Рабочая программа по обществознанию для профессии Токарь — универсал


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум
имени А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.08 Обществознание
для профессии среднего профессионального образования
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
15.01.26 Токарь-универсал
по программе базовой подготовки
2015г.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
на заседании
ООД № 3 ЦК
Протокол от «___»_________20___г
№_____
Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций 2015 г. и рабочим учебным планом по профессии15.01.26 Токарь-универсал, утвержденным, утвержденным директором Техникума 23.06. 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-1" \h \z \u СОДЕРЖАНИЕ PAGEREF _Toc431125979 \h 3ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc431125980 \h 4ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ »6МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ7РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ7ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ PAGEREF _Toc431125984 \h 9ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН PAGEREF _Toc431125985 \h 10СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc431125986 \h 11ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ PAGEREF _Toc431125987 \h 17ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ PAGEREF _Toc431125988 \h 19УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» PAGEREF _Toc431125989 \h 23ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc431125990 \h 25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева», реализующим образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО 15.01.26 Токарь-универсал на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Рабочая программа направлена на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых студентам для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»Обществознание как учебная дисциплина характеризуется:
направленностью на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера.
интегративным характером — основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
функциональностью — освоение наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук.
ознакомлением—осваиваются сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
целостным представлением о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного профилей профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается также на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или специальности.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕИнтегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсвоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка cтудентов составляет:
15.01.26 Токарь-универсал — 251 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая практические занятия, —171 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 80 часов;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОсновное содержаниеМаксимальная учебная нагрузка (всего) 251
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171
Введение 2
1. Человек и общество20
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества 12
1.2. Общество как сложная система8
2. Духовная культура человека и общества 24
2.1. Духовная культура личности и общества 2
2.2. Наука и образование в современном мире 8
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 14
3. Экономика35
3.1. Экономика и экономичская наука. Экономические системы 8
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике 12
3.3. Рынок труда и безработица 10
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики 5
4. Социальные отношения30
4.1. Социальная роль и стратификация 8
4.2. Социальные нормы и конфликты 12
4.3. Важнейшие социальные общности и группы 10
5. Политика22
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе 10
5.2. Участники политического процесса12
6. Право36
6.1. Правовое регулирование общественных отношений10
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации 16
6.3. Отрасли российского права10
в том числе: Практические занятия 20
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 80Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновное содержание
Введение(2ч)
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Человек и общество (20ч)
Природа человека, врожденные и приобретенные качества (12ч)
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Общество как сложная система(8ч)
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Практические занятия(4ч)
Человек, индивид, личность. Глобализация.
Духовная культура человека и общества(24ч)
Духовная культура личности и общества(2ч)
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире(8ч)
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено- го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со- временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры(14ч)
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия(4ч)
Виды культуры.
Наука в современном мире.
Экономика(35ч)
Экономика и экономическая наука. Экономические системы(8ч)
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы эконо- мики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике(12ч)
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства
3.3Рынок труда и безработица(10ч)
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. СбереженияОсновные проблемы экономики России. Элементы международной экономики(5ч)
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия(4ч)
Типы экономических систем.
Причины безработицы и трудоустройство.
Социальные отношения(30ч)
4.1. Социальная роль и стратификация(8ч)
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2 Социальные нормы и конфликты(12ч)
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Деви- антное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфлик- тов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3.Важнейшие социальные общности и группы(10ч)
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практические занятия(4ч)
Социальные конфликты.
Семья в современной России.
Политика(22ч)
Политика и власть. Государство в политической системе(10ч)
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на- значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной по- литической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Участники политического процесса(12ч)
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества
Практические занятия(2ч)
Избирательное право в Российской Федерации.
Право(36ч)
Правовое регулирование общественных отношений(10ч)
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. По- рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их струк- тура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.Юридическая ответственность и ее задачи.
Основы конституционного права Российской Федерации(16ч)
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Отрасли российского права(10ч)
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридиче- ские лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы за- щиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Практические занятия(2ч)
Права и обязанности человека и гражданина.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе.
Экономика современного общества.
Структура современного рынка товаров и услуг.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при- чин безработицы в разных странах.
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Семья как ячейка общества.
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре- менной России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России.
Право и социальные нормы.
Система права и система законодательства.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВСодержание обученияХарактеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
ВведениеЗнание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природа человека, врожденные и приобре- тенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид»,
«личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как слож- ная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в обществен- ной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и образова- ние в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей
3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и эконо- мическая наука. Эконо- мические системы Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»
3.3. Рынок труда и безработица Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; поня- тия безработицы, ее причины и экономических последствий
3.4. Основные проблемы экономики России. Эле- менты международной экономики Характеристика становления современной рыночной экономи- ки России, ее особенностей; организации международной тор- говли4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и стратификацияЗнание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
4.2. Социальные нормы и конфликтыХарактеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения
4.3. Важнейшие социальные общности и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
5. ПОЛИТИКА
5.1. Политика и власть. Государство в политиче- ской системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание по- нятий правового государства и умение называть его признаки
5.2. Участники полити- ческого процессаХарактеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
6. ПРАВО
6.1. Правовое регули- рование общественных отношений Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права
6.2. Основы конститу- ционного права Россий- ской Федерации Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан
6.3. Отрасли российско- го праваУмение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»Освоение программы учебной дисциплины «Обществознание» осуществляется в учебном кабинете, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета Обществознания удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете установлено мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по обществознанию создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознания», входят:
Многофункциональный комплекс преподавателя;
Наглядные пособия:
Информационно-коммуникативные средства:
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник по Обществознанию для 10-11кл. (автор – Боголюбов Л.Н.) – 15 шт;
- методические рекомендации для студентов 1 и 2 курса по внеаудиторной самостоятельной работе (2015 г.);
- методические рекомендации для студентов 1 и 2 курса по аудиторной самостоятельной работе (2015 г.);
- Экранно-звуковые пособия:
- видеоуроки по Обществознанию;
- презентации к урокам;
Данные об обеспеченности содержания образования электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
Наименование учебной дисциплины, профессионального модуля Наименование тем Наименование ЭОР (презентация, видеофильм, электронный учебник и т.д.)
Обществознание Человек и общество Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Общество как сложная система Презентации, учебник
Презентации, учебник
Духовная культура человека и общества Презентация
Духовная культура личности и общества
Наука и образование в современном мире Презентации, учебник
Видео урок, учебник
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Экономика Презентации,
Экономика и экономическая наука. Экономические системы Презентации, учебник
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Презентации
Рынок труда и безработица Презентация, видео урок
Социальные отношения Социальные нормы и конфликты Презентации, видео урок
Важнейшие социальные общности и группы Презентации, учебник
Политика Презентации,
Политика и власть. Государство в политической системе Презентация
Участники политического процесса Презентация
Право Презентация
6.1. Правовое регули- рование общественных отношений Презентация
6.2. Основы конститу- ционного права Российской Федерации Презентация
6.3. Отрасли российского праваПрезентация
Технические средства обучения.
Комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
Библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной, художественной и другой литературой по вопросам обществознания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в сети Интернет (электронные книги, видео уроки, тесты др.).
1 См. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновные источники:
Для студентов
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2012.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2012.
Для преподавателей
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2012.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2012.
Дополнительные источники:
Для студентов
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Для преподавателей
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954Колесникова Н.Н. Английский язык для менеджеров: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004.- 304 сФедеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).