Методические рекомендаци к единому уроку Победный май
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»
Сафиханова Галина Владимировна
Методические рекомендации по проведению единого урока «Победный Май!», посвященного 70-летию Великой Победы.
Вольск, 2015 г.
Методические рекомендации составлены к единому уроку «Победный Май!», посвященному 70-летию Великой Победы.
Для преподавателей истории, классных руководителей, организаторов воспитательной работы в школах и учреждениях среднего профессионального образования.
Сафиханова Галина Владимировна, преподаватель общественных дисциплин, г. Вольск, ГБПОУ СО «ВСЛ», преподаватель высшей квалификационной категории/
9 мая 2015 года наша страна будет отмечать великую дату в истории Отечества – 70-летие Великой Победы. Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность.
Молодое поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу вносили свой вклад в Победу.
Опасность войны была мировой проблемой. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизаций, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во вторую мировую войну было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.
Молодое поколение должно знать о важнейших этапах ВОВ. Это оборона Бреста, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944-1945 году.
В настоящее время в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад нашего государства в победу над фашистской Германией. Потомкам необходимо напомнить, что в ходе второй мировой войны эта роль не ставилась под сомнение ни в стане фашистских государств, ни в рядах ведущих держав антигитлеровской коалиции, что именно Советская Армия, и внесла решающий вклад в Великую Победу над гитлеровским фашизмом. Из 13,6 млн. человек, которые потеряла гитлеровская Германия за время второй мировой войны, 10 млн. нашли себе могилу на восточном фронте, разгром фашизма завершился наказанием главных военных преступников.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главная страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и лишений. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.
Праздник Великой Победы – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, чтобы каждый человек помнил: « Лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, который готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца».
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития сегодняшней России. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов. Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, живущих рядом с нами, и которых остается все меньше и меньше, — подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.
Целью составления данных методических рекомендаций является оказание помощи педагогам в организации и проведении мероприятий посвященных, празднованию 70 годовщины со дня Великой Победы и единого урока «Победный Май!»
Рекомендации по проведению единого урока «Победный Май», посвященного 70-- летию Великой Победы
«Есть память, которой не будет забвенья!»
Целью единого урока «Победный Май», посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне, является создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству и его защитникам, поддержания интереса обучающихся к Российской истории через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения урока являются:
раскрытие значимости Великой Победы;
создание конкретного образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;
показ Победы как результата героических усилий единого многонационального государства;
использование краеведческого материала, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины земляков, рассказы ветеранов о времени Великой Отечественной войны;
использование семейных архивов учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.);
встречи с ветеранами боевых действий Великой Отечественной войны, участников трудового фронта времен войны;
опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, краеведению, другим предметам, в которых были, пусть фрагментарные, материалы по истории Великой Отечественной войны;
целесообразно заранее дать поручение некоторым учащимся: подготовить сообщения по теме занятия, стихи о Великой Отечественной войне.
Важным средством достижения цели по проведению единого урока является использование краеведческого материала, связанного с историей малой родины, семьи, жизни конкретных людей. Следует особо отметить огромный вклад Саратовского края в победу над врагом. (См. Приложение 1).
При проведении уроков рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал, библиотек, учреждений культуры и дополнительного образования.
Целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. Перед проведением урока можно организовать экскурсию в музеи, комнаты боевой славы, тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям Великой Отечественной войны.
Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Урок можно построить как час воспоминаний «Я расскажу вам о войне» или «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», который был бы основан на семейных рассказах обучающихся и взрослых о своих родственниках - участниках войны и тружениках тыла. Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах - сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны. На мероприятии необходимо, предоставить возможность самим ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать слайд-презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи собственного сочинения или эссе. Подобное мероприятие поможет молодежи не только ближе познакомиться с героическим прошлым нашей страны, но и более полно узнать историю своей семьи.
