Разноуровневая рабочая программа по географии для совместного обучения детей с различным интеллектуальным развитием в 7 классе

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 городского округа Самара







Разноуровневая образовательная программа по географии для совместного обучения детей с различным интеллектуальным развитием
в 7а классе
Раздел «Африка»

Разработчик программы: Пемова Т. А.






2014-2015 уч. год

Пояснительная записка.
Программа по географии разработана для 7а класса (слабовидящие) учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
В классе 9 учащихся. Из них 6 человек - с интеллектуальным развитием, соответствующим норме – обучаются по программе школ IV вида; 3 человека имеют сложную структуру дефекта: помимо патологии зрения сопутствующий диагноз - задержка психического развития. Эти ребята обучаются интегрировано по программе школ VII вида.
Таким образом, необходимо адаптировать образовательную программу по географии для этого класса. Так как класс интегрированный: в нем обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития.
Данная программа соответствует образовательному минимуму. Основной целью ее реализации является изучение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов материка; определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения; краткая географическая характеристика Африки, ее регионов и стран различных типов.
Программа рассчитана на 11 часов. Данный раздел изучается в I четверти 7 класса, что соответствует по срокам общеобразовательной программе.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Программы по курсу «Материки, океаны, народы и страны» для общеобразовательных учреждений. 7 класс. Автор И. В. Душина. Сборник нормативных документов. География. Издательство «Дрофа», 2010.
На сегодняшний момент не существует адаптированных программ для обучения детей в интегрированных классах (с разным уровнем интеллекта).
Данная программа для 7 классов разработана с учетом интеллектуальных возможностей учащихся интегрированного класса.
Организация учебной деятельности по данной программе способствует повышению уровня обученности и качества знаний всех учащихся за счет индивидуально-дифференцированного подхода.
Русский язык логически связан с другими предметами учебного плана, такими как: история (например, при изучении Великих географических открытий), биология (растительность и животный мир).
В рамках изучения предмета «география» у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):
- личностные: готовность и способность к саморазвитию (аккуратность, пунктуальность, самоорганизация, умение распределять учебное время);
- коммуникативные: умение составлять устное и письменное монологическое высказывание, вести диалог, умение работать в группе;
- познавательные: развитие познавательного и идеала, умение осмысливать прочитанное, выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи;
- регулятивные: осуществлять самоконтроль, работать по алгоритму (инструкции), самостоятельно работать с книгой и справочной литературой.


Тематическое планирование


п/п
Название темы
Средства обучения
Требования к знаниям, умениям, навыкам

Виды деятельности
Формы контроля




ЗУНы

ЗУНы обучающихся с ЗПР
Норма
ЗПР
Норма
ЗПР

1.
Африка.
Географическое положение. История исследования материка.
Портреты мореплава-телей и исследова-телей. Видео-фильм «Цвета Земли».
Знать: географическое положение материка по отношению к другим материкам , находить крайние точки, изрезанность берегов, исследователей и их вклад в изучение Африки
Уметь: находить крайние точки материка, работать с контурной картой.
Знать: географическое положение материка по отношению к другим материкам, хотя бы одного из исследователей. Уметь: работать с контурной картой.
Фронтальная, групповая

Групповая, индивидуальная


Опрос по актуализа-ции опорных знаний, умений и навыков
Опрос после прохождения нового материала

2-4.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.

Атлас. Контурные карты. Видео-фильм «Водопад Виктория».
Дидактиче-ский материал.
Знать: что такое рельеф, какие и формы рельефа существуют на материке, какие полезные ископаемые имеются и где конкретно.
Уметь: показывать формы рельефа , называть их и наносить на контурную карту.
Знать: что такое рельеф, какие формы рельефа существуют на материке, какие полезные ископаемые имеются.
Уметь: наносить формы рельефа на контурную карту и называть их.
Фронтальная, групповая

Групповая, индивидуальная


Устные ответы на вопросы
Письменные работы по карточкам.

5.
Природные зоны. Влияние человека на природу.
Учебник. Атлас. Контурные карты.
Знать: подробную характеристику каждой природной зоны.
Уметь: составлять конспект, наносить каждую природную зону на контурную карту.

Знать: названия природных зон. Уметь: составлять конспект, наносить каждую природную зону на контурную карту.
Самостоятель-ная работа с учебником


Самостоятель-ная работа с учебником
Проверка тетрадей, контурных карт
Проверка тетрадей, контурных карт

6.
Население.
Атлас.
Знать: численность, плотность, размещение населения по территории материка; основные расы, их расселение.
Уметь: составлять комплексную характеристику населения.

Знать: численность, среднюю плотность, основ-ные расы.
Уметь:
Фронтальная, групповая
Индивидуаль-ная, групповая
Опрос по актуализа-ции опорных знаний и умений
Опрос после прохождения нового материала

7-10
Страны Северной, Западной и Центральной, Восточной, Южной Африки.
Атлас. Контурные карты. Презента-ции учащихся.
Знать: страны, относящиеся к каждому региону; Уметь: составлять комплексную характеристику одному государству, презентацию, наносить регионы на контурную карту.

Знать: деление Африки на регионы.
Уметь: самостоятельно делать сообщение по одному государству, наносить регионы на контурную карту.
Выступление учащихся с презентациями. Индивидуаль-ная.
Индивидуальная.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания

11
Повторительно- обобщающий урок по теме «Африка».
Атлас.
Знать: ответы на вопросы теста. Уметь: воспроизводить пройденный материал, полученные знания.

Знать: ответы на вопросы кроссворда.
Уметь: воспроизводить пройденный материал с помощью учебника.
Индивидуаль-ная.
Индивидуальная
Проверка теста.
Проверка кроссворда.





Состав УМК «География» для 7 класса:

- Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Издательство «Дрофа», 2010.
- И. В. Душина. Программа по курсу «Материки, океаны, народы и страны» для общеобразовательных учреждений. 7 класс. Издательство «Дрофа». 2010.
- В. А. Коринская и другие. География материков. М. , 2009.
- Р. А. Ерамов, Г. А. Огуреева. Объяснительный текст к картинкам по географии материков. Африка, Австралия, Антарктида, Океания. М., 1999.
-И. П. Магидович, Ю. М. Поконцев. Методическое руководство к картинкам «Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи». М. , 2000.
- География. Уроки – игры в средней школе. Учитель. Волгоград, 2007.
-Предметные недели в школе. География. Учитель. Волгоград. 2007.
- Интегрированные уроки в школе. География. 6 – 10 классы. Учитель. Волгоград. 2007.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15