«Комплексная диагностика психофизического и социально-личностного развития ребенка».









«Комплексная диагностика психофизического
и социально-личностного развития ребенка».















Автор Днишева Татьяна Васильевна












Содержание
1.Пояснительная записка...3
2. Психолого- педагогическое сопровождение и диагностика
учащихся 1-х классов....5
3. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика
учащихся 5-х классов....8
4. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика
«трудных детей и подростков».9
5. Методы исследования индивидуально-психологических особенностей
учащихся, провоцирующих конфликтное поведение10
6. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика учащихся при проектировании профессионального жизненного пути11
7.Заключение .....13
8.Литература..15















1.Пояснительная записка.
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребёнка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в обществе, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребёнка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Целью проведения комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития ребенка является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи :
1.Предупреждать возникновение проблем развития ребёнка;
2.Помогать (содействовать) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
3.Психологическое обеспечение образовательных программ;
4.Развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) учащихся, родителей, педагогов.
5.Содействовать педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
К основным видам работ по психолого-педагогическому сопровождению относятся:
психологическое просвещение;
психологическая профилактика;
психологическая диагностика;
психологическая коррекция;
консультативная деятельность;
экспертная деятельность
Психологическая диагностика – это углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группой обучающихся, воспитанников образовательного процесса.
В настоящее время своевременная психодиагностика занимает одно из главных мест в психологической службе, так как в школе существуют психологические проблемы.
Результаты диагностического обследования помогают:
1) определить программу дальнейшей работы психолога с ребёнком - акцентировать деятельность на развитии или коррекции;
проверить эффективность психо - профилактических мер;
3) дать правильное направление консультативному процессу;
4)выбрать наиболее актуальную для школы тематику психологического просвещения.

2. Психолого- педагогическое сопровождение и диагностика
учащихся 1-х классов.