Можно провести музыкально-поэтическую эстафету, которая включает: поэтическую композицию «Далекому мужеству верность храня» - прочтение стихотворений и произведений художественной литературы периода Великой Отечественной войны; музыкальный вечер «Забыть невозможно» - по песням военных лет; классный час «Война глазами художников», который позволит взглянуть на события войны через призму изобразительного искусства, познакомит ребят с картинами, плакатами и карикатурами советских художников (А.А. Пластов «Фашист пролетел», С.В. Герасимов «Мать партизана», В. Б. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт» и др.). В конце мероприятия можно провести с ребятами дискуссию-обсуждение, выяснить их отношение к произведениям искусства того периода. Познание истории войны через произведения искусства должно расширить кругозор молодого поколения и углубить их знания о ВОВ.
Мероприятия должны сопровождаться мультимедийными презентациями, которые содержат особенно значимый потенциал духовно- нравственного и патриотического воспитания. Тематика их может быть самой разнообразной: «Огненные версты Великой Отечественной», «Детство, опалённое войной», «Ради мира на земле», «У войны не женское лицо», «Они ковали Победу», «Наш край в годы ВОВ», «Имена героев в названиях улиц живут» и др.
Возможны проведение дискуссионных и лекционных мероприятий по тематике Великой Отечественной войны (информационный час, диспут, устный журнал, тематическая лекция), просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе («Отец солдата» - режиссёр Резо Чхеидзе, 1964, Грузия; «А зори здесь тихие» - режиссёр Станислав Ростоцкий, 1972, Россия; «Иди и смотри» - режиссёр Элем Климов, 1985, Беларусь; «В бой идут одни старики» - режиссёр Леонид Быков,1973, Украина; «Буду помнить» (2010) и др. Фильмы позволяют объяснить молодому поколению, почему всё, что связано с фальсификацией победы, болезненно воспринимается большинством народа. Эти фильмы доказывают, что память о священной войне связывает многие народы, способствует укреплению дружбы между ними).Новые традиции: общественная акция «Георгиевская ленточка» (В рамках проводимых в образовательных организациях мероприятий, следует обратить внимание на ставшую традицией раздачу Георгиевских лент накануне праздника. Это важное мероприятие требует разъяснения, тем более потому, что нередко можно увидеть неподобающее использование этого символа). С каждым годом все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Отношение к прошлому своей страны ярко показывает нравственную сторону нации. Память о стойкости и мужестве людей, которые отдали свое здоровье и жизнь за освобождение Родины от фашистского ига должна остаться навечно в сердцах и душах нынешнего и будущих поколений. Главная цель мероприятий, посвященных предстоящей юбилейной дате, - донести до обучающихся смысл подвига советских людей, которые отдали свои жизни за свободу Родины. Как можно эмоциональнее рассказать нынешнему поколению, какой ценой была завоевана Победа, чтобы молодые люди в свою очередь также трепетно смогли донести свои патриотические чувства и эмоции будущем поколениям.
Литература
Аксененко С.И. Великая ложь о Великой войне. Разоблачение фальсификации истории Великой Отечественной.
Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников при изучении истории Великой Отечественной войны 1941–1945гг: Методические рекомендации. СПб.: АППО, 2012.
Алексеев С.П. Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М: Педагогика, 1990.
Берггольц О.Ф. Встреча. Дневные звёзды. В 2 ч. Ч. 1. Путь к Победе. Победа!; Ч.2. Главы, фрагменты/ О.Ф. Берггольц. - М.: Русская книга, 2000.
Быков А.К., Любан Т.Н. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. 2010. № 3. С. 41-47.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Вестник Архива Президента РФ. Война 1941- 1945. - М. 2010.
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне.
Духовная жизнь России и Великая отечественная война 1941-1945 гг. М., 1995.
Исаев А.В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. - М.: Эксмо, Яуза, 2004.
Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. - М.: Минувшее, 2005 и др.
Сталинградская битва. Июнь 1942 - февраль 1943: Энциклопедия. Волгоград, 2007. С. 339.
У нас не будет в этой войне тыла… Саратов, 2005. С.2. (Издание Управления по делам архивов Саратовской области, Государственного архива Саратовской области, Центра документации новейшей истории Саратовской области)
Саратовская область в годы великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Архивные документы. Саратов, 2005. С.8
Юнгам - саратовцам посвящается. Юным морякам-саратовцам соловецкой школы. Проверено 17 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013.
Интернет-ресурсы
http://war2poet.narod.ru/index1.htm (Советские поэты о войне).
