Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста


Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста
Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения, они более легко распоряжаются своими знаниями.
Тема «Величина» является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. К тому же, именно экспериментирование позволит детям освоить на практике закон сохранения количества или величины объектов при изменении их формы.
 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ в изучении темы «Величина»
Первым этапом является подготовка детей к проведению экспериментирования в рамках изучения темы«Величина». С этой целью предлагаются задания для усвоения терминологии. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование.
Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Например:
Покажи толщину книги.
Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.
Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.
Сравни между собой матрешек.
Выбери все предметы такого же размера, как этот мяч;
Для соотношения части и целого детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол − ножка, двери − замок, окно − форточка, картина − рамка, машина − колесо, сумка − ремень, сапоги − шнурки, телевизор − антенна и тому подобное.
На втором этапе изучения темы Величина необходимо сформовать у детей умения выполнять измерение разных параметров предмета, сравнивать предметы путем экспериментирования.
При определении разных параметров дети старшей группы учатся измерению с помощью условной мерки. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определенную поэтапность.
Обучаем производить измерения одновременно несколькими одинаковыми мерками, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мерка, зачем надо измерять. Условными мерками могут быть кубики, бруски, полоски, ленточки (для измерения длины), а также стаканчики, чашки, ложки и другая посуда (для измерения объема жидких и сыпучих веществ). Меры и измеряемый предмет готовятся заранее так, чтобы условная мерка помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка. Дети выполняют лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывали их.
обучения измерение осуществляется одной меркой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую мерку отдельно. Например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую мерку в какую-нибудь отдельную посуду (одну мерку – в баночку, другую – в ведро). При выполнении линейных измерений каждая мерка фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только измеряет, откладывает мерки. Выполнив эту операцию, он переходит к другой – считает количество измерений. При этом возможны типичные ошибки, которые можно заблаговременно предусмотреть и избежать. Так, во время линейного измерения дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приводит к неправильному результату.
детей учат измерять величины одной условной меркой, при этом количество измерений фиксируют фишкой(маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить эту ошибку, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.
это одновременное выполнение двух видов деятельности – счета и измерения. Дети откладывают мерки и сразу называют число. Это тот уровень развития, к которому их надо подвести.
В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере.
1. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши?
Дети: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля.
Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши.
Дети: Стаканом, ложкой, банкой.
2. Определение цели.
Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой.
3. Выдвижение гипотез.
Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).
4. Проверка предположения.
Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка.
5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло).
Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.
Третий этап изучения темы величины:
Цель − усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы(работа с предметами, разными веществами, карточками).
Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы.
Детям предлагалось взять два листа бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.
Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?
Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?
Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.
На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).
Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.
ВЫВОД:
Использование элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников
Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе
 
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности.
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
 
Сентябрь - Октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Песочная страна Закрепить знания детей о свойствах песка. Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Тема 2: Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь» Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент
Тема 3: Глина, какая она? Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) Художественное творчество: моделирование изделий из глины.
Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Тема 4: Песок и глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай» Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Тема 5: Ветер и песок Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха» Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
  Познакомить со свойствами мокрого песка Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка» Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»
Тема 7: «Песочные часы» Знакомство с песочными часами Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы». Оформление папки «Мои открытия».
Тема 8: «Песок и глина» Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность:Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею Создание альбома: «Наши открытия»
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Этот удивительный воздух Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация:Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»
Тема 2: Парусные гонки Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер» Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.
Тема 3: Вдох - выдох Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»Здоровье:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни Консультация «Экспериментируем вместе с папой».
Тема 4: Сухой из воды Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».
Тема 5: Поиск воздуха Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья. Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
Тема 6: Муха – цокотуха Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).
Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.
Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе. Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.
Тема 8: В воде есть воздух Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. Коммуникация: формирование умений работать во заимодействииСовместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное
Январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Пар — это тоже вода Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием. Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.
Тема 2: С водой и без воды Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные
брызги»). Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»
Тема 3: Замораживаем воду Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий. Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Тема 4:Вода не имеет формы Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами. Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.
Февраль
«Человек».
Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Проверим слух Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши» Памятка: «Береги уши»
Тема 2: Наши помощники - глаза Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Дидактическая игра:
«Определи на вкус», «Определи по запаху» Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».
Март
«Экспериментирование с деревом»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Тонет - не тонет Знакомство со свойствами коры дерева Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой) Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях
Тема 2: Посадим деревце Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы:Инсценировка произведения:» Чудо-дерево» Посадка деревьев на участке.
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений Памятка: «Береги лес!»
Тема 4: Почему осенью опадают листья? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень». Сбор и оформление гербария.
Апрель
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: Парящий самолет Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит; Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
Тема 2: Притягивает - не притягивает Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. Совместное создание кукольного театра на магнитах.
Тема 4: Рисует магнит или нет Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.
Май
Экспериментирование с почвой.
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.
Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Тема 1: «Домашняя засуха» Дать представление о том, что в земле есть вода. Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»
Тема 2: «Где лучше расти» Знакомство со свойствами почвы Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.