Одна из проблем, стоящая перед педагогическим коллективом и психолого-педагогической службой - это ранняя профилактика школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация может наблюдаться на разных ступенях школьного обучения, которая может выражаться в неврозах, социальной запущенности, в различных эмоционально-поведенческих реакциях.
Поэтому очень важно поддерживать и сопровождать учащихся на всех переходных этапах учебно-воспитательного процесса. На особом контроле находятся учащиеся первых, пятых классов, учащиеся «группы риска», выпускных классов, второгодники, новички, которые переживают смену школы, коллектива, учителя. Для них состояние конфликта протекает более остро.
Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребёнка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, организм ребёнка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели. На этом этапе ребёнок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учёбы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.
Второй этап адаптации - неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного Продолжительность всех трёх фаз адаптации - пять-шесть недель.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребёнок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам.
Для того, чтобы помочь будущим первоклассникам своевременно и правильно подготовиться к обучению в школе проводиться ряд диагностических мероприятий:
1. Посещение старших групп структурных подразделений № 1и № 2 дошкольные группы МБОУ «Зензелинская СОШ» и знакомство с будущими первоклассниками.
2. Составление картотеки будущих первоклассников, уточнение уровня готовности детей к обучению в школе:
а) беседы с заведующей и воспитателями старших групп структурных подразделений № 1и № 2 дошкольные группы МБОУ «Зензелинская СОШ» .
б) консультации и встречи с родителями, детьми.
3.Организация и выступление на первом собрании для родителей будущих первоклассников «В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе».
4.Индивидуальная диагностика детей по определению школьной зрелости, которая включает в себя тесты по определению уровня развития графических навыков, памяти, внимания, работоспособности; тест на определение уровня развития наглядно-образного, словесно-логического мышления; тест на определение школьной мотивации.
5.Консультирование родителей по результатам первичной диагностики детей. Родителям даются рекомендации по дальнейшей подготовке ребёнка к школе.
6.Анкетирование родителей будущих первоклассников (сбор информации о готовности ребёнка к обучению в школе).
7.Проведение индивидуальных бесед с родителями будущих первоклассников на тему: «Особенности развития ребёнка до поступления в школу».
8.Консультирование педагогов обучающих первоклассников по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения».
9. Проведение цикла адаптационных занятий с детьми по адаптационной программе «Я-школьник!»
Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Задачи:
Создание условий обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
7. К концу первой четверти проведение психодиагностики по определению уровня адаптации к школе. Используется проективная методика «Школа зверей».
8. По итогам работы проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, требующими особого внимания в обучении и в воспитании.
Опыт работы показал, что весь этот комплекс мероприятий помогает решать проблемы адаптации обучающихся 1-х классов к новым условиям начального образования.
3. Психолого- педагогическое сопровождение и диагностика
учащихся 5-х классов.
Проблемы этой категории связаны с адаптацией к новой социальной роли (ученик среднего звена, младший подросток). В этом возрасте особое значение для развития имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у реб
·ёнка закрепляется жизненно важная и достаточно устойчивая личностная черта-мотивация достижения успеха, доминирующая над мотивом избежания неудачи; во - вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.
Исходя из вышесказанного, очень важно, чтобы психолог и педагоги помогли пятиклассникам адаптироваться в I половине года к новым условиям, к новой социальной роли.
Работа психолога в этом направлении строится следующим образом:
1.Проведение психодиагностики «Социометрия» в 5 классах с целью изучения эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребёнка.
2.Проведение методики «Наши отношения» с целью выявления степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
3.Диагностическая игра «Морские командные учения». Эта игра направлена на формирование положительных эмоционально-психологических отношений среди учащихся в коллективе класса и определение лидера класса.
4. Диагностика обучающихся 5-х классов по определению уровня школьной мотивации (автор методики Н.Г.Лусканова)
5. Консультирование учителей, классных руководителей по итогам психодиагностики учащихся пятых классов.
6. Итогом этой работы является проведение психолого-педагогического консилиума по 5-м классам.
Цель консилиума:
коллективное изучение межличностных отношений, индивидуальных возможностей, особенностей учащихся 5-х классов, выявление проблемных, одарённых детей, разработка рекомендаций по дифференцированному индивидуальному подходу в обучении и воспитании учащихся с учётом их личностных особенностей. Пути сотрудничества учителей начальных классов и среднего звена. Участниками педагогического консилиума являются: администрация, психолог, медработник, учителя начальных классов, педагоги- предметники.

4. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика
«трудных детей и подростков»
В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного ребёнка», «трудного подростка»; в категорию «трудных» попадают разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети, имеющие нервные и психические расстройства, подростки, стоящие на учёте по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из неблагополучных семей.
Так английские психологи Хевитт и Джекинс выделяют две большие группы трудных подростков: дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат; дети с несоциолизированным антиобщественным агрессивным поведением, которые как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, дерзости и мстительности.
Каждая из выделенных групп трудных детей требует специального подхода. Трудные подростки первой группы не нуждаются в психологической помощи, а требуют педагогического и воспитательного воздействия, в то время как вторая группа чувствительна к собственной психологической коррекции.
В работе психологов хорошо зарекомендовал себя подход к трудным подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых акцентуаций характера (используется патохарактерологический диагностический опросник ПДО, разработанный А.Е.Личко). Опросник позволяет выделить 11 типов акцентуаций характера. В соответствии с результатами диагностики намечаются пути коррекционного воздействия, которые строятся на том, что для каждого типа акцентуации выделяются наиболее травмирующие психогенные воздействия.
Результаты диагностики социометрии межличностных отношений позволяют определить социометрический статус «трудного подростка».