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00048601184864105790/woid/00047101184773070886/
http://www.otvoyna.ru/pesni.htm (музыка, песни Великой Отечественной войны) и др.
http://saratov.far.ru/war.htmhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Саратов_в_годы_Великой_Отечественной_войны
Приложение
История праздника Дня Победы
День Победы — праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Отмечается 9 мая как нерабочий день в Абхазии, Азербайджане, Армении, Белоруси, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине и Южной Осетии.Введён в 1945 году. Впервые широко День Победы был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия и в том же юбилейном 1965 году стал нерабочим днем календаря. Праздник всегда сохранял своё важнейшее значение: выпускались праздничные открытки, звучали поздравления в адрес фронтовиков, и до наших дней производится праздничный салют на Красной площади и др. городах, проводится Парад Победы.
В период существования СССР военныe парады на Красной площади 9 мая были в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы; ежегодно парады проводились 7 ноября. C шестидесятых годов своеобразные военные парады 9 мая стали проводиться во многих городах СССР. В этот день воинские части и военные училища маршем проходили по улицам городов к военным мемориалам или памятникам погибшим воинам, где проводились митинги и возложения цветов.
После распада СССР парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года, когда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно — но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации.
Праздничные шествия в честь Дня Победы традиционно проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
Хроника истории праздника:
1965 — возвращение празднования Дня Победы как выходного дня.
1995 — 50-летие Победы. Открытие мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Маршалу Г. К. Жукову на Манежной площади. Пеший парад ветеранов на Красной площади, военной техники на Поклонной горе.
2000 — 55-летие Победы. Последний пеший парад ветеранов на Красной площади.
2005 — 60-летие Победы. Исторический и современный парад. Кульминация парада - проезд 2600 ветеранов на легендарных «полуторках».
2006 — Указом президента Российской Федерации учреждено почётное звание «Город воинской славы».
2008 — во время парада впервые в истории современной России на Красной площади была использована тяжёлая военная техника.
2010 — 65-летие Победы. Впервые в России состоялся общероссийский парад Победы.
Что такое Георгиевская лента
Лента появилась вместе с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учреждённого императрицей Екатериной II. Это был единственный орден, которым награждали только за заслуги на поле боя.
Колодки Ордена Славы учреждённого в 1943 году украшает также Георгиевская лента. Этот орден выдавали только за личный подвиг на поле боя.
Военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны, награждались «Медалью за победу над Германией», учреждённой 9 мая 1945 г. На колодках этой медали также Георгиевская лента.
Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия». Это высшая военная награда Российской Федерации. Ею удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций.
Цвета ленты - чёрный и оранжевый - означают дым и пламень. Это особая награда для воинов, проявивших личную доблесть в бою. Георгиевская лента на нашей одежде - это знак признательности тем, кто рисковал жизнью и проливал кровь за наше Отечество: в годы Великой отечественной войны, во все времена. Это напоминание о неисчислимых жертвах войны. Это символ торжества правды. Использование этой ленты неподобающим образом оскорбляет народную память, является надругательством над святынями.
Саратовский край в годы великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
На фронтах Великой Отечественной войны тысячи саратовцев проявили высокую боевую доблесть. За мужество и героизм, проявленные в боях, 47 тысяч солдат, сержантов и офицеров-саратовцев были награждены орденами и медалями. Более 200 воинов-саратовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Всему народу известны имена Героев Советского Союза: генерал-майора И.В. Панфилова, уроженца г. Петровска, политрука В.Г. Клочкова-Диева, уроженца с. Синодское, Саратовского района, слова которого прозвучали на всю страну: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!”. В начале войны в Вольский военкомат пришла хрупкая девушка Зина Маресева, положила на стол военного комиссара Воробьёва заявление: "Прошу зачислить меня в ряды РКК Армии, так как хочу наравне со всеми защищать свою Родину — оказывать помощь бойцам, учусь на медкурсах запаса медицинских сестёр. Прошу в просьбе не отказать. Мой адрес: улица Льва Толстого, г. Вольск, дом № 110. Маресева Зинаида Ивановна. Год рождения: 1923 г., 20 июня". Ныне на этом доме — мемориальная доска, гласящая, что тут жила Герой Советского Союза Зинаида Маресева.
