Семинар – практикум для воспитателей. Тема: « Значение сказкотерапии в работе педагогов с детьми».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский №8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Семинар – практикум для воспитателей.
Тема: « Значение сказкотерапии в работе педагогов с детьми».
Подготовила и провела
Педагог-психолог:
Ханова Г.Н.
г.Агрыз. 2015г.
День первый.
Ход мероприятия:
Эмоциональный настрой: «Волшебный клубочек»
Вводная часть
С 2009 года я углубленно начала работает над темой «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста». Для этого использую методическую литературу Погосова М.М. «Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей» и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. «Основы сказкотерапии». Углубляясь, я поняла, что в каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией, и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным, таким как в сказке, ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его.
Сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.
Задачей ведущего сказкотерапии является видение оборотной стороны проблемы. Пробуждение веры.
Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные истории. «Сказка» - это что-то волшебное! – говорят многие.
А что, такое волшебство?
- Ответы участников…….(чудо; то, что не может быть в реальности; проявление необычных сил).
Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», - говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похоже, волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами. Итак, волшебники выступают преимущественно в качестве Созидателей, а колдуны – в качестве Разрушителей.
Волшебство – это великий труд. За одним взмахом волшебной палочки стоят великие знания, без которых не будет желаемого результата. Волшебник – это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот, кто научился только «размахивать» волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.
В практики я использую примеры, которыми объясняю, что волшебство на самом деле есть. Был случай, что ребенок на одном из занятий не поверил, что волшебство существует. И я начала приводить пример, рассказав, что наши мамы тоже волшебницы, но, не дожидаясь моего рассказа, ребенок сказал: «чепуха». Я продолжила рассказ «Из обыкновенной муки мамы готовят нам вкусные пироги. Разве это не волшебство? - спросила я. Ребенок некоторое время промолчал и сказал: «А вы же правы, на самом деле из обыкновенной муки…»продолжил свое размышление. После того как я выслушала его, сообщила, что из муки можно еще приготовить «волшебные краски».
- Так же в работе использую кукол «Марионеток», Волшебные предметы: «Палочки», «Очки», «Яичко». «Волшебный сундучок», «Волшебная коробочка», Волшебный коврик», «Пуфики с эмоциями».
- А сейчас я хочу поделиться опытом и рассказать про эти «Волшебные краски». И рассказать сказку про волшебницу, которая придумала «Волшебные краски».
Волшебные краски
Рисование «волшебными красками» - это сказкотерапевтическая техника для актуализации ресурса жизненной силы. Также используется для отреагирования и сублимации деструктивных чувств, подавленного напряжения.
На лист фанеры или плотного картона можно наносить множество слоев краски, пока художника не удовлетворит результат.
Готовые картины можно использовать в оформлении кабинета, создании декораций для спектаклей-импровизаций.
Простая инструкция – превратить простой лист картона в красивую сказочную страну; или создать сказочное настроение; или создать карту сказочной страны – «вид сверху».
Основной прием – спонтанное рисование.
- Так вот, жила, давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание, и… очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!
Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?! Ч то же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие – что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу»; для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения…«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.
С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.
Вот такая история, дорогие друзья!
На следующей встрече, которая состоится 17.12 2014г. мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.
А сейчас будьте любезны послушайте и запишите материалы, которые вам нужно будет принести завтра.
Материалы:
Клеенка, тряпки, салфетки, фартуки или халаты (словом, средства защиты)
Миски литровые (будущие «волшебные горшочки»)
Лист плотного картона, но лучше фанера или ДВП (для совместного рисования – большой лист, для каждого участника лист А4)
Мука (из расчета чуть меньше половины миски на одного человека)
Соль крупная (одна горсть – или 2-3- столовые ложки на одного человека)
Масло (подсолнечное или иное растительное) из расчета половина чайной ложки на одного человека
Клей ПВА (минимум 4 столовые ложки на одного человека, можно больше)
Краски ГУАШЬ (желательно свежая, желательно 12 цветов)
Вода (лучше, если у каждого участника будет своя мисочка или бутылочка; тесто постепенно разбавляется водой до густоты теста на оладьи или густые блины) Хорошо, если у каждого участника будет своя 1,5 литровая бутылка с водой из-под крана
Символическое значение «волшебных ингредиентов:
Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных возможностей для реализации задуманного, удовлетворенность, покой, гармония
Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы знаний, жизненного опыта
Масло растительное – сок растения, синхронизация с происходящим, и, как следствие, удачное стечение обстоятельств (масло добавляется немного, чтобы «не подскользнуться»)
Вода – энергия жизни во всех ее многоаспектных проявлениях
Клей – восстановление целого из частей
Краски – многообразие жизненных проявлений и опыта
«Волшебный горшочек» - символическая Чаша, вместилище нового опыта
День второй:
- Знаете ли вы, дорогие друзья, что в сказочном мире это называют «волшебным горшочком для красок»? Позвольте рассказать.
Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.
Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своем горшочке. Создавать страну мы будем общими красками. Итак, в путь!
(В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками.)(Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон (или лист фанеры, или ДВП) и показывает, как рисовать волшебными красками.)
- Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объемность».
(Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создается сказочная страна, поэтому она должна быть красивой, интересной, необычной.После того как страна будет создана, ведущий просит участников навести порядок. Затем все усаживаются в круг.)Интеграция
(Ведущий начинает обсуждение. Ниже приводятся примерные вопросы для обсуждения.)- Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
- Что было легко, а что трудно?
- Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной страны будет полезен нам в реальной жизни?
Резюмирование(После обсуждения ведущий подводит итог.)
- Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство – это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущение доброго волшебника, способного творить.
Ритуал выхода
- Сейчас пришло время возвращаться в реальный мир. Прошу вас протянуть руки над светильником, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох.… И, открывая глаза, сохранить в себе ощущение волшебника.
- Возвращаясь к сказкам, хочу сказать о том, что сказки выделяют на пять видов:
1.Художественные – это сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.
2.Дидактические – эти сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала.
3.Психокоррекционные – эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
4.Психотерапевтические – это сказки, врачующие Душу…Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.
5.Медитативные – эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Минута благодарности. (Педагог благодарит участников за активное участие в ходе семинара. Спасибо за активное участие!...и т.п.)