5.Методы исследования индивидуально-психологических особенностей учащихся, провоцирующих конфликтное поведение:
1. Метод теоретического анализа.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный).
5. Методики:
Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника», состоящая из 11 вопросов открытого и закрытого типа.
Анкета «Роль конфликта в моей школьной жизни» по выявлению конфликтных ситуаций для школьников, состоящая из 12 вопросов
Анкета для педагогов ОУ по выявлению взаимоотношений в педагогическом коллективе
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина».
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
Методика оценки когнитивных функций и их состояний.
Методы математико-статистической обработки полученных данных (корреляционный, факторный, кластерный анализы, непараметрические критерии Н - Краскала-Уоллеса, U - Манна-Уитни, направленных на выявление достоверности различий исследуемого признака)

6. Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика учащихся при проектировании профессионального жизненного пути.
Содержание и организационно-методические основы предпрофильной подготовки.
Ребёнок идёт по дороге знаний и подходит к перекрёстку, от которого расходятся в разные стороны не три, а тысячи дорог. И надо выбрать ту, по которой идти дальше – это дорога в профессию. Поиск профессионального пути – дело сложное и важное.
Для того чтобы сделать обоснованный выбор, учащимся нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых из телепередач и т.д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Педагог-психолог помогает учащимся разбираться в своих возможностях, открывая в них собственное «Я».
Эти умения позволяют настроить учащихся на усвоение той профессии, которая под силу только им. Это особенно важно в современных условиях, условиях становления и развития рыночных отношений и появления рынка труда. От профессиональных достижений во многом зависит и жизненный успех.
Понятие «предпрофильная подготовка» является новым для педагогической науки и практики. В соответствии Концепцией профильного обучения в нашей школе введено профильное обучение в 10-х классах. Очевидно, что основная школа должна активно включаться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце основной школы. Концепция профильного обучения отмечает, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Важность подготовки к этому ответственному выбору профиля обучения определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
На сегодняшний день можно сказать, что предпофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Практически всеми ныне признаётся, что предпофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе. Поэтому очень важно проводить профориентационную работу в старших классах (начиная с 7-х классов).
Работа в этом направлении заключается в следующем:
1. Для определения способностей, склонностей и интересов учащихся необходимо помощь профконсультанта, психолога.
Профконсультант диагностирует на предмет определения склонностей к определенным профессиям. Затем каждому ученику раздаются результаты профдиагностики.
2. По результатам диагностики педагог-психолог проводит консультации. Учитывая результаты, старшеклассники в дальнейшем обосновывают свой профессиональный выбор.
3. Для получения более полной информации, не только о своих склонностях, но и интересах проводятся классные часы «Я и моя профессия», где ребята заполняют анкеты, карты интересов.
4.С целью расширения профориентационных знаний в школу приглашаются агитбригады различных учебных заведений, совместно с мастерами производственного обучения организовываются «Ярмарки профессий», родительские собрания для родителей и обучающихся 9-11 классов.
Разумеется, школа своими силами не может полностью решить проблему профориентации учащихся. Но совместно с общественными организациями, учреждениями профтехобразования, органами трудоустройства она делает многое, чтобы учащиеся научились разбираться в своих возможностях, открывать своё «Я». Эти умения позволяют их настроить на освоение той или иной профессии, которая под силу именно им. Это особенно важно в современных условиях становления и развития рыночных отношений. Ведь от профессиональных достижений во многом зависит и жизненный успех.


7.Заключение.
Таким образом, вся система психолого – педагогического сопровождения школьников в МБОУ «Зензелинская СОШ» подчинена единой цели- сделать учебу и пребывание в школе для подрастающего поколения максимально комфортным, убрать конфликты и факторы, мешающие ученику приобретать знания. Дети должны идти в школу с радостью, учиться жить в социуме школы с настроением, максимально приближенным к эффективному для получения знаний, умений и навыков. Взрослые, окружающие детей в школе и во внеурочное время должны сделать все, чтобы годы учебы в школе остались в памяти детей как лучшие, радостные, самые результативные для продолжения дальнейшего образования. На это и нацелена работа психолога школы.



















Литература.
1.О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. Справочник психолога начальной школы.
2.Р.С.Немов. Психология (книга 3).
3. О.Н.Истратова. Большая книга подросткового психолога
4.Л.Б.Шнейдер. Семейная психология.
5.Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
6.Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
7.Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина».
8.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
9.Опросник ПДО, разработанный А.Е.Личко
10.А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Выделение категорий "трудных" детей





















13PAGE \* MERGEFORMAT141015




Заголовок 115