Трудящиеся нашей области, оставшиеся в дни войны в тылу, проявляли повседневную заботу о сражавшейся на фронтах Красной Армии. Единодушно подписывались на государственные займы, передавали свои личные сбережения и отчисления от зарплаты на постройку эскадрилий самолетов, танковых колонн и т. д. Як-3 на заводском аэродроме. Саратов. 1941 год Огромная часть средств, по различным оценкам около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. Сейчас известно около 100 фамилий лётчиков, получивших в дар боевые машины от саратовцев. Среди них есть и генерал-полковник А.Н. Катрич, совершивший первый ночной высотный таран в небе под Москвой. Сколько патриотических дел остались безымянными! В годы войны в Саратове дислоцировались многие военные учебные заведения. Здесь размещался штаб Приволжского военного округа - одного из центров формирования частей и соединений для фронта. Саратов подготовил и отправил на фронт свыше 500 различных войсковых единиц. Около тридцати военных школ, училищ и курсов готовили командиров и специалистов для действующей армии. Наиболее известны в Саратове были 1-е и 2-е танковые, пехотное и пограничное училища. За годы войны первое и второе СТУ произвели 50 выпусков, подготовили около 12 тысяч командиров и техников-танкистов. Среди их воспитанников - 130 Героев Советского Союза, трое из них стали Героями дважды.
Ещё накануне войны с Германией Наркомздрав АССР НП разработал план развёртывания эвакогоспиталей в г. Энгельсе. В первые дни войны начали действовать ЭГ-1695 и ЭГ-1694. 24 июля было принято решение открыть третий по счёту эвакогоспиталь, получивший впоследствии № 3659. Начальником его был назначен Лев Николаевич Полянский. 1454С раненых принял эвакогоспиталь только за период дислокации в г. Энгельсе а всего за весь период войны - 27064 раненых.
Значительно возросла роль районов Поволжья в народном: хозяйстве СССР. В 1942 г. в этих районах объем производства промышленной продукции составил 12 млрд. руб., а в 1943 г.—13,5 млрд. руб. против 3,9 млрд. руб. в 1940 году. Удельный вес районов Поволжья в промышленности СССР вырос за это время в 4 раза. Выпуск валовой продукции на предприятиях Саратовской области за годы войны увеличился вдвое. В корне изменился уже в первый год войны промышленный облик Саратова. Особенно значительным был рост металлообрабатывающей промышленности. Только за 1942 г. объем продукции, выпущенной металлообрабатывающими заводами союзных наркоматов, находившимися в области, вырос по сравнению с 1941 г. в 3,8 раза, более чем в два раза увеличилось количество работающих на этих заводах. Промышленные предприятия г. Саратова и Саратовской области изо дня в день увеличивали выпуск продукции для фронта. Коллектив крекинг-завода имени С.М. Кирова за девять месяцев 1944 г. дал прирост продукции, по сравнению с этим же периодам временя 1943 г., на 68%, и с июля 1944 г. держал переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны. Огромную роль в решении задач сельского хозяйства сыграли советские женщины. Если в 1941 г. в Саратовской области на тракторах работали 240 девушек-трактористок, то в 1942 г. 10 тысяч трактористок и 800 комбайнеров, а в 1943 г. 14 тысяч трактористок. В 1941 г. не было ни одной женской тракторной бригады, в 1942 г. работали уже 1047 женские тракторные бригады, а в 1943 г. 265 тракторных бригад. Немалую помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, а также студенты вузов и учащиеся старших классов школ. Только летом 1942 г. на полях колхозов и совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников, из них 9000 студентов и 16000 школьников г. Саратова. Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция. В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В годы войны в госпиталях г. Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода, саратовские звакогоспитали добивались возвращения в строй 80—90% раненых. Работники искусств г. Саратова с первых же дней войны широко развернули художественное обслуживание фронта, госпиталей и войсковых частей Красной Армии, расположенных в городе и области. Война была суровым испытанием для страны, для всего народа. Выдержав его, одержав историческую победу благодаря жизненной силе страна смогла вернуться к мирному строительству