительный факт: Киев-мать городов русских был освобождён нашими войсками 22 октября – в день празднования иконы Казанской Божией Матери. 28 августа 2004г в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в бозе почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля .Делегация Ватикана передала в этот день Святейшему патриарху список Казанской иконы , хранившейся 11 лет в покоях Папы Римского.
Учитель: Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к Его заступлению. В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы. (14 октября; об иконе Покров Пресвятой Богородицы рассказывает подготовленный ученик).
(Слайд № 31).
Ученик 2:
Видение Пресвятой Богородицы, молящейся за христиан и покрывающей их Своим Покровом, связано с именем святого Андрея, Христа ради юродивого. На полвека раньше того события, с которого мы начали наш рассказ, в Царьграде-Константинополе, в доме вельможи Феогноста появился новый раб, мальчик-славянин. Он стал византийскому царедворцу не рабом, а воспитанником, названным сыном. При крещении назвали его Андреем.
Шли годы, мальчик вырос умным и ученым. Феогност нашел ему место дворцового писца. Но однажды утром Андрея увидели во дворе в разорванной одежде: юноша хохотал, разрывая на себе остатки платья, обличал всех подходивших к нему. Он как бы лишился разума, и ничего не помогало возвратить его в прежнее, привычное для всех состояние.
Опечаленный Феогност махнул на своего воспитанника рукой, отпустил его, и юноша пошел скитаться по Царьграду. Жил он подаянием, хотя никогда о нем не просил. По ночам молился на паперти Влахернского храма Пресвятой Богородицы за всех, кто гнал его прошедшим днем. Люди видели перед собой безумца, но это была не болезнь. Сам Христос, явившийся Андрею в видении, послал юношу на горький подвиг юродства. Так и жил он в Константинополе много лет, по внешности походя на умалишенного, по сути же – будучи живым укором оскудевшим милосердием людям, их очерствевшим сердцам; став испытанием совести византийской столицы.
Однажды, особо холодной зимой, не имея пристанища, всеми гонимый, отчаявшийся согреться, юродивый Андрей замерз в снегу, но не умер, а был удостоен чудесного посещения Ангела Божия. Блаженный Андрей был на время взят в рай, где видел многих великих святых и подвижников, Самого Господа. Не встретил лишь Богородицы, Которой больше всего хотел поклониться. Святой Андрей получил объяснение, что Матерь Божия ушла в мир: помогать людям, утешать скорбящих. Из райских обителей юродивый был возвращен в Константинополь. И вскоре увидел Богородицу не в раю, а на земле. Шла война. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: “Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!”
И вдруг, словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет.
И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Много свидетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины.
Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к Его заступлению. В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.
Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль.
Учитель: “Во время Отечественной войны, – повествуется в летописи о нашествии французов, – в русской армии находилась общая святыня – Смоленская икона Божией Матери, именуемая еще Одигитрией – Путеводительницей.
(Слайд № 32).
Ученик 3:
5 августа 1812 года при отступлении из Смоленска по распоряжению генерала А. П. Ермолова икона была вынесена из города. Генерал Барклай де Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, распорядился, чтобы она постоянно следовала за войсками. Для ее охраны им была назначена первая артиллерийская рота третьей пехотной дивизии под командованием Глухова.
Главнокомандующий Кутузов Михаил Илларионович приказал сделать для нее новый киот. Икона передвигалась с войсками вплоть до самого освобождения Смоленска. После каждой новой победы над неприятелем перед ней служился благодарственный молебен.
Накануне Бородинской битвы, 25 августа Смоленская икона Божьей матери была пронесена по всему военному лагерю.
Сама собой по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была утолить своею кровью.
Везде творились крестные знамения, по местам случались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли. Вечером перед боем в присутствии Кутузова был отслужен молебен.
(Слайд № 33).
Учитель: Икона Божьей Матери, называемая “Знамение” по праву считается охранительницей Белгородской и Курской земель. Сегодня мы чтим 12 июля как знаменательный день Российской истории. 12 июля 1943 года в районе поселка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван. Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране но, и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с Куликовым и Бородинским полями...
Ученик 4:
Над Прохоровкой, говорили старожилы, во время сражения в небе на некоторое время появилось изображение образа Божьей Матери, такого как на иконе “Знамение”. Если бы видели это 1-2 человека, то вряд ли придали этому значение, но очевидцами были десятки людей. После боёв видели прохоровцы и лестницу, которая спускалась с неба и по ней поднимались души погибших солдат. Видение это повторялось несколько раз и в разных местах сражения. Удивительно ещё и то, что в конце 80-х годов (40 лет спустя после танкового сражения) группа ребят и девушек, прогуливались по центральной прохоровской улице, увидели лестницу, идущую к небесам. Увидели и все то, о чём рассказывали старики и старухи. Ребята от неожиданности присвистнули. Девушки прижались к своим спутникам. Кто-то вспомнил, что в таких случаях полагается креститься. Крестом себя осеняли, глаза тёрли. Но видение было несколько минут ясным и чётким...
5. Ученик 5:
Мира заступница, Матерь Всепетая!
Я пред тобою с мольбой:
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,-
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Учитель: Богоматерь – символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и конечно же, Матери. Мама, - нет слов ярче и милей. Мама, - нет глаз мягче и добрей.
Стихи дети читают на фоне песни Е. Смолянинова «Слово «мама» дорогое». (Слайд № 34).
Ученик 6:
Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что снами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам. Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Ученик 7:
Любите маму, маленькиедети, Ведь без неё так трудно житьна свете, Её внимание и, ласку изаботу, Вам не заменит постороннийкто-то. Любите маму, юныеподросткиОна - ваш ствол, а вы -её отростки, Одна она, лишь любящаямама, Поймёт всегда вас - чад еёупрямых. И дети взрослые, всегда любитемаму, На нежные слова ей нескупитесь, Дорога к ней - сродни дорогек Храму, И в дом, входя, ей в ногипоклонитесь.
Учитель: Главная же заповедь в обетовании: «чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли». Неуместные выходки, ребята, или вспышки перед мамой ни в коем случае неизвинительны. И поэтому юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением. Будьте добрыми!
6. Вокально- хоровая работа.
Песня «Только добротой сердец» (слова и музыка Н. В. Тананко)
Учитель: Сегодня предвестие благоволения Божиего и проповедь о спасении людей: в Божием храме торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя.
Учащимся предлагается высказать свое отношение к рассматриваемой теме урока:
И интересное
Т трудное
О особенное
Г главное
Список литературы:
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы Православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2002. – 256 с., ил.
Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.- М.: Издательство «Отчий дом», 2006.-334с., ил.
Молитвы о детях. М.: «Казак», 1999. – 64 с.
15