Урок на тему М.Горький На дне 11класс

Чичибаева Динара Байболатовна
Алматинская область
Жамбылский район СШ Жайсан


Класс:11
Тема: М. Горький пьеса «На дне» Образ Луки как представителя сострадания.
Цели: 1.порассуждать на тему что нужнее «истина или утешительная ложь»,
выражение своего отношения к поступкам героев.
2.развивать монологическую речь учащихся, активизировать в речи слова
и выражения из пьесы.
3. воспитывать целеустремленности, ответственности.
Тип урока: урок обобщение, с элементами дебатной технологии по формату Карла Поппера
Методы урока: рассуждение, монолог-диалог

Ход урока
I. Организационный момент
подготовка к уроку, организация внимания учащихся, психологический настрой «Радуга»
II.Содержание материала
Слово учителя:
- Драма М.Горького «На дне» (1902) созданная сразу после романтических произведений 90-х годов, поражает множеством скрытых и явных дискуссий о справедливости , о смысле жизни, правде и вере. Судьбоносный вопрос, поставленный в пьесе, М. Горький озвучил в интервью о ней в 1903 году «Что лучше истина или сострадание? Что нужнее?... Лука – представитель сострадания и даже лжи, как средства спасения, а между тем противопоставления проповеди Луки представителей истины в пьесе нет» Так ли это на самом деле? Спор, который идет в драме, важен для понимания и оценки, социальных и нравственных проблем сегодняшнего дня.
- Перечитаем авторскую ремарку, которой начинается пьеса, и перед нами откроется страшная картина из жизни обитателей ночлежки. Опустившиеся «на дно», люди живут годами без всякой Надежды на какие-то перемены. Но вот появляется Лука . Он не только поселяется в подвале, но входит в жизнь всех обитателей. Кто такой Лука? Представитель сострадания и лжи или истины?
Командам - участникам предстоит решить проблему выбора между правдой и ложью.
Утверждающий кейс: команда из 3-х человек «Эрудит»
1-й спикер: Добрый день, уважаемые судьи и оппоненты! «Лука - представитель сострадания и лжи». Сострадание - жалость, сочувствие. Ложь – неправда, искажение истины. В1901 году М.Горький сказал о своей пьесе «Это будет страшно». Действительно, читая пьесу , становится страшно: грязь, голод, пьянство, злоба, нищета. А ведь эта проблема существует и сейчас. Чтобы увидеть людей очутившихся «на дне» нужно посмотреть вокруг себя: попрошайки, пьяницы, проститутки, бродяги, калеки-инвалиды. А ведь среди них есть интеллигенты. Лука внесший в подвал ноты сострадания и есть безумец, сочинивший сказки о хорошей жизни людям ночлежки. Первый аргумент - каждый обитатель получает ложную надежду на спасение. Для Актера - сказка о лечебнице для пьяниц, в котором лечат бесплатно. Для Пепла - сказка о Сибири, где сильному и умному «как огурцу в парнике». Лука утешал человека, внушая ему иллюзии, Лука восстает против правды. Лука искренен, но доброты его не беспредельна лишь только появляется опасность как Лука скрывается. Мы согласны с мнением Барона о «вредности» и малодушии старика. Ложь и утешение Луки несостоятельно.
Перекрестные вопросы:
- Согласны ли вы , что в пьесе «На дне» нет предмета спора, столкновений?
- Считаете ли вы Луку выразителем взглядов автора?
Опровергающий кейс: команда из 3-х человек «Идеал»
1-й спикер: Добрый день, уважаемые судьи и оппоненты! Наша резолюция «Лука - представитель истины». Истина - то, что существует в действительности, отражает действительность, правда; антоним – ложь. Появление странника в ночлежке изменяет жизнь обитателей. Сочувствуя «бывшим людям»Лука оправдывает права Актера, Насти, Анны на мечты , на молитву. Лука говорит: «Не в слове - дело, почему слово говорится – вот в чем дело». Лука не лжет Актеру о бесплатной лечебнице. В России подобные лечебницы открылись в Казани, в Москве, в Киеве. Таким образом Лука не только успокаивает Актера , но и показывает ему выход из тупика. Нельзя обвинить Луку во вранье. Расхваливал жизнь в далекой Сибири, старик не кривит душой. Он как бы видит наперед. Пепел попадает в Сибирь за убийство Костылева Старик верит в Пепла, что он найдет себе дело по душе . Утешая обитателей, он вселяет веру в лучшее будущее. Даёт людям силы жить, сопротивляться судьбе. Если не можешь изменить жизнь, измени своё отношение к ней – это принцип Луки. Старец вдохновляет изгоев, предлагая им новый путь. Что касается поведения Луки в критических ситуациях. Встреча Луки с полицией, тем более беспаспортному ничего хорошего не сулило ему.
Перекрестные вопросы:
- «Жить... жить нельзя» - такие слова звучат в пьесе. Можно ли её считать пессимистичной?
- Можно ли сказать, что Лука активно противостоит былым романтическим героям Горького?
ІII. Обобщение:
Позиция команды «Эрудит» с тезисом о несостоятельности «лжи из жалости», ведущий к применению с действительностью – является более достоверной, привлекательной, нежели доказательства команды «Идеал» в пользу искренности Луки.
Вывод: Опасно жить иллюзиями.
Подведение итога.
Выставление оценок.














15