Консультация для педагогов Логико-математические игры
«Значение логических и математических игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики), формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания. Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом. Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать и графически. Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной. Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр». Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Выделила задачи:1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д. 3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
- создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»…/;-разработана модель педагогического процесса; - разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;- составлена картотека логико-математических игр;- оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.
Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками. Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие. В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения. Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий:
1.Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.
2.Мероприятия, реализующие программу формирования логико-математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.
3.Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники), и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные)4.Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико-математического мышления у детей.
Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы:- Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей;- Изучение имеющихся знаний у детей;- Разработка и апробация моделей педагогического процесса;- Анализ полученных результатов. В своей работе опирались на принципы организации игр /С.А. Шмаков/.-Отсутствие принуждения;-Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;-Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;-Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; - Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Учитывали, что для логико – математической игры характеры:• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.• Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.• Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.• Общая направленность на развитие инициативы детей. Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/. Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее. Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:• Научить работать коллективно;• Придерживаться определенных правил;• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть. Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие. Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду. 2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы).3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей. Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат. Примеры игр:Игра с блоками Дьенеша«Помоги Зайка»Цель: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Закрепление счета.Игровой материал: блоки Дьенеша.Правила игры: С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Жил – был Зайка, у которого был очень красивый ковер. Однажды к нему в дом тайком пришла Лиса и пока Зайка бегал по лесу, Лиса прогрызла в ковре дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в ковре. Теперь возьми фигуры и помоги Зайке починить ковер.Игра с двумя обручами.Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.Игровой материал: Два обруча, геометрические фигуры.Правила игры: Игра имеет несколько этапов.1. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся 4 области, определяемые на игровом листе двумя обручами.2. Затем один из играющих называет правила игры. Например расположить фигуры так. Чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все зеленые.3. В соответствии с правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющих у них фигур на соответствующее место.4. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча, внутри красного, во вне зеленого обруча; вне обоих обручей.Внимание: фигуры надо называть с помощью двух свойств – цвета и формы.Игру с двумя обручами можно проводить много раз, варьируя правила игры.Варианты игры.Внутри красного обруча Внутри зеленого обручавсе квадратные фигуры все зеленые фигурывсе желтые фигуры все треугольные фигурывсе прямоугольные фигуры все большие фигурывсе малые фигуры все зеленые фигурывсе красные фигуры все круглые фигурывсе круглые фигуры все квадратные фигуры