СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ – КУРЕНИЕ
Т.В. Карабутина Проблема сохранения здоровья молодежи особенно важна в наше время. Употребление наркотических веществ, алкоголя, табака, раннее половое созревание, увеличение заболеваний, передающихся половым путем, нежелательные беременности среди несовершеннолетних – превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере, правопорядку [2].
Проблема сохранения здоровья все более отчетливо осознается представителями системы образования, как профессионально значимая. Таким образом, проблема профилактики и пропаганды здорового образа жизни, формирования понимания здоровья как ценности является одним из приоритетных направлений в работе современного социального педагога [3].
Целью данной статьи является изучение путей предупреждения девиации среди несовершеннолетних.
В работах И.М. Ларионова, М.А. Галагузовой, А.Е. Бойкова, Л.А. Санниковой, М.Н. Шередека, А.Ш. Смагуловой и др. рассматриваются педагогические и социальные аспекты подросткового курения.
Ларионова считает курение социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для курящих людей — бросить курить – большая проблема. Для некурящих – проблема избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения.
Бойков А.Е. говорит о том, что любой вид зависимости можно определить как одну из форм деструктивного поведения личности, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [1].Л.А. Санникова пишет о том, что не вызывает сомнения, что наиболее эффективным способом профилактики является формирование у подрастающего поколения поведения безопасного типа, основанного на системе ценностных ориентаций, где приоритетом является здоровье [3].
Первоначально термин «зависимость» или «аддикция» использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ (кофеин, никотин, алкоголь, наркотики и др.). Однако в последние годы данный термин изменил свое значение, и современные исследователи определяют более широкий взгляд на аддикцию как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психофизиологические особенности человека.
Можно выделить три основных вида зависимостей:
– химические зависимости;
– нехимические зависимости;
– промежуточные зависимости.
Химическая зависимость предполагает зависимость человека от того или иного химического препарата, изменяющего его психическое состояние. К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания, алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость. Химические зависимости связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние, т.е. психотропных веществ (ПТВ). Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения.
В общефилософском понимании профилактика есть предупреждение возникновения какого-либо процесса, явления или действия. Это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, улучшение физического развития человека, сохранение и повышение его трудоспособности и обеспечение долголетия. Применительно к процессу формирования зависимостей профилактика понимается как комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению зависимостей, на предупреждение развития и ликвидацию их негативных личностных, социальных и медицинских последствий. В основе первичной профилактики зависимостей детей и подростков находятся прежде всего средства обучения и воспитания.
В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.
1. Информационный. Данный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение (ПТВ, игровая деятельность и т.д.), и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия.
2. Метод «эмоционального научения». Здесь профилактическая работа концентрируется на ощущениях и эмоциях субъекта, а также на умении управлять ими. В основе метода лежат экспериментально подтвержденные положения о том, что зависимое поведение чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска, исходя из чего, риск зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.
3. Метод альтернативной деятельности. Он базируется на положении о том, что при формировании позитивной зависимости от среды люди приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению.
4. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика основана на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером для формирования зависимого поведения [1].
Таким образом, модель социально-педагогической профилактики девиантного поведения, а именно курения, построена на воспитательных методах деятельности социальных педагогов, направленных на формирование и усвоение знаний о последствиях курения; создание необходимых условий для предупреждения появления зависимости от курения; привлечение к здоровому образу жизни.
Список литературы
Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде. // Молодой ученый. — 2014. — №3. — 871-874 с.
Линник М.С. Возможности и опыт работы образовательного учреждения в решении основных проблем профилактики зависимостей среди учащихся. // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Омск, 2011. – 16-18 с.
Санникова Л.А., Шередека, М.Н., Смагулова А.Ш. Социально-психологический проект как модель профилактики зависимостей подростков. // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Омск, 2011. – 20-21 с.