Рабочая программа по профессии Токарь-универсал
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.12 ИНФОРМАТИКА
общеобразовательного цикла
дисциплины по выбору из обязательных предметных областей
(профильные)
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии:
15.01.26 Токарь-универсал
код и наименование профессий/ специальностей
Самара, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.12 ИНФОРМАТИКА» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1645"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") и рабочей программы учебной дисциплины «ОУД.12 ИНФОРМАТИКА» и «ОУД.12 ИНФОРМАТИКА» рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013года No 821).
Рабочая программа разработана в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Федеральный государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки среднего профессионального образования (Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013года No 821).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии рабочих по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Разработчики:
Соломонова Ю.Л., первая квалификационная категория, преподаватель информатики
Рассмотрено на заседании ПЦК Дисциплин профессионального цикла технического профиля
Председатель ПЦК Талалова О.В. _______________________
Протокол №______От «___»___________2016г.
Одобрено методическим советом ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Председатель методического совета Богданаш А.В. ___________________
Протокол №______От «___»___________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "__RefHeading___Toc453328833"141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 155
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328834"142. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И 1513
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328835"14ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1513
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328836"142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 1513
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328837"142.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 1514
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328838"143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1525
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328839"143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 1525
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328840"143.2. Информационное обеспечение 1525
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328841"144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1528
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328842"14ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1530
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328843"14ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 1535
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_____________________________________________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС) по профессии рабочих по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств среднего профессионального образования: 15.01.26 Токарь-универсал.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования дисциплины по выбору из обязательных предметных областей, предлагаемых ПОО.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Изучение учебной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий
Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по профессии)
Должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 207 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 138 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 69 часов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
207
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
138
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
70
контрольные работы
не предусмотрено
Индивидуальный проект
35
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:
работа с учебной и справочной литературой
подготовка доклада
подготовка реферата
решение вариативных задач
подготовка отчета
34
Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
1
1
Раздел 1. Информационная деятельность человека
17
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
2
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
1
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
3
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
Контрольная работа
-
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка доклада на тему: «Поколения ЭВМ».
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
4
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
Практические занятия
3
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернет.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».
Раздел 2 Информация и информационные процессы
35
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала
3
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
1
Представление информации в двоичной системе счисления.
2
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
3
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
Контрольная работа
-
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления».
Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в различных системах счисления».
Тема 2.2. Основные информационные процессы
Содержание учебного материала
4
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
1
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
9
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.
Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Передача информации между компьютерами.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Контрольная работа
-
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Индивидуальное проектное задание на тему: «Система объектно-ориентированного программирования Delphi»
Тема 2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
Содержание учебного материала
4
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
1
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
3
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Запись информации на внешние носители различных видов.
Контрольная работа
-
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка реферата на тему: «Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
27
Тема 3.1. Архитектура компьютеров
Содержание учебного материала
4
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
1
Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
3
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Контрольная работа
- не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка реферата на тему: «Многообразие компьютеров».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Устройства обработки видео- и аудиоинформации».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера».
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть
Содержание учебного материала
3
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
3
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Работа с сетевыми операционными системами. Системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
Контрольная работа
- не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка доклада на тему: «Сетевые операционные системы».
Подготовка отчета на тему: «Администрирование локальной компьютерной сети».
Тема 3.3. Безопасность. Защита информации
Содержание учебного материала
3
Защита информации, антивирусная защита.
1
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
2
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка доклада на тему: «Эргономика программного обеспечения».
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
63
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
Содержание учебного материала
3
Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
1
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия:
не предусмотрено
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка доклада на тему: «Системы искусственного интеллекта».
Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем
Содержание учебного материала
3