Статья Социально-педагогическая поддержка детей с алкогольной зависимостью
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
М. М. Иванова
В современном мире стали актуальными проблемы теоретического и практического характера, необходимость решения которых характеризуется особенностями социальной и культурной ситуации в России. Такой проблемой является возрастающие в обществе разнообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести и алкоголизм. Одной из таких проблем в наши дни стал подростковый и детский алкоголизм. Из-за особенностей подросткового возраста психическая, и физическая зависимость от алкоголя у подростка появляется гораздо быстрее. Избавиться от пагубной привычки ему намного сложнее, чем взрослому. Это подтверждает значимость проведения профилактической работы в области предупреждения алкогольной зависимости. [3]
Ц.П. Короленко и В. Ю. Завьялов считают, что алкоголизм - проблема сложная, многосторонняя, включающая медицинский (медико-биологический, биохимический, физиологический и др.), психологический, социальный, экономический, социально-культурный и другие аспекты. [2]По мнению Антанесян А. А. употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, алкогольная зависимость формируется исключительно быстрыми темпами. [1]
Целью данной статьи является изучение социально-педагогической поддержки детей с алкогольной зависимостью. Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. [4]
Алкогольная зависимость появляется не сразу. Однако, регулярное употребление алкоголя обязательно ведет к развитию этой зависимости, в которой выделяют следующие стадии:
Алкогольная зависимость появляется вместе с сильной тягой к алкоголю.
Алкогольная зависимость -психологическая зависимость.
Психологическая зависимость становится тесно связанной с физической. Появляются новые заболевания организма, а старые переходят в более тяжелые формы.
Основными направлениями по организации профилактической работы могут выступать:
Оздоровление с помощью окружающей обстановки, в которой живет учащийся
Принудительные меры воспитательного характера: обязанность несовершеннолетнего публично просить прощение за проступок, возмещение компенсации за причиненный ущерб.
Усиление профилактической работы, целенаправленная организация свободного времени школьника.
Осуществление социально полезной деятельности учащихся в различных коллективах.
Разрушение девиантного поведения воспитуемой личности. Устраняется ведущий признак негативно влияющий на ребенка.
Организация нового образа жизни школьника, в котором закрепляются и развиваются положительные качества.
Устранения имеющихся у личности недостатков, негативных свойств. Этот последний компонент в системе профилактической работы активно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованы предыдущие компоненты системы.
Условиями эффективной работы являются: качественно организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в социально полезную деятельность, где была бы возможность проявлять и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на детей с девиантным поведением; налаживание отношений личности с окружающим миром, повышение уровня учебно-воспитательной работы в школе. Составление особых списков данных детей и подростков группы риска. При формировании такого списка данных необходимо выяснить следующее: причины занесения в этот список; структуры, работающие с детьми и подростками группы риска; работа, проводящаяся для разрешения проблемы; методы, предпринимаемые для разрешения данной проблемы.
Таким образом, нами были рассмотрены основные виды поддержки детей с алкогольной зависимостью. Мы должны понимать, что дети с алкогольной зависимостью не могут сами справляться с такой проблемой. Им необходима помощь и поддержка педагогов, социальных педагогов, родителей. Если не оставлять без внимания такую острую на сегодняшний день проблему и проводить профилактическую работу, то можно добиться сокращения алкоголезависимых детей, что приведет к будущему к здоровому, воспитанному поколению.
Список литературы:
Антанесян А.А. Профилактика алкогольной зависимости среди подростков.- Антанесян А.А. -Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого.- Тула, Россия, 2012
Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю, Личность и алкоголь. - Новосибирск: Наука, 1987, с. 169
Ручко Л.С. Формы и методы профилактической антиалкогольной работы с учащимися: методическое пособие. – Кострома, КОИРО, 2010. – 78 с.
Суворова О.В. Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. – 32 с.