Статья Особенности становления звуковой стороны слов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности становления звуковой стороны слов у детей младшего дошкольного возраста
Елена Иванова Особенности становления звуковой стороны слов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности становления звуковой стороны слов
у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) включает в себя прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению.
Работа по воспитанию звуковой культуре речи детей младшей возрастной группы включает в себя игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонации. При этом важно, чтобы дети постепенно усваивали материал, повторяли его.
Исследователи говорили, что вместе с работой над правильным звукопроизношением нужно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – над темпом речи, силой голоса, интонацией.
В этих умениях закладывается наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонацией и выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, т. к. от того как произносятся звуки в речи дошкольника зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работать над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией, нужно проводить для формирования четкой артикуляции звуков и для того, чтобы приучить детей слушать речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.
Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии. Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением.
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий. Детей учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами.
Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуков.
Игры для развития артикуляционного аппарата
Дудочка и колокольчик
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -дудочка и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь».Педагог показывает детям инструменты, дети изображают, как они звучат. Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
«Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит».
Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку – зверушку, дети изображают как она «кричит»:
- Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок?Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряд игрушек:
- Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква- ква, кря-кря?
Литература
О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».
Иванова Е. А. «Особенности становления звуковой стороны слов
у детей младшего дошкольного возраста».